Выпуск № 53 (128) 2021

Чернякова О.Ю. Развитие конструкторских способностей детей старшего дошкольно-го возраста в аспекте освоения робототехники

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательной деятельности, способствующей интеллектуальному и эстетическому воспитанию детей, развитию их творческого потенциала. Активно создается благоприятная среда для развития инновационного направления технического творчества – робототехники.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что основная образовательная программа дошкольного учреждения реализуется в формах, специфических для детей конкретной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Одним из приоритетных принципов дошкольного образования в Стандарте является поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности, в том числе в конструировании из различных материалов [3].
Конструкторские способности детей представляю собой индивидуально-психологические особенности ребенка, которые проявляются в направленности на создание творческих продуктов в виде конструкций, схем, чертежей конструкций, моделей из различных материалов [2].
Развитие конструкторских способностей детей в аспекте освоения робототехники – это процесс качественных изменений индивидуально выраженных возможностей ребенка, проявляющихся в уровне развития мелкой моторики, мыслительных операций, воображения, межличностного взаимодействия в процессе конструирования, позволяющих создавать приспособления, механизмы, устройства, модели, программные цепочки [1].
На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №19 «Антошка» г. Белгорода создана единая робототехническая образовательная среда, которая представляет собой специально организованное, мобильное пространство, насыщенное материальными, кадровыми, информационными, методическими ресурсами, способствующее формированию элементов инженерной, информационной культуры детей.
Для большего охвата детей в условиях дошкольного образовательного учреждения техническим творчеством функционирует «Технопарк» – центр конструирования для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Основная цель данного «Технопарка» заключается в развитии у дошкольников общих познавательных и творческих способностей при создании продукта деятельности.
Задачи «Технопарка» следующие:
- знакомить со свойствами строительного материала и способами построения из него построек различной сложности;
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
- учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, функциональное значение;
- выявить в дальнейшем одаренных, талантливых детей, обладающими способностями в конструктивно-модельной деятельности;
- развивать активный интерес у детей к играм-головоломкам.
«Технопарк» оснащен различными видами конструкторов от простых до программируемых:
- Лего разного типа, вида и размера;
- Тико;
- Кольца и др.
Уделим внимание развитию конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста через Лего в аспекте освоения робототехники.
Для дошкольников рекомендуется использовать понятные модели, крупные и яркие детали, увлекательное содержание. Как правило, ребенку предлагается собрать различные машинки, самолетики, животных, понять, что такое механизм, и т.д. Задача таких комплектов, помимо прочего, развить мелкую моторику, внимательность, усидчивость, фантазию и креативность, научить работе в команде.
Среди наиболее популярных брендов в мире детских конструкторов по робототехнике можно отметить LEGO Education, Engino, Huna, Fischertechnik и др. Познакомимся с наборами.
LEGO Education – один из самых известных в мире брендов конструкторов также является и одним из лидеров по образовательному направлению. Для детей дошкольного возраста предлагается «Первые механизмы» (5+) или «Простые механизмы» (7+). Игра с этими конструкторами не требует дополнительных знаний, а сам набор познакомит ребенка с тем, что такое механизм и как он функционирует. Будущий инженер узнает о принципах работы рычагов, зубчатых колес и о многом другом.
Рассматривая Fischertechnik, отметим, что немецкий производитель также подготовил комплекты для детей разных возрастов. Например, для юных инженеров от 5 лет – это «Набор для малышей» и «Супернабор для малышей». Каждый такой конструктор позволит построить по несколько моделей машинок, самолетов, подъемный кран и другие знакомые и понятные ребенку объекты.
Принцип, которым руководствуется Huna при разработке своих конструкторов: «От простого к сложному». Уже 6-летним детям бренд предлагает собрать несложных роботов с двигателем, звуковым сопровождением, датчиками, определяющими расстояние или черный цвет. В основе таких наборов лежат знакомые каждому ребенку модели: герои сказок (например, персонажи из «Трех поросят» или Паровозик Томас), животные, машинки и т.д. Каждый комплект сопровождается понятной инструкцией, которая поможет ребенку собрать интересную движущуюся модель.
Бренд Engino – это широкий выбор самых разных образовательных конструкторов: программируемых и непрограммируемых; с мотором и без него. Отдельные комплекты посвящены сборке автомобилей, мотоциклов, самолетов, спецтехники и т.д. – такой набор позволит собрать ряд моделей соответствующей тематики. Также Engino предлагает специальную серию для девочек – с деталями пастельных цветов и моделями.
Таким образом, робототехника знакомит детей с основами конструирования и программирования, поиском нужной информацией для решения проблемы, составления плана и последовательности действий, оценивания творческого продукта. У старших дошкольников развивается мелкая моторика, самостоятельность и инициативность, раскрывается творческий потенциал.
Библиографический список
1.       Емельянова Л.А. Преемственность дошкольного и начального общего образования в развитии конструкторских способностей детей в аспекте освоения робототехники: автореферат дис.... канд. пед.наук. Челябинск, 2018. 22 с.
2.       Лашкова Л.Л., Журина К.О. Робототехника как средство развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. С. 43-46.
3.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.
2021-07-25 14:18