Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-8.pdf
Направление: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
Цель: создание условий для формирования у воспитанников основ логико – математического мышления, развития навыков проектирования, моделирования и конструирования через применение в образовательном процессе дидактического набора «Дары Фрёбеля».
Задачи:
ü формировать умения сравнивать предметы по одному признаку величины (длине);
ü упражнять в умении подбирать фигуры различной формы в зависимости от основного правила;
ü развивать умение составлять целостное изображение предмета из геометрических фигур;
ü учить составлять и решать логические задачи;
ü развивать пространственную ориентировку на плоскости стола и листа бумаги, умение чётко следовать инструкции, обследовать и анализировать конструкции зрительно – осязательным образом;
ü воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи
Материалы и оборудование: дидактический набор «Дары Фрёбеля», презентация ИКТ (с героями из русской народной сказки «Теремок»), две дорожки разной длины, толщины и цвета, конверты с геометрическими фигурами.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Получила письмо от наших лесных друзей. Просят о помощи, поможем им?
Поскорее собираемся – в путешествие отправляемся!
– Ребята, мы сегодня с вами поедем путешествовать. Как вы думаете, на чем можно поехать в путешествие? (На машине, на автобусе, на поезде).
Дети выбирают водителя автобуса (считалочкой), который берет в руки руль, кондуктора, который берет сумку с билетами. Остальные рассаживаются на стульчики, имитируя рассадку в автобусе. Когда все заняли свои места, кондуктор раздает билеты.
– Посмотрите внимательно на свои билеты. Что на них изображено? (геометрические фигуры разного цвета). Вам надо сесть на тот стульчик, на котором изображена такая же фигура, как и на билете (рассаживаются, проверка билетов и мест).
Дети имитируют движения в автобусе.
Воспитатель: Мы приехали на лесную сказочную поляну.
Постановка проблемы
Слайд 1 – «Сказочная поляна, где сидит мышка»
Воспитатель: Вот, ребята, мы на сказочной поляне. Посмотрите, как здесь красиво! Смотрите чей-то теремок стоит.
Мышка: Пи-пи-пи!
Воспитатель: Ой, слышите, кто-то плачет или пищит? Кто это? (Ответы детей). Что ты мышка плачешь?
Мышка: Пи-пи-пи!
Воспитатель: Ой, что-то ничего не пойму. Пока мышка успокоится, давайте вспомним, что это за сказка.
Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок, не высок (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Да это сказка «Теремок». Значит, к нам пришла не просто мышка, а мышка - норушка. Ребята мышка перестала плакать, сейчас она нам расскажет, что случилось. Я сейчас подойду поближе, чтобы всё услышать.
Воспитатель: Мышка рассказала, что баба - яга заколдовала всех жителей сказочной поляны. Она просит помочь.
– Что ж, ребята поможем? Ну, тогда садитесь и слушайте внимательно.
Дидактическая игра «Измерь дорожку».
– Для того, чтобы расколдовать сказочного жителя, нужно выполнить следующее задание. Ребята подойдите ко мне. Перед нами две дорожки.
– Какого цвета дорожки?
– Что нужно сделать, чтобы узнать какая дорожка короткая, а какая длинная?
– По какой дорожке доберётся быстрее сказочный житель?
– Молодцы! Справились! Мы с вами расколдовали сказочного жителя.
Слайд 2 – «Зайчик - побегайчик»
– Кто это?
– Смотрите, а зайчик - побегайчик очень быстро перебежал по дорожке на поляну и уже возле теремка.
– А вы ребята так сможете?
– Давайте выпрямим спины, поставим руки на пояс и пойдём по ней друг за другом.
Дидактическая игра «Собери лисе бусы»
– Мы немного отдохнули! Расколдовать следующего жителя сказочной поляны мы сможем, если выполним задание. Давайте пройдем, где нас ждёт задание. Тут ребята бусы из геометрических фигур, шнур и образец, по которому нужно собрать бусы.
Нанизывала Люся на ниточку бусы,
Раз-два-три, много бусин не бери.
Сделала Люся красивые бусы,
На шею надела, в зеркало глядела.
Ах, какие бусы у Люси
– Молодцы, справились и с этим заданием!
Покажите друг другу свои бусы. И кого вы расколдовали?
– Правильно Лисичку-сестричку и собрали вы бусы для неё.
Слайд 3 – «Лисичка-сестричка»
Дидактическая игра «Засели домик»
– Чтобы расколдовать следующего сказочного жителя, нам с вами нужно перейти вот за эти столы и заселить 3-х этажный дом непростыми жильцами, а из геометрических фигур. Посмотрите у вас у каждого дом и разные геометрические фигуры.
– Заселите весь дом жильцами: кругами, квадратами, треугольниками, и, чтобы они выглядывали из разных окошек.
– Молодцы! Справились! И вы расколдовали…
Слайд 4 – «Волчок серый бочок»
Дидактическая игра «Далеко и близко»
– Перед вами сказочная полянка, на полянке стоит теремок и сказочные герои, которых мы освободили. Нужно определить, кто находится далеко, а кто близко к теремку.
– Далеко или близко Мышка-норушка?
– А Лягушка-квакушка?
– А Зайчик побегайчик?
– Далеко или близко Лисичка, а Волчок?
– Вы расколдовали ещё одного жителя. И это?
Слайд 5 – «Медведь косолапый»
– Молодцы ребята, вы расколдовали всех жителей нашей сказочной полянки.
Слайд 6 – «Все жители сказочной полянки»
– Но вот снова мышка кричит. Пищит!
Мышка: Пи-пи-пи!
Воспитатель: Ну - ка, подойду опять поближе, чтобы услышать, что там опять случилось. Ребята, мышка говорит, что мы с заданиями бабы - яги справились. Молодцы! Вы всех спасли. На сказочной поляне стало всё на свои места. Пора возвращаться в детский сад. Садимся в автобус.
Итог занятия:
Воспитатель:Путешествие подошло к концу. Понравилось ли оно вам? Было ли полезным? Чему научились в нашем путешествии?
– Если всё было легко, всё получилось, из набора Фрёбеля изобразите жёлтое солнце, если возникли небольшие трудности – тучку, если же трудностей было много – дождик.
Направление: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
Цель: создание условий для формирования у воспитанников основ логико – математического мышления, развития навыков проектирования, моделирования и конструирования через применение в образовательном процессе дидактического набора «Дары Фрёбеля».
Задачи:
ü формировать умения сравнивать предметы по одному признаку величины (длине);
ü упражнять в умении подбирать фигуры различной формы в зависимости от основного правила;
ü развивать умение составлять целостное изображение предмета из геометрических фигур;
ü учить составлять и решать логические задачи;
ü развивать пространственную ориентировку на плоскости стола и листа бумаги, умение чётко следовать инструкции, обследовать и анализировать конструкции зрительно – осязательным образом;
ü воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи
Материалы и оборудование: дидактический набор «Дары Фрёбеля», презентация ИКТ (с героями из русской народной сказки «Теремок»), две дорожки разной длины, толщины и цвета, конверты с геометрическими фигурами.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Получила письмо от наших лесных друзей. Просят о помощи, поможем им?
Поскорее собираемся – в путешествие отправляемся!
– Ребята, мы сегодня с вами поедем путешествовать. Как вы думаете, на чем можно поехать в путешествие? (На машине, на автобусе, на поезде).
Дети выбирают водителя автобуса (считалочкой), который берет в руки руль, кондуктора, который берет сумку с билетами. Остальные рассаживаются на стульчики, имитируя рассадку в автобусе. Когда все заняли свои места, кондуктор раздает билеты.
– Посмотрите внимательно на свои билеты. Что на них изображено? (геометрические фигуры разного цвета). Вам надо сесть на тот стульчик, на котором изображена такая же фигура, как и на билете (рассаживаются, проверка билетов и мест).
Дети имитируют движения в автобусе.
Воспитатель: Мы приехали на лесную сказочную поляну.
Постановка проблемы
Слайд 1 – «Сказочная поляна, где сидит мышка»
Воспитатель: Вот, ребята, мы на сказочной поляне. Посмотрите, как здесь красиво! Смотрите чей-то теремок стоит.
Мышка: Пи-пи-пи!
Воспитатель: Ой, слышите, кто-то плачет или пищит? Кто это? (Ответы детей). Что ты мышка плачешь?
Мышка: Пи-пи-пи!
Воспитатель: Ой, что-то ничего не пойму. Пока мышка успокоится, давайте вспомним, что это за сказка.
Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок, не высок (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Да это сказка «Теремок». Значит, к нам пришла не просто мышка, а мышка - норушка. Ребята мышка перестала плакать, сейчас она нам расскажет, что случилось. Я сейчас подойду поближе, чтобы всё услышать.
Воспитатель: Мышка рассказала, что баба - яга заколдовала всех жителей сказочной поляны. Она просит помочь.
– Что ж, ребята поможем? Ну, тогда садитесь и слушайте внимательно.
Дидактическая игра «Измерь дорожку».
– Для того, чтобы расколдовать сказочного жителя, нужно выполнить следующее задание. Ребята подойдите ко мне. Перед нами две дорожки.
– Какого цвета дорожки?
– Что нужно сделать, чтобы узнать какая дорожка короткая, а какая длинная?
– По какой дорожке доберётся быстрее сказочный житель?
– Молодцы! Справились! Мы с вами расколдовали сказочного жителя.
Слайд 2 – «Зайчик - побегайчик»
– Кто это?
– Смотрите, а зайчик - побегайчик очень быстро перебежал по дорожке на поляну и уже возле теремка.
– А вы ребята так сможете?
– Давайте выпрямим спины, поставим руки на пояс и пойдём по ней друг за другом.
Дидактическая игра «Собери лисе бусы»
– Мы немного отдохнули! Расколдовать следующего жителя сказочной поляны мы сможем, если выполним задание. Давайте пройдем, где нас ждёт задание. Тут ребята бусы из геометрических фигур, шнур и образец, по которому нужно собрать бусы.
Нанизывала Люся на ниточку бусы,
Раз-два-три, много бусин не бери.
Сделала Люся красивые бусы,
На шею надела, в зеркало глядела.
Ах, какие бусы у Люси
– Молодцы, справились и с этим заданием!
Покажите друг другу свои бусы. И кого вы расколдовали?
– Правильно Лисичку-сестричку и собрали вы бусы для неё.
Слайд 3 – «Лисичка-сестричка»
Дидактическая игра «Засели домик»
– Чтобы расколдовать следующего сказочного жителя, нам с вами нужно перейти вот за эти столы и заселить 3-х этажный дом непростыми жильцами, а из геометрических фигур. Посмотрите у вас у каждого дом и разные геометрические фигуры.
– Заселите весь дом жильцами: кругами, квадратами, треугольниками, и, чтобы они выглядывали из разных окошек.
– Молодцы! Справились! И вы расколдовали…
Слайд 4 – «Волчок серый бочок»
Дидактическая игра «Далеко и близко»
– Перед вами сказочная полянка, на полянке стоит теремок и сказочные герои, которых мы освободили. Нужно определить, кто находится далеко, а кто близко к теремку.
– Далеко или близко Мышка-норушка?
– А Лягушка-квакушка?
– А Зайчик побегайчик?
– Далеко или близко Лисичка, а Волчок?
– Вы расколдовали ещё одного жителя. И это?
Слайд 5 – «Медведь косолапый»
– Молодцы ребята, вы расколдовали всех жителей нашей сказочной полянки.
Слайд 6 – «Все жители сказочной полянки»
– Но вот снова мышка кричит. Пищит!
Мышка: Пи-пи-пи!
Воспитатель: Ну - ка, подойду опять поближе, чтобы услышать, что там опять случилось. Ребята, мышка говорит, что мы с заданиями бабы - яги справились. Молодцы! Вы всех спасли. На сказочной поляне стало всё на свои места. Пора возвращаться в детский сад. Садимся в автобус.
Итог занятия:
Воспитатель:Путешествие подошло к концу. Понравилось ли оно вам? Было ли полезным? Чему научились в нашем путешествии?
– Если всё было легко, всё получилось, из набора Фрёбеля изобразите жёлтое солнце, если возникли небольшие трудности – тучку, если же трудностей было много – дождик.