2023 2022
1 (219) 2023

Алексеева Е.А. КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-8.pdf

Направление: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Цель: создание условий для формирования у воспитанников основ логико – математического мышления, развития навыков проектирования, моделирования и конструирования через применение в образовательном процессе дидактического набора «Дары Фрёбеля».

Задачи:

ü формировать умения сравнивать предметы по одному признаку величины (длине);

ü упражнять в умении подбирать фигуры различной формы в зависимости от основного правила;

ü развивать умение составлять целостное изображение предмета из геометрических фигур;

ü учить составлять и решать логические задачи;

ü развивать пространственную ориентировку на плоскости стола и листа бумаги, умение чётко следовать инструкции, обследовать и анализировать конструкции зрительно – осязательным образом;

ü воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи

Материалы и оборудование: дидактический набор «Дары Фрёбеля», презентация ИКТ (с героями из русской народной сказки «Теремок»), две дорожки разной длины, толщины и цвета, конверты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Получила письмо от наших лесных друзей. Просят о помощи, поможем им?
Поскорее собираемся – в путешествие отправляемся!

– Ребята, мы сегодня с вами поедем путешествовать. Как вы думаете, на чем можно поехать в путешествие? (На машине, на автобусе, на поезде).

Дети выбирают водителя автобуса (считалочкой), который берет в руки руль, кондуктора, который берет сумку с билетами. Остальные рассаживаются на стульчики, имитируя рассадку в автобусе. Когда все заняли свои места, кондуктор раздает билеты.

– Посмотрите внимательно на свои билеты. Что на них изображено? (геометрические фигуры разного цвета). Вам надо сесть на тот стульчик, на котором изображена такая же фигура, как и на билете (рассаживаются, проверка билетов и мест).

Дети имитируют движения в автобусе.

Воспитатель: Мы приехали на лесную сказочную поляну.

Постановка проблемы

Слайд 1 – «Сказочная поляна, где сидит мышка»

Воспитатель: Вот, ребята, мы на сказочной поляне. Посмотрите, как здесь красиво! Смотрите чей-то теремок стоит.

Мышка: Пи-пи-пи!

Воспитатель: Ой, слышите, кто-то плачет или пищит? Кто это? (Ответы детей). Что ты мышка плачешь?

Мышка: Пи-пи-пи!

Воспитатель: Ой, что-то ничего не пойму. Пока мышка успокоится, давайте вспомним, что это за сказка.

Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок, не высок (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Да это сказка «Теремок». Значит, к нам пришла не просто мышка, а мышка - норушка. Ребята мышка перестала плакать, сейчас она нам расскажет, что случилось. Я сейчас подойду поближе, чтобы всё услышать.

Воспитатель: Мышка рассказала, что баба - яга заколдовала всех жителей сказочной поляны. Она просит помочь.

– Что ж, ребята поможем? Ну, тогда садитесь и слушайте внимательно.

Дидактическая игра «Измерь дорожку».

– Для того, чтобы расколдовать сказочного жителя, нужно выполнить следующее задание. Ребята подойдите ко мне. Перед нами две дорожки.

– Какого цвета дорожки?

– Что нужно сделать, чтобы узнать какая дорожка короткая, а какая длинная?

– По какой дорожке доберётся быстрее сказочный житель?

– Молодцы! Справились! Мы с вами расколдовали сказочного жителя.

Слайд 2 – «Зайчик - побегайчик»

– Кто это?

– Смотрите, а зайчик - побегайчик очень быстро перебежал по дорожке на поляну и уже возле теремка.

– А вы ребята так сможете?

– Давайте выпрямим спины, поставим руки на пояс и пойдём по ней друг за другом.

Дидактическая игра «Собери лисе бусы»

– Мы немного отдохнули! Расколдовать следующего жителя сказочной поляны мы сможем, если выполним задание. Давайте пройдем, где нас ждёт задание. Тут ребята бусы из геометрических фигур, шнур и образец, по которому нужно собрать бусы.

Нанизывала Люся на ниточку бусы,

Раз-два-три, много бусин не бери.

Сделала Люся красивые бусы,

На шею надела, в зеркало глядела.

Ах, какие бусы у Люси

– Молодцы, справились и с этим заданием!

Покажите друг другу свои бусы. И кого вы расколдовали?

– Правильно Лисичку-сестричку и собрали вы бусы для неё.

Слайд 3 – «Лисичка-сестричка»

Дидактическая игра «Засели домик»

– Чтобы расколдовать следующего сказочного жителя, нам с вами нужно перейти вот за эти столы и заселить 3-х этажный дом непростыми жильцами, а из геометрических фигур. Посмотрите у вас у каждого дом и разные геометрические фигуры.

– Заселите весь дом жильцами: кругами, квадратами, треугольниками, и, чтобы они выглядывали из разных окошек.

– Молодцы! Справились! И вы расколдовали…

Слайд 4 – «Волчок серый бочок»

Дидактическая игра «Далеко и близко»

– Перед вами сказочная полянка, на полянке стоит теремок и сказочные герои, которых мы освободили. Нужно определить, кто находится далеко, а кто близко к теремку.

– Далеко или близко Мышка-норушка?

– А Лягушка-квакушка?

– А Зайчик побегайчик?

– Далеко или близко Лисичка, а Волчок?

– Вы расколдовали ещё одного жителя. И это?

Слайд 5 – «Медведь косолапый»

– Молодцы ребята, вы расколдовали всех жителей нашей сказочной полянки.

Слайд 6 – «Все жители сказочной полянки»

– Но вот снова мышка кричит. Пищит!

Мышка: Пи-пи-пи!

Воспитатель: Ну - ка, подойду опять поближе, чтобы услышать, что там опять случилось. Ребята, мышка говорит, что мы с заданиями бабы - яги справились. Молодцы! Вы всех спасли. На сказочной поляне стало всё на свои места. Пора возвращаться в детский сад. Садимся в автобус.

Итог занятия:

Воспитатель:Путешествие подошло к концу. Понравилось ли оно вам? Было ли полезным? Чему научились в нашем путешествии?

– Если всё было легко, всё получилось, из набора Фрёбеля изобразите жёлтое солнце, если возникли небольшие трудности – тучку, если же трудностей было много – дождик.