2023 2022
1 (219) 2023

Воробьева Е.А. ПРИМЕНЕНИЕ ДЕТСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf

Наши дети – это дети сетевого информационного столетия. Они другие, и у них совершенно другие пути и способы общения. Поэтому, наряду с традиционными формами работы с современными дошкольниками существует необходимость поиска и использования форм работы, наиболее интересных с позиции современного ребенка. Одна из таких форм – мультипликация.

В условиях модернизации образования и переходе на ФГОС актуальным становится вопрос о создании таких условий в детском саду, которые бы способствовали раскрытию потенциала и творческой реализации каждого ребёнка.

Мы работаем с детьми с нарушениями речи, поэтому находимся в постоянном поиске новых современных форм развития и социализации, активизации деятельности детей. В 2020 году в нашей группе начала свою работу студия «Юный мультипликатор».

Создание мультипликационного фильма - это, по сути, интеграция образовательных областей: познавательной, художественно-эстетической, речевой. На первый взгляд процесс создания мультфильма существенно отличается от привычных форм непосредственно-образовательной деятельности, однако по сути своей является практической совокупностью знаний, умений, навыков детей и педагогов.

Выделяют следующие этапы работы над мультфильмом:

- Создание сценария по предложенной теме;

- Выбор ролей и распределение заданий;

- Создание персонажей мультфильма в предложенной детьми или педагогом технике;

- Моделирование движений;

- Покадровая съёмка;

- «Озвучивание» мультфильма;

- Получение снимков из камеры и монтаж мультфильма в компьютерной программе;

- Демонстрация мультфильма, обсуждение увиденного.

Наш опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Мы использовали мультипликацию, преследуя каждый раз новые цели.

Первый пробный мультфильм был создан по р.н. сказке «Репка» с целью ознакомления с процессом создания мультфильма, в данном случае кукольного.

При создании возникли следующие затруднения:

- скованность детей при драматизации;

- при озвучивании речь детей была маловыразительна;

- дети быстро уставали при создании кадров т.к. работа длительная по времени.

Но, как только дети увидели результат нашей совместной работы, появилось желание начать работу над другим м/ф.

Второй м/ф «Волк и семеро козлят» был создан с целью приобщения детей к чтению художественной литературы.

Учитывая трудности при создании первого мультфильма, чтобы вызвать у детей интерес к предстоящей работе над м/ф, была проведена предварительная работа: чтение р.н.с. «Волк и семеро козлят», «Волк и семеро козлят на новый лад» (в стихах и прозе), авторская сказка Братьев Гримм «Волк и семеро козлят».

Далее познакомили детей с разнообразием экранизации этой сказки, просмотрели мультфильмы разных видов: рисованный «Волк и семеро козлят» по мотивам русской народной сказки, кукольный «Волк и семеро козлят на новый лад».

После показа мультфильмов мы обсуждали с детьми оформление мультфильма. По высказываниям детей стало понятно, что по оформлению им понравился мультфильм рисованный. А по содержанию мультфильм кукольный, т.к. он с весёлой концовкой и музыкальным оформлением.

Художественный музыкальный фильм «Мама» по мотивам сказки Братьев Гримм «Волк и семеро козлят». Вызывало сомнения, как дети отнесутся к этому фильму, т.к. он старый, и снят в непривычной форме для современных детей. Смотрели его по частям, т.к. он длинный. Но у детей этот фильм большой эмоциональный отклик.

Анимационный м/ф из серии «Машины сказки». Перед просмотром м/ф мы обращали внимание детей на выразительность речи Маши, которая одна озвучивает м/ф.

Так же была организована поездка в театр на спектакль «Волк и семеро козлят».

Проведенная предварительная работа способствовала созданию мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад», который был представлен на муниципальном конкурсе.

Третий М/ф «Что такое детство», был создан к выпускному с целью эмоционального отклика к важному событию в жизни родителей и детей. Если предыдущие мультфильмы были кукольные, то этот м/ф был полностью нарисован детьми. Дети рисовали каждый сам себя и воспитателей. При озвучивании дети размышляли на тему: «Что такое детство?», а во второй части рисованные лица заменялись фото, и дети читали стихи о своих друзьях по группе.

В данный момент мы закончили работу по созданию мультфильма «Путешествие по азбуке».

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, сталкиваются с различными трудностями. Одна из них касается запоминания зрительного образа букв, их внешний вид никак не соотносится с обозначаемым звуком.

У нас возникла идея создания мультфильма, который поможет в занимательной игровой форме усвоить такие понятия, как звук и буква.

Каждой букве посвящено отдельное стихотворение, способствующее запоминанию ребенком данной буквы и делающее процесс проще и увлекательнее. Буквы даются в сравнении с изображаемыми предметами, что облегчает их запо минание и помогает графическому усвое нию букв.

Это поможет в дальнейшем избежать проблемы при замене прописных букв по зрительному сходству, т.е. предупредить нарушение письма и чтения в школьном возрасте. Что является основной задачей логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

При создании м/ф использовали программу Арт Игрушка и оборудование детской мультстудии «Kids Animation Desk».

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.