2023 2022
1 (219) 2023

Вечерова Е.С. ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-5.pdf

Ориентирование – это интереснейший вид спорта, где, используя карту и компас, необходимо как можно быстрее найти путь между контрольными пунктами на местности, при этом, следует отметить, что это сравнительно молодой вид спорта, ему чуть более 50 лет, но при этом активно развивающийся.

Одной немаловажной особенностью спортивного ориентирования является то, что в соревнованиях могут принимать участие люди в возрасте от 8 до 90 лет, при этом начать так же можно в любом возрасте, имея разную физическую подготовку. В Ивановской области организуются соревнования с открытыми группами, где соревнуются новички различных возрастов, а также группы «Семьи», где принимают участие дети и их родители в составе семейных команд, кроме того, проводятся соревнования с элементами спортивного ориентирования в рамках спартакиады «Малышок» для детей дошкольного возраста в городе Иваново.

Активным развитием этого вида спорта на территории нашей области продиктована необходимость расширения возрастных рамок и уже более трех лет дети старшего дошкольного возраста знакомятся с основами ориентирования и продолжают свое спортивное развитие рамках вопроса преемственности между детским садом и спортивной школой.

Следует отметить, что использование дисциплин спортивного ориентирования, как игровых технологий в дошкольном образовательном процессе позволяет решать большое количество педагогических задач в условиях реализации ФГОС ДО, как за счет разнообразия этих спортивных дисциплин, так и за счет высокой способности коррелирования физического развития в рамках ориентирования с другими образовательными областями.

В этой статье мы расскажем о наших методических разработках в этой области и представим примеры используемого нами инструментария при работе с детьми дошкольного возраста.

Помимо того, что ориентирование является соревновательным видом спорта, оно так же является полезным навыком, который пригодится детям в будущем. В повседневной жизни могут возникнуть множество ситуаций, где необходимо уметь читать и понимать карту. Потому вопрос о возможности детьми достигать результата посредством работы с картой стал для нас первостепенным. Карта — это уменьшенное изображение местности. При этом, в нашем случае под местностью мы подразумеваем территорию детского сада с соответствующими постройками и организованными прогулочными участками. Подготовленная нами карта значительно отличается от спортивной, не только более крупным масштабированием, но и тем, что вместо условных обозначений мы используем трехмерные проекции объектов, расположенных на территории. Присущее детям образное мышление позволяет им сразу обращать нарисованное в реально существующее, не совершая при этом излишнюю умственную работу по преобразованию условных обозначений в образы.



Так как ориентирование применительно к детям дошкольного возраста мы рассматриваем в качестве игровой технологии физического развития, интегрированной в другие образовательные области, а также коррелированной на равных с ними, приведем примеры такого совместного использования, применяемого нами на практике и показавшего свою результативность.

Для демонстрации вариативности использования ориентирования в качестве игровой технологии мы представим три различных вида спортивных дисциплин, адаптированных в игры.

1. Игра «Космическое путешествие»

Возраст: 6-8 лет (старший возраст);

Мотивационный элемент: Астронавты, отправившиеся на исследование планеты «Марс» сбились с пути и приземлились на одной из планет солнечной системы, отряду «космических спасателей» поручено найти и вернуть астронавтов на родную планету.

Вид спортивного ориентирования: «Заданное направление» предполагает поиск контрольных пунктов по заранее определенному порядку.

Цель: знакомство с планетами солнечной системы.

Задачи приоритетных образовательных областей:

Познавательное развитие:

- познакомить детей новыми понятиями «Солнечная система», «Планета», «Астронавты», структурой солнечной системы, основными особенностями планет;

- формировать способность ориентирования на местности с помощью карты.

Физическое развитие:

- способствовать развитию и укреплению здоровья детей;

- развивать у дошкольников способность ориентирования в пространстве, силу, ловкость, смелость, быстроту;

- формировать мотивацию к занятию физической культурой и спортом;

- воспитывать внимание, дружеские взаимоотношения, командный дух.

Описание:

Состав команды 5-8 человек. На карте территории детского сада обозначены контрольные пункты, которым присвоены названия планет солнечной системы, порядок расположения планет соответствует радиусу удаленности планеты от Солнца. Последняя планета «Нептун», именно на ней приземлились заблудившиеся астронавты, где их и найдут «космические спасатели». На каждом пункте команда знакомится с планетой (возможно, на пунктах ребят встречают инопланетяне и рассказывают о своих планетах, можно роли инопланетян предложить детям), выполняет задания по смене физической и умственной нагрузки.



2. Игра «Угадай и построй изображение животного»

Возраст: 6-8 лет (старший возраст);

Мотивационный элемент: Профессор Угадайкин задал детям сложную задачу, и решить ее оказалось нелегко. Но не стоит сдаваться перед лицом трудностей, главное быть очень внимательными, четко следовать маршруту и правилам, и тогда решение будет найдено.

Вид спортивного ориентирования: «Маркировка» предполагает движение ориентировщика по заранее известному маршруту, но где располагаются контрольные пункты неизвестно. Важно быть внимательным и отслеживать свое перемещение по карте.

Цель: работа с игровизором по построению изображения.

Задачи приоритетных образовательных областей:

Познавательное развитие:

- закрепить понятия «клетка», «диагональ», «вправо», «влево», «вниз», «вверх», правый (левый) верхний (нижний) угол, счет в пределах 10;

- развивать способность детей ориентирования на местности с помощью карты и возможность отслеживания своего местоположения на ней.

Физическое развитие:

- способствовать развитию и укреплению здоровья детей;

- развивать у дошкольников способность ориентирования в пространстве, координацию движений, зрительную память, внимательность;

- формировать мотивацию к занятию физической культурой и спортом.

Описание:

На карте территории детского сада изображена траектория перемещения, так называемая на спортивном сленге «нитка». Контрольные пункты на карте не обозначены, дети должны их найти, следуя по заданному маршруту. Внимательность и точность следования залог правильности выполнения задания. На контрольном пункте дети найдут инструкции по нанесению изображения на игровизоре с определенной последовательностью. Получив последние инструкции на последнем КП, дети получат изображение загаданного животного. Задача решена.

3. Игра «Остров сокровищ»

Возраст: 6-8 лет (старший возраст);

Мотивационный элемент: Пират Джон Сильвер, отправляет зашифрованное послание в бутылке. Он спрятал ключ от своих богатств на одном из островов. На каждом острове будут ожидать морские стражники с подсказкой. Нужно отыскать ключ (он разделен на части пазла) – собрать все составляющие и открыть сундук.

Вид спортивного ориентирования: «Лабиринт» - разновидность ориентирования в заданном направлении, предполагает поиск контрольных пунктов по заранее определенному порядку.

Цель: знакомство с морскими обитателями, и экипировкой пиратов.

Задачи приоритетных образовательных областей:

Познавательное развитие:

- познакомить детей новыми понятиями «Пираты», «Русалка», «Сабля», «Пушка», «Кракен», «Сундук», «Якорь», «Ключ», структурой экипировки пиратов и основным окружением;

- формировать способность ориентирования на местности с помощью карты.

Физическое развитие:

-продолжать охранять и укреплять здоровье детей;

-развивать у дошкольников ориентировку в пространстве, силу, ловкость, смелость, быстроту, гибкость;

-формировать мотивацию к занятию физической культурой и спортом;

-воспитывать внимание, дружеские взаимоотношения.

Описание:

Две команды по 3 человека. На территории детского сада (на спортивной площадке, или на прогулочном участке) расположены колья (для выставления ориентиров лабиринта) и призмы (для обозначения станций). На карте лабиринта прорисованы острова. Задача участников по карте определить своё место нахождения, и передвигаться в «заданном направлении», т.е. по порядку от 1КП…до последнего (у нас до 7КП). На нужном острове, детей будет ожидать стражник (с загадкой), если дети отгадывают, то на своей карте определенным цветом закрашивают круг и берут часть пазла от ключа, и так до последнего. Когда закрашены все найденные пункты (и собраны все части ключа), ребята продвигаются к выходу из лабиринта. Собирают пазл, и получается – ключ. Открывают сундук, и находят в нём клад.



Таким образом, можно говорить, о большом разнообразии вариантов видов игр с использованием спортивного ориентирования в дошкольном образовании. Это не только внедрение еще одной инновационной игровой технологии, которая расширяет возможности для развития у дошкольников дополнительного интереса к познавательной и двигательной активности, при помощи такого вида спорта, как спортивное ориентирование, но и развитие таких важных качеств как зрительная память и ориентировка в пространстве. Хочется так же отметить, что в этой статье мы рассмотрели всего несколько вариантов использования и применения дисциплин спортивного ориентирования, как игровых технологий в интеграции с образовательными областями дошкольного образования.

Источник: https://www.1urok.ru/user_applications/21651

Список используемой литературы:1. Воспитание: современные векторы развития/ Материалы межрегиональной научно-практической конференции - г. Иваново 2017.- С.211-214.

2. Степаненкова Э.Я., Семенова Т.А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх. – Москва, 2013.

3. Седых Р.С., Филиппов А.С. Использование игровых упражнений для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста// Состояние, опыт и перспективы развития физкультурного движения Якутии: Сборник региональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию физкультурного движения в Российской Федерации. под редакцией М.Д. Гуляева. – 2014. – С. 347-351.

4. Никитина Л.Б. Формирование и совершенствование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста // Материалы III Международной научно–практической конференции / Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: сб. статей. – 2015. – С. 222-225.