Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-5.pdf
Цель: - приобщать детей к русской народной культуре, формировать представление о русском быте.
Задачи:
Обучающая:
- Познакомить детей с жилищем русского народа, с избой, через предметы старинного русского быта.
Развивающие:
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
- Совершенствовать умение лепить из теста.
Воспитывающие:
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициями обычаям.
Возрастная группа детей: средняя возрастная группа.
Вид деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Форма проведения: беседа, игра, путешествие по группе.
Место проведения: групповая комната.
Материалы и оборудование: ноутбук, аудиозапись «Во саду ли в огороде», фото с традиционными русскими костюмами, фото к игре «Откуда хлеб пришел», иллюстрации к сказкам, в которых говориться про русскую печь. русская изба в миниатюре, самовар, чугунок деревянные ложки, вязанка сушек.
Технология: путешествие - экскурсия в прошлое.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, ответы, художественное слово.
Игровые: сюрпризный момент (воспитатель в русском народном костюме), игра: «Откуда хлеб пришел»
Практические: отгадывание загадки; пословицы, краткий рассказ «Русская печь», картинки «Вспахивают поле». «Сеют пшеницу». «Первые всходы». «Спелые колоски». «Уборка урожая». «Мельница, жернова, которые перемалывают зерна в муку». «Замешивают тесто и пекут хлеб», изготовление пирожков из соленого теста.
Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: самовар, чугунок, печка-сударыня, Русь – матушка, русская изба, мельница, жернова.
Ожидаемый результат: Сформировать у детей элементарные знания о русских народных традиций.
Ход организованной образовательной деятельности
1.Вводная часть.
Организационный момент
Занятие проводится в групповой комнате. Дети входят в комнату, встают в круг. (музыка: минус «Во поле березка»)
Психогимнастика
Воспитатель: Давайте наше занятие начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю гостям добра, я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я вам помогу.
- Сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Давайте улыбнемся друг другу, и подарим хорошее настроение гостям.
-Ребята, посмотрите на меня, что на мне надето?
(Ответ детей: Сарафан)
Воспитатель: - Правильно. Это старинная, русская женская одежда. Посмотрите, какой он красивый, обратите внимание, он украшен разными орнаментами. А когда носили этот сарафан?
(Ответ детей: в старину)
Воспитатель: (картинки с изображением русских народных костюмов)
- Да, этот сарафан традиционная русская одежда из далекого прошлого.
- Посмотрите, какую еще одежду носили.
Ответьте ребята в какой стране мы живем?
(Ответ детей:- В России!)
Воспитатель:
- Правильно, а в старину ее называли Русь – матушка. Хотите узнать, что еще интересного было в те времена. Какие традиции существовали на Руси? У каждого народа есть свои традиции.
Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому.
(Ответ детей:- Да!)
2.Основная часть
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами, возьмемся за руки, отправимся в путешествие. (идут змейкой, друг за другом, под музыку минус «Во поле березка»)
День наступает,
Природа оживает
Солнце встает
Нам светло дает.
Друг на друга поглядим
Про себя поговорим
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Все у нас хорошие
Все у нас пригожие»
Мы собираемся
В долгий путь отправляемся.
Воспитатель: (Дети проходят в зону «изба») Самая лучшая традиция — Это русское гостеприимство Русские люди традиционно были и есть очень гостеприимный народ. И сейчас ребята я приглашаю вам в гости
Это русская изба.
- Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.
- Здесь стоят самовар, чугунок, а это русская печка, и т.д.
- Посмотрите, как здесь чисто, тепло.
А как вы думаете, почему раньше в избах батарей не было, а было тепло?
Конечно, посмотрите, какая здесь печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:
Ой, ты, печка-сударыня,
помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, полечи и спаси.
В дом богатства неси.
(Проговорить с детьми хором, по одному ребенку.)
Почему так ласково люди обращались к печке? –
(Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, в печке пекли хлеб, готовили еду. На печи спали, на лежанке, чтоб тепло было.)
– Раньше на Руси была традиция собираться по вечерам в какой- ни будь избе и там женщины и девушки пряли пряжу, вязали, пели русские народные песни, рассказывали народные сказки А дети, забравшись на печь слушать эти сказки до самой темноты.
А вы любите сказки? А в каких сказках встречается русская печь?
(иллюстрации из сказок с печкой)
Я вам сейчас покажу иллюстрации из сказок, а вы мне, скажите, как называется эта сказка.
(Дети подходят к столу рассматривают и отвечают на вопросы)
Воспитатель: Ещё в нашей стране есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд - традиционная русская национальная кухня. В России много национальных блюд готовят из муки, например знаменитые русские калачи, пирожки, оладьи, блины. Ребята, а вы знаете, что в печи не только кашу, супы да борщи варили, но и еще что-то пекли. Отгадайте загадку:
«Есть такие слова, он всему голова,
хрустящей корочкой одет,
вкусный, чёрный, белый…
Ответы детей: (Хлеб.)
С чем вы всегда завтракаете, обедаете, и ужинаете?
А какой вы любите хлеб?
Давайте мы с вами подумаем и скажем, какой бывает хлеб?
Да, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А кто знает, откуда хлеб на стол попадает?
Упражнение «Логическая цепочка» (дети рассматривают
картинки с помощью наводящих вопросов воспитателя пытаются правильно выложить в логическую цепочку: «Вспахивают поле»,
«Сеют пшеницу»,
«Первые всходы»,
«Спелые колоски»,
«Уборка урожая», «Мельница,
жернова, которые
перемалывают зерна в муку», «Замешивают тесто и пекут хлеб»)
Физминутка:
Подрастает зёрнышко (Потянулись.)
Потянулось к солнышку (Руки вверх.)
С ветерком оно играет (Прогнулись.)
Ветерок его качает
К земле низко прижимает (Наклоны туловища, присели.)
Вот как весело играет!
Сколько в поле колосков
Столько сделаем шагов. (Ходьба до пяти.)
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! (Руки вверх и потянуться.)
Воспитатель: Раньше хлеб караваем называли, он был круглый, его ножом не резали, его руками ломали. Хлеб почетом и уважением пользовался.
А хотите каравай сами испечь?
Пальчиковая гимнастика.
Сейчас мы подготовим наши пальчики к работе
Тесто мы месили, (Делаем вид, будто месим тесто.)
Мы пирог лепили,
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп,
(На столе тесто прикрыто полотенцем.)
Садитесь за столы, и начнем готовить. Возьмите теста. Почувствуйте, какое оно мягкое, тёплое. Своими ручками мы передадим тесту тепло и хорошее настроение. Каравай тогда получиться пышными, душистыми, вкусными.
Теперь положим на противень и поставим в печь. Пока печется каравай, мы с вами отдохнем и вспомним пословицы о хлебе.
Хлеб всему голова.
Без хлеба нет обеда.
Чужой хлеб всегда вкусен.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Кажется, наш каравай испекся.
-Посмотрите, какой каравай, какой он румяный, душистый
А нам пора возвращаться. Мы возьмем этот хлебушек с собой. Беретесь за руки возвращаемся. (Берутся за руки под музыку: минус «Во поле березка» возвращаются)
3.Заключительная часть
Рефлексия
Воспитатель:Вам понравилось наше путешествии?
Вам было интересно в русской избе?
- А какая русская традиция больше понравилась?
- Что понравилось?
А еще ребята русские люди традиционно очень любят дарить подарки
Давайте мы подарим нашим гостям подарки — вот эти сушки.
А это ребята вам подарок от меня.
Всем большое спасибо!
Цель: - приобщать детей к русской народной культуре, формировать представление о русском быте.
Задачи:
Обучающая:
- Познакомить детей с жилищем русского народа, с избой, через предметы старинного русского быта.
Развивающие:
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
- Совершенствовать умение лепить из теста.
Воспитывающие:
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициями обычаям.
Возрастная группа детей: средняя возрастная группа.
Вид деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Форма проведения: беседа, игра, путешествие по группе.
Место проведения: групповая комната.
Материалы и оборудование: ноутбук, аудиозапись «Во саду ли в огороде», фото с традиционными русскими костюмами, фото к игре «Откуда хлеб пришел», иллюстрации к сказкам, в которых говориться про русскую печь. русская изба в миниатюре, самовар, чугунок деревянные ложки, вязанка сушек.
Технология: путешествие - экскурсия в прошлое.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, ответы, художественное слово.
Игровые: сюрпризный момент (воспитатель в русском народном костюме), игра: «Откуда хлеб пришел»
Практические: отгадывание загадки; пословицы, краткий рассказ «Русская печь», картинки «Вспахивают поле». «Сеют пшеницу». «Первые всходы». «Спелые колоски». «Уборка урожая». «Мельница, жернова, которые перемалывают зерна в муку». «Замешивают тесто и пекут хлеб», изготовление пирожков из соленого теста.
Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: самовар, чугунок, печка-сударыня, Русь – матушка, русская изба, мельница, жернова.
Ожидаемый результат: Сформировать у детей элементарные знания о русских народных традиций.
Ход организованной образовательной деятельности
1.Вводная часть.
Организационный момент
Занятие проводится в групповой комнате. Дети входят в комнату, встают в круг. (музыка: минус «Во поле березка»)
Психогимнастика
Воспитатель: Давайте наше занятие начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю гостям добра, я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я вам помогу.
- Сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Давайте улыбнемся друг другу, и подарим хорошее настроение гостям.
-Ребята, посмотрите на меня, что на мне надето?
(Ответ детей: Сарафан)
Воспитатель: - Правильно. Это старинная, русская женская одежда. Посмотрите, какой он красивый, обратите внимание, он украшен разными орнаментами. А когда носили этот сарафан?
(Ответ детей: в старину)
Воспитатель: (картинки с изображением русских народных костюмов)
- Да, этот сарафан традиционная русская одежда из далекого прошлого.
- Посмотрите, какую еще одежду носили.
Ответьте ребята в какой стране мы живем?
(Ответ детей:- В России!)
Воспитатель:
- Правильно, а в старину ее называли Русь – матушка. Хотите узнать, что еще интересного было в те времена. Какие традиции существовали на Руси? У каждого народа есть свои традиции.
Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому.
(Ответ детей:- Да!)
2.Основная часть
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами, возьмемся за руки, отправимся в путешествие. (идут змейкой, друг за другом, под музыку минус «Во поле березка»)
День наступает,
Природа оживает
Солнце встает
Нам светло дает.
Друг на друга поглядим
Про себя поговорим
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Все у нас хорошие
Все у нас пригожие»
Мы собираемся
В долгий путь отправляемся.
Воспитатель: (Дети проходят в зону «изба») Самая лучшая традиция — Это русское гостеприимство Русские люди традиционно были и есть очень гостеприимный народ. И сейчас ребята я приглашаю вам в гости
Это русская изба.
- Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.
- Здесь стоят самовар, чугунок, а это русская печка, и т.д.
- Посмотрите, как здесь чисто, тепло.
А как вы думаете, почему раньше в избах батарей не было, а было тепло?
Конечно, посмотрите, какая здесь печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:
Ой, ты, печка-сударыня,
помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, полечи и спаси.
В дом богатства неси.
(Проговорить с детьми хором, по одному ребенку.)
Почему так ласково люди обращались к печке? –
(Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, в печке пекли хлеб, готовили еду. На печи спали, на лежанке, чтоб тепло было.)
– Раньше на Руси была традиция собираться по вечерам в какой- ни будь избе и там женщины и девушки пряли пряжу, вязали, пели русские народные песни, рассказывали народные сказки А дети, забравшись на печь слушать эти сказки до самой темноты.
А вы любите сказки? А в каких сказках встречается русская печь?
(иллюстрации из сказок с печкой)
Я вам сейчас покажу иллюстрации из сказок, а вы мне, скажите, как называется эта сказка.
(Дети подходят к столу рассматривают и отвечают на вопросы)
Воспитатель: Ещё в нашей стране есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд - традиционная русская национальная кухня. В России много национальных блюд готовят из муки, например знаменитые русские калачи, пирожки, оладьи, блины. Ребята, а вы знаете, что в печи не только кашу, супы да борщи варили, но и еще что-то пекли. Отгадайте загадку:
«Есть такие слова, он всему голова,
хрустящей корочкой одет,
вкусный, чёрный, белый…
Ответы детей: (Хлеб.)
С чем вы всегда завтракаете, обедаете, и ужинаете?
А какой вы любите хлеб?
Давайте мы с вами подумаем и скажем, какой бывает хлеб?
Да, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А кто знает, откуда хлеб на стол попадает?
Упражнение «Логическая цепочка» (дети рассматривают
картинки с помощью наводящих вопросов воспитателя пытаются правильно выложить в логическую цепочку: «Вспахивают поле»,
«Сеют пшеницу»,
«Первые всходы»,
«Спелые колоски»,
«Уборка урожая», «Мельница,
жернова, которые
перемалывают зерна в муку», «Замешивают тесто и пекут хлеб»)
Физминутка:
Подрастает зёрнышко (Потянулись.)
Потянулось к солнышку (Руки вверх.)
С ветерком оно играет (Прогнулись.)
Ветерок его качает
К земле низко прижимает (Наклоны туловища, присели.)
Вот как весело играет!
Сколько в поле колосков
Столько сделаем шагов. (Ходьба до пяти.)
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! (Руки вверх и потянуться.)
Воспитатель: Раньше хлеб караваем называли, он был круглый, его ножом не резали, его руками ломали. Хлеб почетом и уважением пользовался.
А хотите каравай сами испечь?
Пальчиковая гимнастика.
Сейчас мы подготовим наши пальчики к работе
Тесто мы месили, (Делаем вид, будто месим тесто.)
Мы пирог лепили,
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп,
(На столе тесто прикрыто полотенцем.)
Садитесь за столы, и начнем готовить. Возьмите теста. Почувствуйте, какое оно мягкое, тёплое. Своими ручками мы передадим тесту тепло и хорошее настроение. Каравай тогда получиться пышными, душистыми, вкусными.
Теперь положим на противень и поставим в печь. Пока печется каравай, мы с вами отдохнем и вспомним пословицы о хлебе.
Хлеб всему голова.
Без хлеба нет обеда.
Чужой хлеб всегда вкусен.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Кажется, наш каравай испекся.
-Посмотрите, какой каравай, какой он румяный, душистый
А нам пора возвращаться. Мы возьмем этот хлебушек с собой. Беретесь за руки возвращаемся. (Берутся за руки под музыку: минус «Во поле березка» возвращаются)
3.Заключительная часть
Рефлексия
Воспитатель:Вам понравилось наше путешествии?
Вам было интересно в русской избе?
- А какая русская традиция больше понравилась?
- Что понравилось?
А еще ребята русские люди традиционно очень любят дарить подарки
Давайте мы подарим нашим гостям подарки — вот эти сушки.
А это ребята вам подарок от меня.
Всем большое спасибо!