Выпуск № 30 (105) 2021

Головенко С.К., Середа О.Ю. Обогащение словаря детей дошкольного возраста с использованием полисенсорного подхода

Богатый и хорошо развитый словарный запас служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное практическое значение. Богатый словарный запас ребенка – это признак высокоразвитой речи. Расширение словарного запаса необходимое условие для развития коммуникативных умений детей. Дошкольный возраст является периодом быстрого обогащения словаря.
Перед педагогами дошкольного образования стоит задача поиска наиболее эффективных подходов, позволяющих решить задачу обогащения словаря дошкольников, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Одним из таких подходов является полисенсорный. Понятие «полисенсорный» является простой суммой различных ощущений, привычным характером реальных восприятий, которые редко сводятся к одной модальности ощущений [2].
Г.А. Ванюхина определяет состав полисенсорного комплекса восприятий в их горизонтальной (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и вертикальной (физиология, психика, символика, логика, речь, общение, интуиция) векторности:
1. Предметно-действенное (сенсомоторное) восприятие представлено кинетическим, визуальным, аудиальным, осязательным, обонятельным, вкусовым.
2. Эмотивное (психическое = аффективно-эмоциональное) восприятие.
3. Символьное (образно-эстетическое) восприятие.
4. Логическое (мыслительное) восприятие.
5. Вербальное восприятие.
6. Коммуникативное (общностно-нравственное в природно-социальном комплексе) восприятие.
7. Интуитивное (духовное) восприятие [1].
В своей практики мы используем возможности полисенсорного подхода в обогащении словаря детей дошкольного возраста. В таблице 1 представлен фрагмент планирования работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста с использованием полисенсорного подхода.
Таблица 1. Фрагмент планирования работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста с использованием полисенсорного подхода

Месяц

Направления логопедической работы

Лексические темы

Игровые упражнения

Вид модальности

Март

Развитие номинативного словаря

1-я неделя - «Весна. Приметы весны. Прилет птиц»

«Приметы весны»

Визуальный

«Логопеду мяч бросай и птичек называй»

Аудиальный

«Что относится к весне?»

Тактильно-кинестетический

Развитие глагольного словаря

2-я неделя - «Комнатные растения»

«Что делает девочка с комнатными цветами?»

Визуальный

«Что делать с цветами?»

Аудиальный

«Что делать этим предметом?»

Тактильно-кинестетический

Развитие атрибутивного словаря

3-я неделя - «Речные, озерные и аквариумные рыбы»

«Аквариумные рыбки»

Визуальный

«Скажи какой?»

Аудиальный

«Какая рыбка»

Тактильно-кинестетический

Развитие номинативного, глагольного, атрибутивного словаря

4-я неделя - «Наш огород»

«Что делают?»

«Какой? Какая?»

«Что прячется в мешочке?»

Визуальный, аудиальный, тактильно-кинестетический

Апрель

Развитие номинативного словаря

1-я неделя - «Весенние сельскохозяйственные работы»

«Магазин картинок»

Визуальный

«Я посадил на огороде…»

Аудиальный

«Что в мешке?»

Тактильно-кинестетический

Развитие глагольного словаря

2-я неделя - «Космос»

«Что делает?»

Визуальный

«Назови противоположное действие»

Аудиальный

«Назови как можно больше действий»

Тактильно-кинестетический

Развитие атрибутивного словаря

3-я неделя - «Откуда хлеб пришел?»

«Хлеб бывает разным»

Визуальный

«Каким бывает хлеб?»

Аудиальный

«Опиши предмет»

Тактильно-кинестетический

Развитие номинативного, глагольного, атрибутивного словаря

4-я неделя - «Почта»

«Что делает почтальон?»

«Подбери признак»

«Что на почте есть?»

Визуальный, аудиальный, тактильно-кинестетический

Май

Развитие номинативного словаря

1-я неделя - «Правила дорожного движения»

«Разложи картинки на две группы и назови их»

Визуальный

«Семейка слов»

Аудиальный

«Дорожная азбука»

Тактильно-кинестетический

Развитие глагольного словаря

2-я неделя - «Насекомые»

«Кто, что делает?»

Визуальный

«Что делают насекомые?»

Аудиальный

«Кто это и что делает?»

Тактильно-кинестетический

Развитие атрибутивного словаря

3-я неделя - «Лето»

«Подбери определения к картинкам»

Визуальный

«Вставь пропущенное слово»

Аудиальный

«Какое лето?»

Тактильно-кинестетический

Развитие номинативного, глагольного, атрибутивного словаря

4-я неделя - «Полевые цветы»

«Закончи предложение» (по картине)

«Скажи – какой цветок?»

«Назови действие»

Визуальный, аудиальный, тактильно-кинестетический


Приведем примеры игровых упражнений по обогащению словаря детей дошкольного возраста с использованием полисенсорного подхода, используемых воспитателем в мае.
Развитие номинативного словаря. 1-я неделя - «Правила дорожного движения».
«Разложи картинки на две группы и назови их». Воспитатель предлагает детям разложить предметные картинки по трем группам и назвать их: транспорт, дорожные знаки, дорожная разметка.
«Семейка слов». Перед детьми стоит задача – образовать однокоренные слова сначала к слову дорога, а затем к слову машина. Воспитатель приглашает детей на ковер и берет в руки мяч: «Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову дорога. Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка). Как можно ласково назвать дорогу? (Дороженька). Как называют растение, которое растет рядом с дорогой? (Подорожник). А как называют движение по дороге? Какое оно? (Дорожное). Хорошо! Вы подобрали много слов из одной семейки. А теперь, давайте, соберём другую семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину? (Машинка). А очень большую машинку? (Машинища). А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист). А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло). Молодцы, все правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина».
«Дорожная азбука». Детям завязывают глаза и на ощупь им нужно определить и назвать предметы, расположенные на столе поочередно, относящиеся ко всему, связанному с правилами дорожного движения. Предлагается следующее: знак, светофор, человечек (как участник дорожного движения), легковой автомобиль, грузовой автомобиль, скорая помощь и т.п.
Развитие глагольного словаря. 2-я неделя - «Насекомые»
«Кто, что делает?». Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и назвать действия, изображенные на этих картинках.
«Что делают насекомые?»
Воспитатель предлагает детям назвать действие, характерное для насекомых.
Бабочка (порхает)
Пчела мед (собирает)
Оса (жалит)
Жук (жужжит)
Комар (звенит)
Стрекоза (стрекочет)
Муха в дом (залетает)
Кузнечик (прыгает)
Паук паутину (ткет)
Муравей муравейник (строит).
«Кто это и что делает?». Ребенку закрывают глаза, из мешка он достает насекомое, определяет, кто это и называет, как можно больше действий, связанных с данным насекомым. Предлагаемые насекомые: кузнечик, муха, жук, пчела, бабочка, муравей, паук и др.
Развитие атрибутивного словаря. 3-я неделя - «Лето».
«Подбери определения к картинкам». Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки, связанные с темой «Лето», а затем к каждой из них подобрать как можно больше определений.
«Вставь пропущенное слово». Воспитатель говорит: «А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Вставь пропущенное слово».
Летом солнце (какое?) яркое
Малинка (сладкая)
Облепиха (кислая)
Ягоды смородины (круглые)
Крыжовник (колючий)
У ромашки серединка (желтая).
«Какое лето?». Воспитатель предлагает ребенку с закрытыми глазами определить предмет, связанный с тематикой лета, и назвать к нему как можно больше определений. Например, клубника – сочная, вкусная, красная, большая и т.д. Предлагаются следующие предметы: солнце, песок, вишня, яблоко, земляника, клубника, цветы и т.д.
Развитие номинативного, глагольного, атрибутивного словаря. 4-я неделя - «Полевые цветы»
«Закончи предложение» (по картине)
Маша собирает... (ромашки).
Оля собирает... (одуванчики).
У Кати в руках букет из... (ромашек).
У Насти на голове венок из... (одуванчиков).
«Скажи – какой цветок?»
Воспитатель: «Если цветок растет в саду, то цветок (какой?) – цветок садовый,
в поле – полевой
на лугу – луговой
растёт летом – летний
лечит болезни – лечебный
растет много лет – многолетний
одно лето – однолетний
приносит пользу – полезный.
«Назови действие». Воспитатель предлагает детям на ощупь определить предметы, связанные с темой «Полевые цветы», и назвать действия, характерные для данного предмета. Предлагаются следующие предметы: цветок, букет цветов, пчела, кузнечик и др.
Таким образом, полисенсорный подход является современным и эффективным педагогическим подходом для обогащения словаря детей дошкольного возраста, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Библиографический список
1.       Ванюхина Г.А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис.... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2001. – 203 с.
2.       Полисенсорный (Глоссарий) // Сайт интегрального человековедения [Электронный ресурс]. URL: http://www.aquarun.ru/keyf/books/keyf_book/keyf_gloss.html (дата обращения: 15.04.2021)
2021-04-25 15:14