Ключевые слова: технология, дошкольник, методы, творческое воображение, мышление.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых детей, а в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, креативного мышления у всех детей, посещающих дошкольные организации [1, с. 56].
Ребенок дошкольного возраста неповторим, и как сформируются его личностные качества, такая и будет его жизнь. Поэтому взрослому не обходимо не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Умственная деятельность дошкольников не ограничена «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет детям изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, и уметь замечать то, на что взрослые не всегда обращают внимание.
Практическая деятельность показывает, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых методов, форм, и технологий.
Одной из таких эффективных педагогических технологий для развития творчества и мышления у детей является ТРИЗ технология, которая переводится как Теория решения изобретательских задач. Эта технология возникла в нашей стране в 50-х годах и основателем ее был российский изобретатель, писатель – фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Технология ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. В детские сады данная технология пришла в 80-х годах [2, с 72]. Но, и в настоящее время она остаётся и востребованной, и актуальной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Исходным положением концепции ТРИЗ является принцип природосообразности обучения по отношению к дошкольнику. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
Целью ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, речевого развития и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность; это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.
При использовании методов данной технологии, активизируется мыслительная и творческая активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство дошкольника выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих фантазеров, которые в дальнейшем становятся изобретателями, и организаторами новых идей.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми, решать задачи,
ТРИЗ-технология,можно использовать во многих видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология учит старших дошкольников нестандартному мышлению, дает возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность,
В технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В ДОУ используются наиболее интересные и понятные детям методы ТРИЗ:
1.Метод мозгового штурма. Данный метод решает проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных, которые могут быть использованы в практической деятельности.
Темы для мозгового штурма могут быть различные: - это и как уберечь продукты от мышей;- и как не промокнуть под дождем;-как выгнать лису из избушки зайчика и т.д.
Педагогу необходимо предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.
Данный метод развивает у дошкольников способность к анализированию, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
2.Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
Для работы по данному методу необходима любая детская книга с маленьким количеством иллюстраций. Воспитатель задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, не связанные между собой. Выбранные слова связываются в историю или сказку. Главным здесь будет – это грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать особенности построения структуры сказок: это и наличие положительного и отрицательного героев; зло, которое было причинённоотрицательным героем;борьба положительного героя со злом; и т.д.
Последовательность вопросов здесь может быть в следующей последовательности:
О ком мы сочиняем сказку? Добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?С кем он охотно дружил? и т.д.
Воспитатель может варьировать вопросы в зависимости от содержания сюжета. Это требует от воспитателя умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п.
3.Метод «Системный анализ». Данный метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных представлений. В одном из направлений ТРИЗ есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формированию и развитию у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития, признаки и строение и др.
Рассмотрим, например, пылесос – это система, которая состоит из нескольких частей: корпус, шланг, щётка, мусорный мешок и т. д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника.
Таким образом, рассматривая предмет или объект, дошкольники определяют, из каких частей он состоит, и к какому виду принадлежит (ранспорт,игрушка, здание, обувь или одежда и т.д.). Дошкольники определяют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, и этот предмет так же анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п. полученные результаты, можно закрепить совместно с детьми. в виде схемы или в рисунке (особенно будущее объекта).
Таким образом, дошкольники учатся описывать систему и анализировать связи между объектами окружающей действительности, строить классификации по выделенному признаку.
4.Метод фокальных объектов. Цель данного метода основывается в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать фантазию и воображение, речь, но и управлять своим мышлением.
5.Метод морфологического анализа. При работе с дошкольниками данный метод наиболее эффективен для развития творческого воображения и фантазии. Значение данного метода основывается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Например, мы изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) – возможный материал, из которого он может быть сделан.
Затем мы выбираем различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул – для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул – для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т. д.)
Так же детям можно предложить придумать новую кровать, ковер, и игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой – приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т. д.).
6. Типовое фантазирование. Содержание данного метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на три составляющие части (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей. Этот метод хорошо и активно использовать при обучении детей творческому рассказыванию.
7.Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Моделирование процессов, происходит в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).
Данный метод помогает сформировать у детей представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.
Содержание данного метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по-разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).
Технология ТРИЗ пользуется ещё многими другими методами и приёмами (агглютинация, акцентирование, гиперболизация, синектика и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать фантазию и воображение детей, позволяет преподносить новые представления в увлекательной и интересной для них форме,обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и педагогами. ТРИЗ технология работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира [3, 4].
Работа по применению технологии ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться поэтапно.
Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в образовательной деятельности дошкольного учреждения:
1этап и целью его становится – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
2этап направлен на обучение детей фантазированию, и изобретению. Например, дошкольникам необходимо придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
3этап – это решение сказочных задач и придумывание различных сказочных историй с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».
4.На четвертом этапе дошкольник применяет полученные знания, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
2.Михайлов В. А., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Методы конструирования новых идей: Учебное пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 88 с.
3.Измайлова Е. И. «Учимся думать и запоминать (технология ТРИЗ) » Москва, Изд-во АРКТИ, 2010 г.
4.Престижная Т. В. «ТРИЗ педагогика. Развитие мышления дошкольников»
5.Сидорчук Т. А. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» Издательство: М.: АРКТИ Год выпуска: 2010
6.Корзун А. В. «Весёлая дидактика» Издательство: Мн.: Университетское, 2000 г.
7.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.