2023 2022
2 (220) 2023

Филиппова В.С., Скворцова И.Ю., Казакова Л.Г. НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СИМВОЛАМИ РОССИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-1.pdf

Патриотизм – это любовь и привязанность к своей Родине, преданность, ответственность, бережность и умножение ее богатства. Чтобы воспитать настоящих патриотов своей страны, воспитание должно начинаться с любви к своей малой Родине. Где особое внимание уделяется на воспитание трудолюбия, любознательности личности, знающего историю и традиции своего края. Именно в период дошкольного детства происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Ознакомление с символами страны – существенный потенциал для нравственного воспитания у детей не только патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения и общения.

Так как в этом возрасте впечатления у детей очень яркие, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.

Вашему вниманию предлагается мероприятие по нравственно–патриотическому воспитанию, целью которого является формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с символикой страны.

Задачи: Сформировать представления детей о значении герба, как символ города. Дать детям знания о том, что герб может быть историческим, профессиональным и экологическим. Научить детей «читать» герб, давать характеристику городу, его основной профессии, природным богатствам и истории. Воспитывать в детях чувство гордости за родной город, за родную страну, уважение к её жителям, любовь к природе, интерес к истории. Активизировать словарь: герб, названия городов, рыцарь.

Материал: карта России, ноутбук, интерактивная доска, изображение гербов городов России, кольцеброс, 2 палочки «лошадки», силуэты необходимые для составления герба.

Ход

У каждого человека есть родная земля, место, где он родился и живет. У всех людей есть самое дорогое – это родная страна. Родная страна – это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное. Как называется наша страна? (Россия) Посмотрите ребята на карту. Покажите, пожалуйста, где расположена наша Россия.

Ребята, сегодня, я предлагаю вам совершить путешествие по некоторым городам нашей огромной страны России. Наша страна такая огромная, что для того, чтобы доехать из Москвы до Дальнего Востока на поезде, нам понадобится целых 10 дней. Но я предлагаю совершить нашу поездку с помощью фантазии. А фантазия делает чудеса. И так, начинаем наше путешествие. Первая наша остановка – столица нашей Родины, город Москва.
Посмотрите, какая красивая наша Москва.

А вы знаете, что у каждого города есть свой герб? Герб Москвы является историческим гербом. Посмотрите на экран, что изображено на гербе города Москвы? (Ответы детей) (Описание герба Москвы)

Ребята, скажите, а что такое герб? (Рассказ о гербе, о рыцарях)

Игра «Рыцари»

А мы продолжим наше путешествие. Мы подъехали ещё к одному городу. Город Иваново находится недалеко от Москвы. Чем знаменит город Иваново, может рассказать герб города. Посмотрите на него внимательно, что на нём изображено? Кто изображён на гербе? Что она делает? Для чего нужны нити? Для чего нужны ткани?

Действительно, уже много лет Иваново славится своими прядельщицами и ткачихами. А ивановские ткани известны на весь мир.

Выставка «Ткани города Иваново»

Игра «Найди такой же»

Ну, а нам пора отправляться в путь. В своих фантазиях мы можем перемещаться на чём угодно. Далее дети по желанию выбирают транспорт для передвижения.

Внимание, ребята, мы приближаемся к городу. Остановка. Ребята, рассмотрим герб этого города. Что на нём изображено? (Наковальня, щипцы, молот). Кому нужны эти инструменты? (кузнецу). Профессия кузнец говорит о названии города. Как называется этот город? (Кузнецк). (Рассказ воспитателя о прошлом и современном городе Кузнецке)

Ребята, а вы обратили внимание на то, о чём нам рассказывают гербы городов, в которых мы побывали? (о профессиях людей, которые живут в этих городах, о том, чем славятся эти города).

Игра «Попади в цель»

Продолжаем наше путешествие дальше. В этот раз я предлагаю поехать нам на автобусе. На автобусе путешествовать очень интересно и весело. А чтобы путь не казался длинным, можно время скоротать за дружеской беседой.

Кто знает, какой формы чаще всего бывает герб? (Форме щита).

Кто первый решил разукрашивать щиты и для чего? (Придумали рыцари, для того чтобы в бою своих отличить от чужих).

Почему в современное время, когда рыцарей давно нет, гербы городов продолжают рисовать в форме щита? (Показать, что город находится под защитой жителей, что жители готовы отстоять свой город).

Да, ребята, нелегко приходилось нашим предкам. Им всегда надо быть готовым к защите родного города. Поэтому богатырские дружины в свободное время много упражнялись в силе, ловкости. Давайте и мы с вами посоревнуемся в богатырских играх.

Эстафета «Проскачи на – «лошадке», «Прокати обруч»

Но не только о профессиях могут рассказать гербы. Посмотрите на гербы вот этих городов. О чем они могут нам рассказать? Гербы рассказывают нам о том, что жители этих городов очень ценят богатство своей природы, гордятся и, конечно, берегут её. В этих гербах можно увидеть разнообразие природы нашей страны.

Ну, вот подходит к концу наше путешествие. Мы увидели с вами, какие трудолюбивые люди живут в России, как богата природа и история нашей Родины. Пора нам возвращаться. Как называется наш город? А есть ли герб у нашего города? Что изображено на гербе и что это обозначает? О чем говорит герб нашего города?

Подведение итога. Домашнее задание. Совместно с родителями нарисовать герб семьи. Оформление выставки «Герб моей семьи».

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие / Н.В. Алешина. М.: ЦГЛ, 2005. 252 с.

2. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать. М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.72 с.