2023 2022
2 (220) 2023

Янусова И.В., Шурлакова Е.Г., Морозова Н.В., Артонова А.И. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf

Внедрение в практику работы с дошкольниками
метода проектной деятельности считается весьма эффективным и прогрессивным средством для развития познавательных и творческих способностей детей. В дошкольном образовании он начал применяться сравнительно недавно, но уже занимает достойное место. Педагоги и воспитатели современного дошкольного учреждения стараются создавать условия, позволяющие полностью раскрыть неповторимый возрастной потенциал ребёнка в системе дошкольного образования. Одним из эффективных путей создания условий для решения поставленной задачи перед детским садом является интеграция содержания образовательных областей. Интеграция рассматривается как становление целостности, связанной с обменом идеями, понятиями, методами, взаимопроникновением структурных элементов различных областей знаний. Это приводит к их уплотнению и концентрации, расширению эвристических и познавательных способностей ребёнка. Усложнение содержания дошкольного образования и включение взаимосвязанных направлений (необходимых компонентов всестороннего развития детей и целостной системы подготовки ребёнка к школе), создают предпосылки для школьного обучения.

Правильный отбор содержания знаний для их дальнейшей интеграции, требует учета того факта что, помимо наличия общих оснований, они должны:

1) расширять уже имеющиеся представления дошкольников;

2) быть полезными при последующем обучении в школе;

3) опираться на личный опыт, связываться с повседневной жизнью.

Кроме того, знания должны вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта; активизировать познавательные интересы и стремление к усвоению новой информации; стимулировать умственную деятельность; повышать уровни самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Реализация проектной деятельности в образовательной практике детского сада связана с формированием определённой среды. В связи с этим использование проектов предполагает изменение и роли педагога, который, в свою очередь, должен стать не только организатором, но и руководителем, консультантом. Ещё одно необходимое условие выполнения проектов дошкольниками является наличие информации, которая сможет обеспечить самостоятельность ребёнка в выборе темы и поможет с выполнением работы. Наконец, должны быть созданы оптимальные условия для оформления результатов проектной деятельности.

Опыт интеграции в ходе совместной деятельности воспитателя, педагога дополнительного образования и других специалистов. Данное взаимодействие можно осуществить в ходе реализации совместных проектов. Например, в нашем ДОУ мы отдали предпочтения следующим проектам: «С миру по сувениру», «Национальный костюм», «Предметы быта наших предков», «Под властью мусора» и др. При этом воспитатель может организовать тематические выставки детских работ, мини-музеи, в которых собраны игрушки в национальных костюмах, предметы быта русского, хакасского и др. народов; сувениры с разных концов земли, коллажи с открытками, фото…которые дети вместе с родителями привозят из своих путешествий. В игровую деятельность педагог английского языка включает традиционные игры англоязычных народов, такие как: hide-and-seek – (или «Marco Polo»), нечто похожее на наши прятки; tag – пятнашки; hopscotch – или классики (причём, когда дети прыгают, можно не только обучать их счёту на английском и русском языках, но и, как варианты – изучать цвета, дни недели, названия месяцев и.т.д.). Такие игры, как правило, включают в себя широкое использование английского языка.

Для театрализации на английском языке используются известные детям с раннего возраста русские народные сказки. Для ролевых игр в ход идут сюжеты, в которых дети могут закрепить, например, формы обращения друг к другу на английском языке.

Воспитатели совместно с педагогом английского языка и музыкальным руководителем могут провести такие праздники, как «Осенний карнавал», «День яблока» - английский праздник, «День подарков» - это предновогодний праздник, «День смеха или день дурака» - традиционный для многих англоязычных стран, «День матери», «День Отца».

Познакомим с некоторыми из перечисленных выше.

В преддверии такого праздника, как «День Матери» воспитанники вместе с воспитателем готовят поделки, открытки. Совместно с педагогом английского дети разучивают стихи, на музыкальных занятиях песни, посвящённые мамам... В ходе подготовки к нему узнают о том, как этот праздник отмечают во многих странах. В этом случае объединяются не только усилия педагогов дополнительного образования и воспитателей, но и родителей. По такому же принципу идёт подготовка и к празднованию «Дня Отца».

Вообще, весьма интересная форма взаимодействия воспитателей, педагога и семьи - проведение в группе праздников, с которыми наши дети не знакомы. Например, «Английская гостиная», где, следуя исторической традиции «5 О’Клок», дети придумывают друг другу добрые пожелания, родители приносят традиционные угощения для чаепития, приглашают друг друга на чай. А затем все вместе угощают сладкой выпечкой детей и взрослых других групп. Такие праздники позволяют интегрировать содержание разных образовательных областей и видов детской деятельности.

Ещё один праздник, который легко может перерасти в проект - это «День подарков». В канун Нового года дети узнают о том, как готовятся и отмечают новый год в Англии, Америке, Германии и других странах. Все вместе изготавливают подарки и поздравительные открытки.

Интеграция образовательных областей позволяет формировать коммуникативные навыки, развивать у детей творческую самостоятельность, воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре других стран.

Зная содержание материала педагога, воспитатель создает условия для проявления творческой инициативы детей в свободной деятельности в группе: создание различных коллекции, составление ребусов или кроссвордов по тематике проектной деятельности. Воспитатели оформляют выставки работ после посещения музеев или экскурсий. Сотрудничество педагога и воспитателей направлено и на обогащение развивающей среды в группах, создание уголка краеведения.

Занятия английским языком с дошкольниками, проходят и во взаимодействии с музыкальным руководителем.

Дошкольники любят петь, танцевать, играть - это естественные для них способы познания мира. Поэтому проигранная и спетая ими лексическая единица пережита ими, проходит через них, связана с их личными эмоциями, становится значимой, запомнится навсегда.

Песня на английском языке может рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня может формировать и духовную культуру учащегося, соединять в единое целое его разум и душу. Песня на занятиях дает толчок детскому творчеству, а ее использование на занятиях по английскому языку способствует обогащению учащихся знаниями страноведческого характера, появлению интереса к культуре страны изучаемого языка, и к самому языку.Таким образом, в ходе взаимодействия педагогов дополнительного образования, воспитателей, музыкального руководителя и других специалистов составляется совместный план подготовительных мероприятий, проводимых с детьми и родителями. Анализируется методическая литература, отбирается содержательный материал для детей разных возрастных групп, продумывается интеграция образовательных областей, обсуждается праздничное оформление.

Для родителей создаются условия для их участия в выставках, конкурсах, в совместном с детьми изготовлении театральных костюмов, атрибутов, декораций. С этой целью для них проводятся мастер-классы, творческие мастерские. Дети отражают свои впечатления в доступных продуктивных видах деятельности (рисунки, поделки из природного материала, аппликации, коллективные коллажи). Родители участвуют в организации фотовыставок, оставляют свои мнения в книге отзывов. На методических мероприятиях педагогический коллектив анализирует проведенное мероприятие, отмечает успехи и недостатки.

Библиографический список

1. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

3. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.