Бережная Е.Н. Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Особым документом считается федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, который гарантирует «…получение без дискриминации качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья…» и обязывает учреждение создать «… необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития…» (3, с.18) Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Наше муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Добросельская ООШ» насчитывает 22 обучающихся. Среди этих воспитанников есть дети с нарушениями речи. А именно: дислалия, стёртая дизартрия, закрытая ринолалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия. В связи с этими нарушениями дошкольники затрудняются общаться друг с другом. Многие сверстники просто не понимают речь, обращенную к ним. Это приводит к раздражительности, ребенок порой просто уходит в себя. С этой проблемой педагоги нашего учреждения сталкиваются уже с младшего возраста. В связи с увеличением числа детей с нарушениями речи, каждым годом увеличивается актуальность проблемы коррекционной работы. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей дошкольной группе при общеобразовательной организации строится на взаимодействии со следующими специалистами: учитель – логопед, педагог - психолог, музыкальный руководитель. Этот процесс включает в себя: Создание предметно-развивающей среды; Для этого создан кабинет педагога - психолога, который дети с удовольствием посещают, так как там создана необходимая атмосфера добра и теплого обращения к ребенку. Кабинет учителя - логопеда насыщен разнообразными пособиями, дидактическими играми и материалами, которые способствуют коррекции речевого развития. Учитель - логопед в своем кабинете создает уютную дружественную обстановку, покидать которую дети не желают. Перед специалистами нашего учреждения стоит главная задача – помочь этим детям для дальнейшего обучения в школе. Дети с нарушениями речи воспитываются в группе вместе с нормально говорящими детьми. Образовательный процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Вместе, проживая дошкольное детство, дети социально адаптируются в среде сверстников, адекватно принимают собственные особенности. В начале учебного года учитель - логопед проводит диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста. На психолого – педагогическом консилиуме (ППк), по результатам диагностики выявляются дети с нарушениями речевого развития. - Комиссией принимается решение о направлении ребенка на центральную ПМПК в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по организации воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. - На основании рекомендаций ПМПК учитель - логопед совместно с педагогом-психологом, разрабатывают адаптированную образовательную программу. - Педагоги и специалисты образовательного учреждения осуществляют реализацию этой программы и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. Таким образом, согласованность действий педагогов учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться. Одним из важнейших условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые недостатки, является работа с родителями. Участие родителей в воспитательно - образовательном процессе способствует созданию атмосферы близкой к домашней, что позволяет раскрепощаться ребенку и успешней бороться с недостатками речи. Именно семья — ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагогов играют важную роль в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями речи. Поэтому одним из актуальных методов является повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования. (3, с.8) Совместно с семьями воспитанников педагоги готовят и проводят театрализованные представления, зрителями которых являются дети младшего возраста. Мы надеемся, что наша образовательная организация является для наших воспитанников как в стихотворении Н.А. Калиман именно СВОИМ: Мир «особого» ребенка Интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка Безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, Добродушен и открыт Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребенка – Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих!
Библиографический список 1. Инструктивно-методическое письмо ОГА ОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»: «Создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в 2015-2016 учебном году». 2. Скоролупова О.А., Лобанова Т.И. «ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях» Просвещение, 2014. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного Образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с. 4.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.