Выпуск № 30 (105) 2021

Вакурина С.В. Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Домашние животные»

Лексическая тема: Домашние животные.
Цель: систематизация и закрепление знаний детей о домашних животных в самостоятельной речи.
Задачи:
1)       Коррекционно - образовательные: активизация словаря по лексической теме «Домашние животные», употребление в речи Тв. п. ед. ч. имени существительного, предлогов с, на, под, за, образование притяжательных прилагательных, формирование умения точно выражать свою мысль в диалоге и монологической форме речи, развитие умения составлять рассказ с опорой на схему.
2)       Коррекционно – развивающие: развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, чувства ритма, общей моторики и координации движений, эмоциональной сферы дошкольников.
3)       Коррекционно - воспитательные: воспитание чувства ответственности за жизнь домашних животных, воспитание уважительного отношения к слову педагога и сверстников.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа: беседа по теме «Что мы знаем о домашних животных», рассматривание иллюстраций и фотографий, игры «Кого везут в зоопарк?», «Путаница», «Кому что?», составление дидактического синквейна о домашнем животном, совместное составление графического плана рассказа.
Оборудование: макет саней, магнитная доска, магнитные фигурки «Домашние животные и их детёныши», звуковое письмо, музыкальная композиция С. Чекалина «Солнечное утро», сюжетная картина «Животные спрятались», графический план рассказа о домашних животных.
Ход занятия:
Организационный момент: Нам пришло звуковое письмо, предлагаю послушать его. (Звучит запись: приглашение в гости в Простоквашино.)
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Это я, Дядя Фёдор из Простоквашино. … (имя педагога) мне много рассказывал (а) о вас, и я решил пригласить вас к себе в гости в деревню Простоквашино. У меня живет много домашних животных и мне очень хочется вам их показать. До встречи в Простоквашино. Дядя Фёдор.
Примем приглашение Дяди Федора? Добраться до Простоквашино нам помогут волшебные сани. (Звучит музыка «Солнечное утро», дети садятся в сани.)
Работа над темой. (Психогимнастика. Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.) Представим себе, что мы едем по зимнему лесу. С неба падают легкие снежинки, и мы любуемся ими. Вдруг налетел северный ветер, и мы замерзли, съежились. Выглянуло солнышко, мы отогрелись. Впереди горка, нам очень страшно с нее съезжать. Скатились с горы, не упали, нам весело и радостно. Смотрим: вдали виднеется деревня Простоквашино. (Музыка затихает. Дети выходят из саней, подходят к магнитной доске)
Посмотрите, нас встречает Дядя Федор (на магнитную доску выставляется плоскостная фигура), и приглашает посмотреть на своих домашних животных. Кого вы здесь видите? (На магнитной доске размещены фигуры домашних животных. Ответы детей).
А вот их детеныши разбежались. Где они? Помогите, пожалуйста, найти их. (Дети ищут фигурки детёнышей животных в группе. Размещают на доске рядом с взрослыми животными. Присаживаются на стульчики.)
Посмотрите внимательно и скажите, кто с кем живет? (Ответы детей: корова с теленком, свинья с поросенком, коза с козленком, овца с ягненком, лошадь с жеребенком, крольчиха с крольчонком, собака со щенком, кошка с котенком.)
Как называется помещение, в котором живут, коровы? (Лошадь, свинья, кролик, коза, овца, кошка, собака.) (Ответы детей)
Могут ли домашние животные сами о себе позаботиться? Почему? (Ответы детей). Как люди ухаживают за домашними животными? (Ответы детей: кормят, поят, выгуливают, чистят, купают, стригут, меняют подстилку, тренируют.)
Что ест корова? (Лошадь, свинья, кролик, коза, овца, кошка, собака.) (Ответы детей)
Домашние животные, как и вы, любят играть в прятки. Вы закройте глазки, а они тем временем спрячутся. (На магнитную доску выставляется сюжетная картинка «Животные спрятались».) Откройте глазки. Посмотрите внимательно. Это чья голова? Где спряталась корова? (Собака, крольчиха, кошка, лошадь.) (Ответы детей)
Теперь ребята покажите, как вы умеете играть. (Динамическая пауза)
В хлеву стоит корова,
И рядом с ней теленок.
А за забором в луже
Свинья и поросенок.
Жуют в конюшне сено
Лошадка с жеребенком.
К пруду идут купаться
Гусыня, гусь с гусенком.
В курятнике наседка,
Ну а под ней цыплята,
Как желтые комочки
Веселые ребята.
Дяде Федору очень интересно: у вас есть любимые домашние животные? Предлагаю вам рассказать о них. Но сначала давайте вспомним, о чем нас спрашивают эти картинки? (Припоминание обозначений графического плана рассказа кто, части тела, детеныши, где живут, чем питаются, какую пользу приносят. Рассказы детей.)
Как быстро время пролетело, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем спасибо Дяде Федору за гостеприимство и попрощаемся с ним. (Дети садятся в сани.)
Чтобы в пути нам не было скучно, мы будем петь и танцевать. (Логоритмика.)
Ах – ах – ах – ах!
Мы сидим с тобой в санях.
Ух – ух – ух – ух!
Сани мчатся во весь дух.
Ух – ух – ух – ух!
Снег под горкой, словно пух.
Эх – эх – эх – эх!
Мы с тобой быстрее всех.
Итог. Вот и закончилось наше небольшое путешествие. Вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? Что показалось сложным? (Ответы детей.) Дяде Федору вы тоже очень понравились (оценка работы детей педагогом). Он вам передал небольшие сувениры (медали с изображением домашних животных).