Аннотация. В статье представлен цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у детей патриотических чувств.
Ключевые слова. Русская народная сказка, дети старшего возраста, патриотическое воспитание.
«Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности, она учит его созерцать человеческую судьбу. Сложность мира, отличие «правды и кривды». Она заселяет его душу национальным мифом, тем хором образов, в котором народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее. В сказке народ схоронил свое вожделенное, свое ведение и ведомство, свое страдание, свой юмор и свою мудрость. Национальное воспитание неполно без национальной сказки…»русский философ Иван Ильин.
Зачем нужны сказки детям? Некоторые родители задаются таким вопросом. Не лучше ли было бы, чтобы ребенок читал что–то полезное, о настоящем мире, а не о волшебном?
Сейчас многие родители стараются пробудить разум ребенка раньше, чем разбудят его душу. Малышей водят на занятия математикой и иностранными языками ещё до того, как ребенок научится ходить и говорить. Встарь забота о детях была иной. Мать, бабушки и старшие сестры пели малышу колыбельные, а отец или дед рассказывал сказки. Ещё не зная многого о мире, он сердцем чувствовал разницу между добром и злом, узнавал о самом важном: что на свете есть дружба, любовь, честь, народные традиции, древние обычаи.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Сказка - благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Ведь в ней содержится большой потенциал для формирования патриотических представлений у дошкольников, потому что сказка приобщает детей к традициям народной культуры, формирует у них интерес к родному краю, создает представления об основных событиях истории и народных праздниках, способствует формированию у детей таких качеств, как гуманность, уважение к старшим, честность, скромность, трудолюбие.
Воспитывать патриотические чувства у детей, любовь к родине через сказку - самое доступное и любимое детьми.
Для более яркого восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев, мы в своей работе используем многообразие методов и приемов (табл.1). Приступая к знакомству детей со сказочным миром, используем интегрированный подход, даем возможность детям самим выбрать какую сказку мы будем читать, слушать, рассказывать и т.д. с помощью «Чудесного мешочка» (с помощью картинок, игрушек).
К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Для того, чтобы родители стали активными нашими помощниками в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо было вовлечь их в жизнь группы, что мы и сделали, придумав и создав родительский клуб «Сказка - «Помогалочка» где мы вместе с родителями читаем, слушаем, просматриваем, обсуждаем, анализируем, записываем аудиосказки (отдельно с папами, мамами и бабушками), чтобы им легче было понять своего ребенка, грамотно выстраивать общение и совместную деятельность. (табл.2) Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения - обмена мыслями, чувствами, переживаниями.
Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становятся девицы-красавицы, а для мальчиков – добрые молодцы, любящие свою Родину. Такие персонажи для дошкольников являются далекой перспективой, к которой они будут стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.
Таким образом, очень трудно перечислить все, чему учат сказки. В них мы не найдем прямых указаний, как нужно делать, а как нельзя, но в их содержании всегда заложен урок, который дети и воспринимают. Они обладают притягательной силой и позволяют воспитанникам свободно мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Их вклад в патриотическое воспитание личности детей трудно переоценить, он просто огромен.
Таблица 1
Методы и приемы, используемые в работе
1.Развивающая среда
В группе создание уголка по нравственно-патриотическому воспитанию, оформление уголка для родителей по русским народным сказкам, изготовление и обновление разных видов театра, наглядно-дидактических пособий.
При отборе фольклорного материала мы опирались на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости. Для этого постоянно пополняем наглядный материл: макеты, муляжи, альбомы, иллюстрации, коллекция открыток, предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы, народные игрушки, расписные матрешки. Особое место отвели уголку речевой деятельности, где оборудована библиотека, в которой представлены сказки, раскраски, иллюстрации. В созданной предметно- развивающей среде дети могут реализовать свои творческие замыслы.
2. Тематические занятия
Проведение совместных праздников, утренников, сказочных вечеров, викторин, выставок, экскурсий, коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок, игры-драматизации, игры-инсценировки, беседы, сказка терапия... Динамика занятий помогает постепенно погружаться в единый сказочный сюжет, содержание подбирается таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты с героическими поступками. На занятиях по креативным видам деятельности дети рисуют, лепят аппликатируют сюжеты сказок, характеры героев, их поступки.
3. Сотворчество с родителями
Привлечение родителей к проведению всевозможных акций и проектов «Открытка ветерану», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «День сказочного героя». Анкетирование родителей по вопросу: «Сказка в жизни вашего ребёнка»; диагностирование детей «Мой любимый сказочный герой». Посещение совместно с родителями Национального музея народных промыслов и театра кукол.
Помощь родителей в изготовлении альбомов, иллюстраций к сказкам, персонажей и декораций для театральной деятельности, а также создание в группе библиотеки сказок, неоценима.
4. Взаимодействие с социумом
Активное сотрудничество с социальными партнерами –
В ходе совместной работы стараемся помочь детям стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой и большой Родины.
Таблица2
Перечень рекомендуемых сказок для чтения родителями
Название сказки
Чему учит сказка
Рекомендуем прочесть совместно
"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
"Гуси-лебеди"
"Теремок"
Доброту, любви друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.
С мамой
"Крылатый, мохнатый да масленый"
"Жихарка"-"Курочка, мышка и тетерев"
Силе коллективизма ("там, где трудно одному, сделаем с друзьями") дружелюбию, взаиморвыручке.
С бабушкой
"Лисичка со скалочкой"
"Лисичка-сестричка и серый волк"
"Лиса и журавль"
"Золотое веретено"
"Каша из топора"
Честности, порядочности, гостеприимству.
Мудрости и находчивости русского народа.
С мамой
"Хаврошечка"
"Снегурочка"
"Морозко"
Уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей, трудолюбию, смирению.
С бабушкой
"Заяц-хваста"
"У страха глаза велики"
Смелости, отваге, умению прийти на выручку в трудную минуту.
С папой
"Царевна-лягушка"
"Сивка-бурка"
Зарождению в душе ребенка жажды подвига.
С папой
"Мужик и медведь"
Смелость, находчивости и смекалке в трудных ситуациях.
С папой
Литература
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е.Ю. Александрова Е.П. Гордеева М.П. Постникова, Волгоград, 2007.-208с.
3. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. — 2005. — №1. — С.16- 2
4. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. [Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н. и др.]. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. — 191 с.;
5. Деркач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников /Л.Н. Деркач //Дошкольная педагогика. – 2009. - №2. – С. 21-26.