Выпуск № 23 (49) 2020

Дунаева И.А. Семейная гостиная «Экспериментируем вместе с детьми»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский


Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействий взрослого).
Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое-неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т.д.
Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыты.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игра, занятия, прогулка, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии.
Практика показывает, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, рассказывают о своих открытиях родителям. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В работе по экспериментальной деятельности используются элементарные опыты, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и во время режимных моментов. Занятия-экспериментирование проходят в увлекательной для детей форме: работа в «Лаборатории», встреча с Почемучкой, путешествия; с использованием художественного слова (чтение отрывков из художественных произведений, загадывание загадок, чтение стихов), демонстрационного материала (иллюстрации, схемы, карты) и различных «научных штучек» (лупа, микроскоп, пробирки, магниты и др.). Прежде всего, дети знакомятся с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадают в их поле зрения в быту, в повседневной деятельности (например, свойство воды разливаться, растворять сахар).
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр., например, предлагается слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.
В школе маленьких поварят дети учатся не только готовить, но и развивают мелкую моторику, экспериментируют, запоминают названия разных продуктов и кухонной утвари. Дети принимают настоящие взрослые решения - в ходе занятий они, например, сами решают, какие ингредиенты добавить в пиццу или какой фрукт использовать при приготовлении кексов. Самый важный итог работы – дети видят результат своих трудов, для многих — это первая самостоятельная работа. Школа молодых поварят – это ещё и развивающие занятия. Как из муки получается булочка? Как превратить воду в чай? Как сделать салат солёным? Дети получают ответы на свои вопросы, сами выступают в роли творцов».
В процессе проведения различных опытов задействован каждый ребёнок. Такие опыты чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами.
Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Однако, практический аспект реализации развития познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами экспериментирования остаётся недостаточно раскрытым.
В процессе работы с детьми выявилась проблема: как привлечь родителей к активному участию в познании окружающего мира ребенком с помощью опытов и экспериментов, так как семья была, есть и останется самым сильным фактором влияния на ребенка в любом возрасте. Ребенок познает радость открытия нового, узнает необычные свойства привычных предметов, расширяет свои представления о мире через наблюдения, совместное чтение книг, поэтому необходимо, чтобы и педагог, и родитель были в любую минуту готовы к экспериментальной деятельности.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»
одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной
организацией (ДОО), является «взаимодействие с семьей для обеспечения
полноценного развития личности ребенка».
Детский сад и семья призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт.
Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
ФГОС ДО уделяет особое внимание взаимодействию с родителями в вопросах образования и воспитания ребенка, признанию государством приоритета семейного воспитания.
В связи с этим приоритетным направлением в своей педагогической деятельности послужила инновационная форма – семейная гостиная.
Семейная гостиная-это перспективная форма работы, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, их сплочению, передачи опыта в воспитании детей.
Семейная гостиная способствует взаимопроникновению и взаимовлиянию образовательного пространства ДОУ и семьи, созданию оптимально-благопо-лучных условий для воспитания и развития личности ребёнка.
Функционирование «Семейной гостиной»: воспитатели, родители и дети.
Формы педагогической деятельности «Семейной гостиной»
Инвариантные:
§  групповые мероприятия для всех родителей: семинары, консультации, тренинги, лектории, семинары-практикумы, деловые игры.
Вариативные:
§  индивидуальные консультации для родителей;
§  индивидуальная работа с родителями и их детьми по формированию познавательных интересов;
§  совместные детско-родительские встречи в различных формах: экспериментальная деятельность, игровые, досуговые мероприятия.
Семейная гостиная базируется на основе дидактических принципов:
§  доступности;
§  системности;
§  преемственности;
§  деятельности;
§  дифференциации;
§  природосообразности;
§  организации тематического пространства, как основы развития образных представлений;
§  результативности.
В работе семейной гостиной большое внимание уделяется познавательно-исследовательской деятельности детей и родителей для изучения окружающего мира.
Ведь ни для кого не секрет, что дети — это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Все это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
За период функционирования «Семейной гостиной» самым сложным для меня оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию: были проблемы с посещением, их низкой активностью. Причины самые разные: нехватка времени, ощущение несостоятельности, неуверенности, непонимание важности вопроса - все это могло привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками.
Моей целью было создание благоприятной, доверительной обстановки, тёплых взаимоотношений с родителями наших воспитанников. Позднее были выделены качественные показатели определённых семей их инициативность, ответственность, отношение мам и пап к совместной, новой для них деятельности.
Анкетирование и общение с родителями позволили номинировать такие группы родителей:
1. Родители-лидеры. Это те, кто охотно и активно идут на любой контакт, с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность работы дошкольной образовательной организации.
2. Родители-исполнители. Эти родители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Они включаются в деятельность после детальных объяснений педагога о ее смыслах, выслушав внимательно комментарии и задавая множество вопросов.
3. Родители-наблюдатели. И таких родителей, равнодушных, к счастью, не очень много, но они есть.
Результаты исследования показали:
- активная позиция родителей по отношению к деятельности детского сада составляет – 36%;
- пассивная позиция родителей по отношению к деятельности детского сада составляет –38%;
- наблюдательная позиция родителей по отношению к деятельности детского сада – 26%.
Основываясь на результаты мониторинга, мною был сделан вывод о необходимости продолжить работу в данном направлении, предлагая родителям различные виды сотрудничества и совместного творчества.
Тщательная подготовка к каждой встречи, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению гостиной.
Для создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды родителей и детей использую современные образовательные технологии (исследовательской деятельности, игровые, развивающие, информационно-коммуникативные):


В процессе ознакомления родителей с экспериментальной деятельностью, представила вниманию родителей:
´ Мастер-класс: «Маленькими шагами в прекрасный мир», «Неизведанное рядом», «Волшебство своими руками», «Сравнение камней с другими материалами», «Домашний вулкан» и многое другое.



´ Круглый стол: «Растите любознательных»; «Как прекрасен этот мир, посмотри!»;
´ Рекомендации для родителей “Экспериментируем дома с водой” + фотовыставка;
´ Консультации: “Развиваем познавательные способности, внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным”; «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»;
´ Изготовление совместных поделок, детей и родителей, из бросового материала и бумаги на тему: «Фантазируем и экспериментируем вместе»;
´ Презентации «Юный кулинар», «Домашняя лаборатория», «Секреты кухни», «Игры на кухне»;
´ Семейная гостиная «Школа добрых волшебников»; «Лаборатория научных чудес»; «Конкурс маленьких поварят»; КВН «Мы - экспериментаторы».


Моя задача была -повысить педагогическое мастерство родителей по проблеме детского экспериментирования. Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу в области познания с детьми дошкольного возраста в домашних условиях. Построить тесное взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка; вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента не только дети, но и родители имеют возможность удовлетворить свою любознательность (почему? Зачем? Как? Откуда?), почувствовать себя учеными, первооткрывателями.
Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия развивают в ребенке уверенность в себе, формируют социально значимые чувства, желания и взгляды, прививают социальные навыки. Способствует созданию более близких отношений между детьми и родителями внутри семьи, более дружеских-между детьми и воспитателем группы, созданию хорошего настроения для всех.
В конце исследования наблюдательная позиция родителей по отношению к деятельности детского сада составила 0%.
Результаты нашего исследования показали:
- активная позиция родителей по отношению к деятельности детского сада составляет-42%;
- пассивная позиция родителей по отношению к деятельности детского сада составляет-58%;
- наблюдательная позиция родителей по отношению к деятельности детского сада составляет-0%.
Анализируя результаты мониторинга можно сделать вывод, что позиция родителей воспитанников в результате применения инновационных форм взаимодействия стала более гибкой, они из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Практика показывает, что родители и дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, рассказывают о своих открытиях.
Элементарное экспериментирование представляет для всех участников образовательного процесса живой интерес. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки.
В моменты специально организованного игрового взаимодействия между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают. Родители начинают осознавать важность игры в период дошкольного детства. Детско-родительские отношения приобретают конструктивный характер, это особенно важно именно в период дошкольного детства, на начальном этапе развития личности.
Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов, проявляют инициативу.
Мы не останавливаемся на достигнутом, мы стремимся и делаем многое для взаимного обогащения друг друга всем самым лучшим, ценным в воспитании и развитии наших детей. И в этом поиске с нами мамы, папы, бабушки, дедушки наших воспитанников, мы-семья.

Библиографический список
1.       Давыдова О.И, Богославец Л.Г., Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ»/ М.: Творческий Центр, 2005.
2.       Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной.- 2-изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2013.
3.       Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2011.
4.       Примерная образовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
5.       Чиркова «Родительские собрания в детском саду» М., Вако 2008 (по всем возрастным группам).