Выпуск № 30 (105) 2021

Сазонова А.В., Мирошникова Т.Ю. Среднесрочный образовательный проект «Бере-гите природу»

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)


Тип проекта:
по доминирующей деятельности воспитанников – практико-ориентированный, информационный;
по характеру содержания проекта – ребенок и природа;
по характеру участия ребенка в проектировании – педагогический проект;
по характеру контактов – внутри одной возрастной группы;
по продолжительности – среднесрочный (21.09.2020 – 29.01.2021гг);
по количеству участников – групповой;
по форме продукта – лэпбук «Бережем планету вместе».
Актуальность проекта.
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.
Замечательный русский писатель М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту.
Проблема:
- Что такое охрана природы?
- Почему необходимо соблюдать правила поведения в природе?
- Почему с каждым годом усиливается загрязнение воды, воздуха, почвы?
- Какие факторы улучшают здоровье человека, а какие – пагубно на него влияют?
Дети затрудняются ответить на вопросы.
После проведения бесед с детьми высветилась проблема – недостаток у детей знаний по экологическому воспитанию и влияние загрязнения экологии на здоровье человека.
Цель проекта:
Формирование гуманного отношения к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.
2. Познакомить с правилами поведения в природе.
3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.
4. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.
5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.
Ожидаемые результаты:
По окончанию проектной деятельности педагоги:
1.          Приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повысят профессиональное мастерство
2.          Повысят экологическую культуру, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
3.          Пополнят развивающую среду в группе.
4.          Повысят мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
План реализации проекта.
№ п/п
Мероприятия, или основные направления деятельности
Этапы проекта. Сроки реализации мероприятий
Деятельность педагогов
Деятельность детей
Подготовительный этап проекта:
1
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом
Сентябрь 2020г.
Изучают методический материал по направлению работы.
Подбирают диагностический материал.

2
Обогащение предметно-пространственной развивающей среды
Сентябрь 2020г.
Совершенствуют развивающую среду, создают новые пособия:
- сборник экологических сказок;
- видеотеку «Любимые питомцы»;
- картотеку экологических игр;
- картотеку экспериментальной деятельности;
- уголок «Времена года»;
- макет «Деревенский дворик»;
- дидактическую игру «Сортировка мусора».
Входят в проблему.
4
Педагогическое просвещение родителей
Сентябрь 2020г.
Проводят анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома на тему; «Берегите природу».

Основной этап проекта:
1
Выявить уровень развития экологической воспитанности детей группы

Проводят диагностику по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы

2
Реализация поставленных задач

Проводят занятия и наблюдения на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников группы.
Проводят индивидуальную работа с детьми на прогулке.
Принимают активное участие на занятиях, прогулках
3
Работа с педагогами

Проводят консультацию для педагогов: «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников».
Оформляют картотеку дидактических игр с экологическим содержанием.

4
Работа с родителями

Агитируют родителей на участие в акции «Собери макулатуру – сохрани дерево».
Агитируют родителей на участие облагораживание и озеленение территории детского сада.

Заключительный этап проекта:
1
Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы

Проводят диагностику и мониторинг качества экологического образования в группе.
Проводят итоговую диагностику по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы.

2
Оценка эффективности работы педагога

Подводят итоги работы.
Определяют перспективы работы.

3
Оценка эффективности работы с родителями

Подводят анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома на тему «Берегите природу».

Итоги реализации проекта:
Целью проектной нашей деятельности было - формирование гуманного отношения к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимые для жизни условия, поэтому нашим продуктом стал лэпбук «Берегите природу».
 

При знакомстве с ним ребята узнали, отчего планета грустит и радуется, какой срок разложения у разного вида мусора, рассмотрели экологические знаки, отгадали экологические загадки и поиграли в дидактическую игру «Сортировка мусора».

Благодаря проекту дети смогут сформировать элементарные экологические знания и культуру поведения в природе; находить взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым; развить интерес к явлениям и объектам природы; научиться экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Перспектива проекта:
Осуществив цель нашего проекта, мы повысили педагогическую компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка. У детей и родителей появились новые общие интересы. Результаты нашего проекта показали, что человек и его деятельность негативно влияют на окружающую среду, а значит и на человека. Каждый из нас должен помнить об этом и оказывать посильную ежедневную помощь предотвращению экологической катастрофы. Поэтому в дальнейшем планируем создать «Экологическую тропинку», что и станет целью нашего следующего проекта.
Используемая литература:
1.      Ю.А. Вакуленко "Воспитание любви к природе у дошкольников:
экологические праздники, викторины, занятия и игры" /
Волгоград: Учитель, 2008.
2. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
3. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
4. Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/
5. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду».
Интернет-ресурсы:
1. https://infourok.ru/proekt-berezhem-planetu-vmeste-4118742.html
2. https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/proekt-quot-berezhem-planetu-vmeste-quot-1248039
3. https://infourok.ru/socialniy-proekt-beregi-svoyu-planetu-3158724.html