2023 2022
2 (220) 2023

Костина О.Н., Константинова С.В. СКАЗКА «ПОМОГАЛОЧКА»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-4.pdf

Аннотация. В статье представлен цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у детей патриотических чувств.

Ключевые слова.
Русская народная сказка, дети старшего возраста, патриотическое воспитание.

«Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности, она учит его созерцать человеческую судьбу. Сложность мира, отличие «правды и кривды». Она заселяет его душу национальным мифом, тем хором образов, в котором народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее. В сказке народ схоронил свое вожделенное, свое ведение и ведомство, свое страдание, свой юмор и свою мудрость. Национальное воспитание неполно без национальной сказки…» русский философ Иван Ильин.

Зачем нужны сказки детям? Некоторые родители задаются таким вопросом. Не лучше ли было бы, чтобы ребенок читал что–то полезное, о настоящем мире, а не о волшебном?

Сейчас многие родители стараются пробудить разум ребенка раньше, чем разбудят его душу. Малышей водят на занятия математикой и иностранными языками ещё до того, как ребенок научится ходить и говорить. Встарь забота о детях была иной. Мать, бабушки и старшие сестры пели малышу колыбельные, а отец или дед рассказывал сказки. Ещё не зная многого о мире, он сердцем чувствовал разницу между добром и злом, узнавал о самом важном: что на свете есть дружба, любовь, честь, народные традиции, древние обычаи.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Сказка - благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Ведь в ней содержится большой потенциал для формирования патриотических представлений у дошкольников, потому что сказка приобщает детей к традициям народной культуры, формирует у них интерес к родному краю, создает представления об основных событиях истории и народных праздниках, способствует формированию у детей таких качеств, как гуманность, уважение к старшим, честность, скромность, трудолюбие.

Воспитывать патриотические чувства у детей, любовь к родине через сказку - самое доступное и любимое детьми.

Для более яркого восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев, мы в своей работе используем многообразие методов и приемов (табл.1). Приступая к знакомству детей со сказочным миром, используем интегрированный подход, даем возможность детям самим выбрать какую сказку мы будем читать, слушать, рассказывать и т.д. с помощью «Чудесного мешочка» (с помощью картинок, игрушек).

К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Для того, чтобы родители стали активными нашими помощниками в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо было вовлечь их в жизнь группы, что мы и сделали, придумав и создав родительский клуб «Сказка - «Помогалочка» где мы вместе с родителями читаем, слушаем, просматриваем, обсуждаем, анализируем, записываем аудиосказки (отдельно с папами, мамами и бабушками), чтобы им легче было понять своего ребенка, грамотно выстраивать общение и совместную деятельность. (табл.2) Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения - обмена мыслями, чувствами, переживаниями.

Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становятся девицы-красавицы, а для мальчиков – добрые молодцы, любящие свою Родину. Такие персонажи для дошкольников являются далекой перспективой, к которой они будут стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.

Таким образом, очень трудно перечислить все, чему учат сказки. В них мы не найдем прямых указаний, как нужно делать, а как нельзя, но в их содержании всегда заложен урок, который дети и воспринимают. Они обладают притягательной силой и позволяют воспитанникам свободно мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Их вклад в патриотическое воспитание личности детей трудно переоценить, он просто огромен.

Таблица 1

Методы и приемы, используемые в работе

1.Развивающая среда

В группе создание уголка по нравственно-патриотическому воспитанию, оформление уголка для родителей по русским народным сказкам, изготовление и обновление разных видов театра, наглядно-дидактических пособий.

При отборе фольклорного материала мы опирались на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости. Для этого постоянно пополняем наглядный материл: макеты, муляжи, альбомы, иллюстрации, коллекция открыток, предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы, народные игрушки, расписные матрешки. Особое место отвели уголку речевой деятельности, где оборудована библиотека, в которой представлены сказки, раскраски, иллюстрации. В созданной предметно- развивающей среде дети могут реализовать свои творческие замыслы.

2. Тематические занятия

Проведение совместных праздников, утренников, сказочных вечеров, викторин, выставок, экскурсий, коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок, игры-драматизации, игры-инсценировки, беседы, сказка терапия... Динамика занятий помогает постепенно погружаться в единый сказочный сюжет, содержание подбирается таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты с героическими поступками. На занятиях по креативным видам деятельности дети рисуют, лепят аппликатируют сюжеты сказок, характеры героев, их поступки.

3. Сотворчество с родителями

Привлечение родителей к проведению всевозможных акций и проектов «Открытка ветерану», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «День сказочного героя». Анкетирование родителей по вопросу: «Сказка в жизни вашего ребёнка»; диагностирование детей «Мой любимый сказочный герой». Посещение совместно с родителями Национального музея народных промыслов и театра кукол.

Помощь родителей в изготовлении альбомов, иллюстраций к сказкам, персонажей и декораций для театральной деятельности, а также создание в группе библиотеки сказок, неоценима.

4. Взаимодействие с социумом

Активное сотрудничество с социальными партнерами –

детскими библиотеками, музеями, культурно-выставочными центрами.

В ходе совместной работы стараемся помочь детям стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой и большой Родины.



Таблица2

Перечень рекомендуемых сказок для чтения родителями

Название сказки

Чему учит сказка

Рекомендуем прочесть совместно

"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

"Гуси-лебеди"

"Теремок"

Доброту, любви друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.

С мамой

"Крылатый, мохнатый да масленый"

"Жихарка"-"Курочка, мышка и тетерев"

Силе коллективизма ("там, где трудно одному, сделаем с друзьями") дружелюбию, взаиморвыручке.

С бабушкой

"Лисичка со скалочкой"

"Лисичка-сестричка и серый волк"

"Лиса и журавль"

"Золотое веретено"

"Каша из топора"

Честности, порядочности, гостеприимству.

Мудрости и находчивости русского народа.

С мамой

"Хаврошечка"

"Снегурочка"

"Морозко"

Уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей, трудолюбию, смирению.

С бабушкой

"Заяц-хваста"

"У страха глаза велики"

Смелости, отваге, умению прийти на выручку в трудную минуту.

С папой

"Царевна-лягушка"

"Сивка-бурка"

Зарождению в душе ребенка жажды подвига.

С папой

"Мужик и медведь"

Смелость, находчивости и смекалке в трудных ситуациях.

С папой



Литература

1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е.Ю. Александрова Е.П. Гордеева М.П. Постникова, Волгоград, 2007.-208с.

2. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н.В. Алешина, – М.,2008.-205с.

3. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. — 2005. — №1. — С.16- 2

4. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. [Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н. и др.]. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. — 191 с.;

5. Деркач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников /Л.Н. Деркач //Дошкольная педагогика. – 2009. - №2. – С. 21-26.

6. Леонова Н.Н., Неточаева, Н.В. Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников – Волгоград, Учитель, 2016.-104 с.

7. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д. Маханева, – М., 2010.–90с.

8. Никонова А.Е. Воспитание начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» / А.Е. Никонова. - М., 1989

9. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. — М.: LINKA-PRESS, 2003. — 214 с.

10. Петрова И.В. Нравственное воспитание в детском саду/И.В. Петрова, Т.Д.Стульник, М.,2008.-80с.