Выпуск № 10 (85) 2021

Зубкова А.А. Семейная конституция, или как правильно "наказывать" ребёнка

Аннотация: в статье приведено описание воспитания детей дошкольного возраста, их особенности. Роль семьи в воспитании детей.
Ключевые слова: семья, личность, воспитание, развитие, наказание, семейная конституция.
Воспитание ребенка – сложный процесс, требующий от современных родителей не только любви и соответствующей заботы, но и психолого-педагогической грамотности. Проблема наказаний ребенка в семье – это проблема насущная и непростая; она с трудом претерпевает изменения в течение жизни, т.к. выбор предпочитаемых методов наказания закладывается в будущих родителей еще в детстве, в родительских семьях. Поэтому я и хочу затронуть эту тему. Я хочу поговорить о том, как «наказывать» ребенка и о том, как в процессе не перейти черту. То есть сделать это правильно.
Трудно представить воспитание ребёнка без необходимости «наказания». Фактически это невозможно. Но «наказание» может быть разным: циничным и грубым, аккуратным и цивилизованным, заслуженным или необоснованным. Но оно есть всегда.
«Наказание» можно разделить на три кластера:
1. Месть. Многим воспитателям присуща мстительность, которую они удовлетворяют в процессе наказания. Месть не обязательно является главной причиной наказания, но почти всегда испытывается и, что самое главное, ощущается ребёнком;
2. Защита. «Наказание» выступает в роли защиты себя или имущества (нельзя рисовать фломастерами на обоях), своих моральных принципов (нельзя повторять "плохие" слова за взрослыми) или защиты ребёнка от его же глупостей (нельзя играть возле разрытой ямы – упадёшь и разобьёшься);
3. Обучение. «Наказание» используется в целях обучения. В большинстве случаев обучение представляет собой тривиальную раздачу подзатыльников и незамысловатые словесные напутствия (маму с папой нужно слушать – они взрослые, а значит им виднее).
В любом случае всё сводится к попыткам привить ребёнку определённые нормы поведения через его страдания. И это является самой главной ошибкой в процессе воспитания. Невозможно внушить любовь и интерес к чему-либо с помощью насилия. Изучая физику из-под палки ребёнок, скорее всего, возненавидит этот предмет и добьётся немногого в данной области. Более того, сам воспитатель теряет положительный авторитет у ребёнка и становится в его глазах деспотом, которому подчиняются лишь из-за страха наказания. Для интереса к обучению требуются совершенно иные условия.
Семейная конституция.
Стоит пересмотреть своё отношение к воспитанию детей, избегая насилия в любом его проявлении. Но если кластер "месть" не кажется столь необходимой мерой воздействия на ребёнка, то как быть с кластерами "Защита" и "Обучение"? Всё проще, чем может показаться.
Обучение основам современного законодательства и права должно преподноситься в игровой форме. Например, можно изобрести "внутрисемейную конституцию", опираясь на действующее законодательство и особенности семейных традиций и ценностей.
Не стоит недооценивать детей и думать, что подобная система обучения окажется слишком сложной для их неокрепших голов. Дети любят игры и с удовольствием будут увлечены процессом. Даже в раннем возрасте ребёнок способен понимать простейшие договорённости, а дальше – больше. Но как быть с совсем уж маленькими детьми, которые априори не способны понять семейную декларацию?
Важным элементом в семейной конституции является непосредственное участие ребёнка в её создании. Мало того, что это развивает элементарные навыки аргументации и критического мышления у ребёнка, но и становится залогом уважения правил, по которым он обязуется жить вместе с другими членами семьи.
Преступление и наказание.
Самым трудным, но вместе с тем интересным моментом в создании и соблюдении внутрисемейного кодекса является проработка последствий за нарушение регламента. В любом случае последствия не должны противоречить логике и здравому смыслу, а также действующему законодательству в стране проживания. Совершенно необязательно последствия должны доставлять неудобства одной из сторон. Всегда можно меняться ролями, а также обсуждать и редактировать конституцию, приходя к общему согласию. Проявив фантазию можно создать увлекательную и развивающую ролевую игру для всей семьи в виде дружного мини государства, сохранив покой и гармонию в отношениях.
Данную статью хочется закончить словами К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными».