2023 2022
1 (219) 2023

Горобинская В.Н., Горобинская Г.Н., Мишарова И.А. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «АКВАРИУМНЫЕ И РЕЧНЫЕ РЫБКИ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-2.pdf

Цель: закрепить и систематизировать представления детей о разных рыбах.

Задачи:

1. Коррекционно—образовательные:

- Обобщение представлений о рыбах. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Рыбы».

- Совершенствование грамматического строя речи.

- Совершенствование навыков составления и чтения слов, звукового анализа, анализа предложения.

- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.

2. Коррекционно—развивающие:

- Развитие связной речи, всех видов восприятия.

- Развивать у детей умение рассказывать по плану;

- Развивать воображение и творческие способности детей;

3. Коррекционно—воспитательная:

-Воспитывать у детей аккуратность и чувство ответственности.

Вид занятия: подгрупповое.

Целевая группа: воспитанники подготовительной группы.

Оборудование: картинки с изображением разных рыб, мяч, зеркало, карточки, карточки с текстом.

Продолжительность занятия: в соответствии с возрастными особенностями детей – 25-30 мин.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Беседа о рыбах

Педагог показывает детям картинки рыб, дети называют их: ерш, плотва, окунь, щука, акула, осетр, золотая рыбка

ЩУКА - одна из самых сильных речных хищников. Как вы думаете, для чего щуке нужна зеленая чешуя с темными полосами и пятнами? (чтобы речные рыбы не заметили хищницу среди водорослей)

АКУЛА - одна из самых больших морских рыб.

ОСЁТР - занесен в «Красную книгу»

Рассматривание картины с изображением рыбы. Называние частей тела рыбы:

У рыбы есть голова, жабры, туловище, хвост, плавники.

- Чем покрыто туловище рыбы? (чешуей)

- Как люди используют рыбу? (употребляют в пищу. В ней много витаминов, которые необходимы, чтобы быть сильным и здоровым. Аквариумные рыбки радуют глаз человека в жилых помещениях)

2. Основная часть.

Игра «Один-много»

(Игра с мячом)

ерш – ерши

окунь – окуни

щука - щуки

акула – акулы

осетр - осетры

золотая рыбка – золотые рыбки

Игра «Скажи одним словом», какие это рыбы:

Ёрш, сом, пескарь живут в реке – это … (речные рыбы);

Камбала, горбуша, сельдь живут в море – это______________________________

Карп, карась, плотва живут в озере – это __________________________________

Золотая рыбка, гуппи, скалярия живут в аквариуме – это ____________________

Игра «Великан и Гномик на рыбалке»

Великан поймал карася, а Гномик – карасика.

Великан поймал пескаря, а Гномик – …

Великан поймал леща, а Гномик – …

Великан поймал сома, а Гномик – …

Великан поймал карпа, а Гномик – …

Великан поймал ерша, а Гномик – …

Игра «Какое слово не подходит?»

кит, китовый, кот, китёнок;

дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий;

рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное;

море, морской, моряк, марка, приморский.

Пальчиковая гимнастика «Налим»

Жил да был один налим,

Ладони сложены, имитируют движения плывущей рыбки.

Два ерша дружили с ним.

Ладони раздвинуты, имитируют движения двух плывущих рыбок.

Прилетали к ним три утки

Взмахи сложенными накрест ладонями.

По четыре раза в сутки.

И учили их считать:

Кулаки сжимаются и разжимаются.

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальцы на обеих руках загибаются, начиная с большого

Чтение рассказа И. Гурвича «Левушка-рыбак»

Смотрел-смотрел Левушка, как старшие братья в озере рыбу ловят, и захотелось ему самому попробовать. Вернулся он домой и попросил дедушку снарядить его на рыбалку. Дал дедушка ему удочку, дал банку с червями, объяснил, как червяка на крючок насаживать, и пожелал хорошего улова. «Спасибо, — ответил Левушка, — я большую рыбу поймаю».

Начал он удить — сразу большая попалась. Тянул он ее, тянул, а вытянуть не может. Пришлось ему раздеться, разуться и в воду лезть. Смотрит — а ото не рыба вовсе, просто крючок за какие-то корни зацепился.

Шел Левушка домой грустный и думал: «Что я дедушке скажу? Зачем я хвастался?»

Беседа по прочитанному.

Как начинается рассказ? Чего захотелось Левушке?

Дети. Левушка смотрел-смотрел, как старшие братья в озере рыбу ловят, и ему захотелось самому попробовать.

Что сделал Левушка, когда вернулся домой?

Дети. Левушка вернулся домой и попросил дедушку снарядить его на рыбалку.

Как вы понимаете слово снарядить?

Дети. Снарядить — значит собрать.

Правильно. Как дедушка собирал Левушку на рыбалку?

Дети. Дал дедушка ему удочку и банку с червями, объяснил, как червяка на крючок насаживать, и пожелал хорошего улова.

Что значит пожелал хорошего улова'!

Дети. Пожелал наловить много рыбы.

Верно. И что обещал дедушке Левушка?

Дети. Левушка сказал дедушке, что поймает большую рыбу.

Что произошло на озере?

Дети. Левушка думал, что поймал большую рыбу, а это крючок зацепился за какие-то корни. Пришлось мальчику раздеться, разуться и лезть в воду, чтобы отцепить крючок.

Каким же был улов?

Дети. Левушка ничего не поймал.

О чем он думал, когда шел домой?

Дети. Левушке было стыдно за то, что он хвастался. Он думал, что же теперь он скажет дедушке.

Хорошо ли хвастаться? Как вы думаете?

Дети. Хвастаться нехорошо. Можно много наобещать, а потом не выполнить.

Игра «Рыбы-великаны»

пескарь — пескарище

окунь — окунище

ерш — ершище

акула — акулище

карась — карасище

рыба — рыбища.

3. ЗаключениеРефлексия: дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель бросает детям мяч и просит сказать, что понравилось, что вызвало затруднения, что узнали нового.

Прощание: дети встают в круг, кладут руки друг другу на плечи, и все вместе говорят: «До свидания»: а) тихо, б) громче, в) громко, г) тише, д) тихо.