Цели: учить употреблять в речи слова, обозначающие отдельные действия (плывёт, плавает), качества объектов (какая она?); развивать речевой аппарат у детей раннего возраста, желание самостоятельно высказываться при рассматривании объектов; вовлекать в процесс экспериментирования, дать возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности; воспитывать
эмоционально-положительное отношение в процессе совместных игр.
Оборудование: игрушки рыбки, удочки, таз с водой, магнитофон, аудиозапись «Журчание воды», «Всплеск воды».
Содержание занятия.
1.Организационный момент.
Дети находятся в группе. Звучит аудиозапись «Журчание воды».
- Ребята, как вы думаете, на что похож звук, который мы слышим?
Ответы детей. (Шум воды, журчание)
Правильно. Это шум воды.
- Давайте пойдём и посмотрим, что это журчит.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Через камешки перешагивают.
Дети идут по группе к столу. На нем располагается круглый таз с водой и рыбкой.
— Вот мы и пришли! Перед нами водоем. Давайте встанем на берегу так, чтобы не промочить ножки.
2. Основная часть.
а) Знакомство с рыбкой.
-Дети, а кто-нибудь слышит еще звуки. Звучит аудиозапись «Всплеск воды».
На что они похожи? Правильно, мне тоже показалось, что как будто, кто- то плескается в водоеме.
Посмотрите, кто к нам приплыл? Воспитатель показывает детям игрушку – рыбку. Кто это? Да, это рыбка. Давайте поздороваемся с рыбкой, скажем «Здравствуй».
Дети проговаривают слово приветствия. «Здравствуй».
- Ребята, посмотрите, какая красивая рыбка. Давайте вместе громко скажем «рыбка». Дети повторяют.
- Лиза, покажи, где у рыбки голова?
- Гриша, покажи, где у рыбы глаза?
- Никита, покажи, где у рыбы рот?
- Полина, покажи, где у рыбы туловище?
- Лиза, покажи, где хвост?
Воспитатель. Молодцы. Ребята, как рыбка умеет говорить?
Ответы детей.
Рыбки говорят очень тихо, никто их не слышит. Они открывают и закрывают рот, вытягивая губы в трубочку. Вот так.
б). Артикуляционная гимнастика.
Рыбка ротик открывает, говорить она желает.
Воспитатель и дети имитируют движения рта рыбки, вытягивая губы в трубочку, открывают и закрывают рот.
в). Исследовательская деятельность.
- Что умеет делать рыбка? (плавать)
- Что она сейчас делает? (плывет)
- Где рыбка плавает? (в воде).
- Давайте исследуем воду. Рассмотрим и потрогаем ее рукой. Какая она?
Ответы детей. (чистая, тёплая).
г). Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Я предлагаю вам превратиться в рыбку и поплыть как она. Для этого сложите ладошки вместе и поплыли. Помните, что рыбы не умеют разговаривать, поэтому плывем молча.
Рыбка плавала, ныряла
Ладошки сложили вместе
В чистой, тепленькой воде, Движения влево и вправо как плывёт рыбка
То сожмется, разожмется, Ладошки то в кулачок сжимаются, то разжимаются
То зароется в песке.
Пальчики имитируют зарывание рыбки в песке.
Дети выполняют движения рук по тексту с воспитателем.
д). Рассказ воспитателя про рыбку.
-Послушайте, что я вам расскажу про нашу рыбку.
Наша рыбка не простая,
Наша рыбка золотая.
Мы ей сказочку расскажем.
И игрушки ей покажем.
Рыбка, рыбка дорогая,
Далеко не уплывай,
Рыбка, рыбка золотая,
С нами поиграй!
е). Дыхательная гимнастика «Подуй на рыбку».
Поиграем с рыбкой? Подуем на нее, пусть плавает.
Сейчас я подую на нашу рыбку. Что она делает?
Ответы детей. (рыбка плывёт)
Давайте подуем на рыбку вместе, и скажем громко «рыбка плывёт».
ж). Описание рыбки детьми.
- Давайте вместе про рыбку расскажем.
— Это… рыбка… (не простая).
- Она… какая? (золотая, красивая).
Какого цвета рыбка? (желтого). На солнышке она светится, сияет. Она блестящая.
- Рыбка умеет… (плавать).
- Где рыбка плавает? (в воде).
Что есть у рыбки? Глаза, рот, голова, хвост.
з). Самостоятельная игровая деятельность «Рыбалка».
Воспитатель читает стихотворение и раздает удочки. Дети ловят рыбок удочками с магнитами.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
- Рыбка устала плавать, и ее друзья тоже устали. Давайте скажем им спасибо и поставим на полочку отдыхать.
Дети: Спасибо.
Молодцы, весело сегодня поиграли. На этом занятие наше закончилось.
Литература и интернет-ресурсы.
1. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до 3 лет/ Под редакцией И.А. Лыковой – М.: Издательский дом «Цветной мир» 2018.
2. Развитие речи О.С.Ушакова «Речевое развитие детей второго года жизни»