2023 2022
1 (219) 2023

Новожилова О.Ю. КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РУССКИЕ ТРАДИЦИИ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-5.pdf

Цель: - приобщать детей к русской народной культуре, формировать представление о русском быте.
Задачи:
Обучающая:
- Познакомить детей с жилищем русского народа, с избой, через предметы старинного русского быта.
Развивающие:
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
- Совершенствовать умение лепить из теста.
Воспитывающие:
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициями обычаям.
Возрастная группа детей: средняя возрастная группа.
Вид деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Форма проведения: беседа, игра, путешествие по группе.
Место проведения: групповая комната.
Материалы и оборудование: ноутбук, аудиозапись «Во саду ли в огороде», фото с традиционными русскими костюмами, фото к игре «Откуда хлеб пришел», иллюстрации к сказкам, в которых говориться про русскую печь. русская изба в миниатюре, самовар, чугунок деревянные ложки, вязанка сушек.

Технология: путешествие - экскурсия в прошлое.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, ответы, художественное слово.

Игровые: сюрпризный момент (воспитатель в русском народном костюме), игра: «Откуда хлеб пришел»

Практические: отгадывание загадки; пословицы, краткий рассказ «Русская печь», картинки «Вспахивают поле». «Сеют пшеницу». «Первые всходы». «Спелые колоски». «Уборка урожая». «Мельница, жернова, которые перемалывают зерна в муку». «Замешивают тесто и пекут хлеб», изготовление пирожков из соленого теста.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: самовар, чугунок, печка-сударыня, Русь – матушка, русская изба, мельница, жернова.

Ожидаемый результат: Сформировать у детей элементарные знания о русских народных традиций.

Ход организованной образовательной деятельности

1.Вводная часть.

Организационный момент

Занятие проводится в групповой комнате. Дети входят в комнату, встают в круг. (музыка: минус «Во поле березка»)

Психогимнастика

Воспитатель: Давайте наше занятие начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю гостям добра, я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я вам помогу.

- Сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Давайте улыбнемся друг другу, и подарим хорошее настроение гостям.



-Ребята, посмотрите на меня, что на мне надето?

(Ответ детей: Сарафан)

Воспитатель: - Правильно. Это старинная, русская женская одежда. Посмотрите, какой он красивый, обратите внимание, он украшен разными орнаментами. А когда носили этот сарафан?

(Ответ детей: в старину)

Воспитатель: (картинки с изображением русских народных костюмов)

- Да, этот сарафан традиционная русская одежда из далекого прошлого.

- Посмотрите, какую еще одежду носили.



Ответьте ребята в какой стране мы живем?

(Ответ детей:- В России!)

Воспитатель:

- Правильно, а в старину ее называли Русь – матушка. Хотите узнать, что еще интересного было в те времена. Какие традиции существовали на Руси? У каждого народа есть свои традиции.

Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому.

(Ответ детей:- Да!)

2.Основная часть

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами, возьмемся за руки, отправимся в путешествие. (идут змейкой, друг за другом, под музыку минус «Во поле березка»)

День наступает,

Природа оживает

Солнце встает

Нам светло дает.

Друг на друга поглядим

Про себя поговорим

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Все у нас хорошие

Все у нас пригожие»

Мы собираемся

В долгий путь отправляемся.

Воспитатель: (Дети проходят в зону «изба») Самая лучшая традиция — Это русское гостеприимство Русские люди традиционно были и есть очень гостеприимный народ. И сейчас ребята я приглашаю вам в гости

Это русская изба.

- Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.

- Здесь стоят самовар, чугунок, а это русская печка, и т.д.

- Посмотрите, как здесь чисто, тепло.

А как вы думаете, почему раньше в избах батарей не было, а было тепло?

Конечно, посмотрите, какая здесь печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

(Проговорить с детьми хором, по одному ребенку.)

Почему так ласково люди обращались к печке? –

(Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, в печке пекли хлеб, готовили еду. На печи спали, на лежанке, чтоб тепло было.)

– Раньше на Руси была традиция собираться по вечерам в какой- ни будь избе и там женщины и девушки пряли пряжу, вязали, пели русские народные песни, рассказывали народные сказки А дети, забравшись на печь слушать эти сказки до самой темноты.



А вы любите сказки? А в каких сказках встречается русская печь?

(иллюстрации из сказок с печкой)

Я вам сейчас покажу иллюстрации из сказок, а вы мне, скажите, как называется эта сказка.

(Дети подходят к столу рассматривают и отвечают на вопросы)



Воспитатель: Ещё в нашей стране есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд - традиционная русская национальная кухня. В России много национальных блюд готовят из муки, например знаменитые русские калачи, пирожки, оладьи, блины. Ребята, а вы знаете, что в печи не только кашу, супы да борщи варили, но и еще что-то пекли. Отгадайте загадку:

«Есть такие слова, он всему голова,

хрустящей корочкой одет,

вкусный, чёрный, белый…

Ответы детей: (Хлеб.)

С чем вы всегда завтракаете, обедаете, и ужинаете?

А какой вы любите хлеб?

Давайте мы с вами подумаем и скажем, какой бывает хлеб?

Да, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А кто знает, откуда хлеб на стол попадает?

Упражнение «Логическая цепочка» (дети рассматривают
картинки с помощью наводящих вопросов воспитателя пытаются правильно выложить в логическую цепочку: «Вспахивают поле»,
«Сеют пшеницу»,
«Первые всходы»,
«Спелые колоски»,
«Уборка урожая», «Мельница,
жернова, которые
перемалывают зерна в муку», «Замешивают тесто и пекут хлеб»)



Физминутка:

Подрастает зёрнышко (Потянулись.)

Потянулось к солнышку (Руки вверх.)

С ветерком оно играет (Прогнулись.)

Ветерок его качает

К земле низко прижимает (Наклоны туловища, присели.)

Вот как весело играет!

Сколько в поле колосков

Столько сделаем шагов. (Ходьба до пяти.)

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай! (Руки вверх и потянуться.)



Воспитатель: Раньше хлеб караваем называли, он был круглый, его ножом не резали, его руками ломали. Хлеб почетом и уважением пользовался.

А хотите каравай сами испечь?

Пальчиковая гимнастика.

Сейчас мы подготовим наши пальчики к работе

Тесто мы месили, (Делаем вид, будто месим тесто.)

Мы пирог лепили,

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп,

(На столе тесто прикрыто полотенцем.)

Садитесь за столы, и начнем готовить. Возьмите теста. Почувствуйте, какое оно мягкое, тёплое. Своими ручками мы передадим тесту тепло и хорошее настроение. Каравай тогда получиться пышными, душистыми, вкусными.



Теперь положим на противень и поставим в печь. Пока печется каравай, мы с вами отдохнем и вспомним пословицы о хлебе.

Хлеб всему голова.

Без хлеба нет обеда.

Чужой хлеб всегда вкусен.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Кажется, наш каравай испекся.

-Посмотрите, какой каравай, какой он румяный, душистый



А нам пора возвращаться. Мы возьмем этот хлебушек с собой. Беретесь за руки возвращаемся. (Берутся за руки под музыку: минус «Во поле березка» возвращаются)

3.Заключительная часть

Рефлексия

Воспитатель:Вам понравилось наше путешествии?

Вам было интересно в русской избе?

- А какая русская традиция больше понравилась?

- Что понравилось?

А еще ребята русские люди традиционно очень любят дарить подарки

Давайте мы подарим нашим гостям подарки — вот эти сушки.

А это ребята вам подарок от меня.

Всем большое спасибо!