Выпуск № 30 (105) 2021

Пашкова Е.Ю., Сергеенко Л.Б. Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством LEGO-конструирования

Bведение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной из которых является LEGO -технология.
ЛЕГО-технология оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, следовательно, на развитие речи, что дает возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Лего-конструктор активно используется в развитии мелкой моторики у детей.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, костной и мышечной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [1].
Процесс LEGO-конструирования представляет собой вид моделируемой продуктивно-творческой деятельности, направленной на умственное и чувственное развитие детей [2].
Для организации занятий по LEGO-конструированию, как правило, педагоги используют следующие формы:
- конструирование модели по готовому образцу;
- конструирование модели по заданному условию;
- конструирование модели по собственному замыслу;
- конструирование модели по предложенной теме [3].
В ходе LEGO-конструирования нами используется определенный алгоритм:
1. Знакомство с новым материалом (детали строительного материала).
2. Предлагать детям назвать знакомые детали строительного материала.
3. Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно).
4. Самостоятельное выполнение детьми (помощь).
5. Идентификация с образцом.
6. Обыгрывание постройки (подведение итога на основе результата).
Для развития мелкой моторики с помощью LEGO-конструктора рекомендуем использовать такие упражнения (таблица 1).
Таблица 1
Упражнения для развития мелкой моторики у младших дошкольников средствами LEGO-конструирования

Название упражнения

Содержание

1

«Найди детали одного цвета»

Материал: коробочка с мелкими полосками бумаги, детали конструктора ЛЕГО разного цвета и формы.

Цель: развивать быстроту мышления, мелкую моторику, зрительное восприятие.

Правило: Детали конструктора спрятаны в коробочке с бумагой. Дети находят детали своего цвета (формы). Побеждает тот, у кого в конце игры больше деталей.

2

«Найди постройку»


Материал: карточки, постройки, коробочка.

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.

Правило: Дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно рассматривают её, называют, что изображено и находят эту постройку.

3

«Найди такую же деталь, как на карточке»


Материал: карточки, детали конструктора ЛЕГО.

Цель: закрепить названия деталей конструктора ЛЕГО.

Правило: Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора ЛЕГО, находят такую же деталь. В конце игры строят модель из своих кирпичиков и придумывают название.

4

«Чудесный мешочек»


Материал: набор ЛЕГО - конструктора, «Чудесный мешочек».

Цель: учить узнавать детали конструктора на ощупь.

Правило: Ведущий держит мешочек с деталями конструктора ЛЕГО. Дети по заданию достают деталь из мешочка. Затем объясняют свой выбор.

5

«Построй, не открывая глаз»


Материал: плата, наборы ЛЕГО.

Цель: учить строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук.

Правило: Перед детьми плата и конструктор, дети с закрытыми глазами пытаются что-нибудь построить, затем придумывают название.

6

«Переделываем»


Педагог строит небольшое сооружение и просит ребенка построить такую же модель, изменив некоторые параметры. Самое простое – это изменить цвет. Педагога башня целиком красная, а ребенка - из таких же деталей, но синих. Затем – меняется размер. Вместо маленьких деталей берутся большие (или наоборот). Потом – меняют форму – вместо кубиков – кирпичи (но количество деталей, их цвет и их соотношение между собой сохраняются).

7

«Строим по описанию»


Предлагают ребенку самостоятельно построить два домика – для большой и маленькой куколки (или гаражи для разных машин). Ребенок сам подбирает детали и продумывает конструкцию так, чтобы персонажи (предметы) поместились в дом (гараж).

8

«Последовательности»


Предлагают ребенку выполнять задания по продолжению ряда, в котором последовательно повторяются те или иные фигуры. Выкладывают начало дорожки (заборчика, улицы города, клумбы вдоль дорожки и так далее), например, кубик – кирпичик – кубик – кирпичик или кубики: красный – синий – красный – синий. Просят ребенка угадать, какая деталь будет дальше. Для того, чтобы ребёнок понял, почувствовал задание, проговаривают вслух несколько раз последовательность выложенных фигур. Постепенно усложняют задания, чередуя три разных детали. Обращают его внимание не только на последовательность фигур, но и на их расположение: кирпичик на кубик, потом просто кирпичик и так далее.

9

«На что это похоже?»


Делают несложную абстрактную постройку. Можно из одноцветных деталей, можно из разноцветных. Дети рассматривают внимательно со всех сторон, находят образы – на что это похоже, целиком или частями.

Также мы использовали следующее:
1.       Педагог внимательно рассматривал детали конструктора: большие, средние и маленькие «кирпичики». Показывал, как они соединяются между собой. Строил разноцветную пирамидку. Комментировал свои действия. Задачей детей было присоединить хотя бы один «кирпичик». Когда дети понимали принцип, по которому соединяются детали, строили маленький домик.
2.       Как правило, в наборе ЛЕГО бывают деревья. Вместе с ребенком мы придумывали необыкновенную историю. Вначале расставляли деревья в произвольном порядке и рассказывали про лес, в котором живут зайчик, лисичка и другие дикие животные и птицы. Например, в лес пришла беда: подул сильный ураганный ветер, и все деревья упали. Где теперь будут жить звери? Давайте им поможем и из Лего соберем постройку.
3.       С помощью наборов ЛЕГО играли в сказку: «Пусть зайчик живет в лубяном домике из желтых кирпичиков ЛЕГО, а лиса – из синих. С приходом весны пусть вокруг домика распускаются цветы и бегут ручьи»
Таким образом, ЛЕГО – одна из самых известных и распространенных педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития детей. С помощью ЛЕГО-конструктора трудные задачи решаются посредством увлекательной игры, в которой дети одновременно перевоплощаются в своих любимых героев: это строители многоэтажного дома, которые стремятся завершить строительство, либо это будущие гонщики, обсуждающие марки своих автомобилей для участия в «Формуле-1», или это летчики, осваивающие новые самолёты. Дети с помощью занятий ЛЕГО-конструированием развивают мелкую моторику рук, а также кроме этого, повышают умственную и физическую работоспособность, расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.
Библиографический список
1.       Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2002. 448 с.
2.       Усынин В.В. Развитие креативно-технологических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами LEGO-конструирования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 7. С. 102-106.
3.       Шабуракова В.М. Рабочая программа развивающего курса внеурочной деятельности «Лего-конструирование» [Электронный ресурс] / М.В. Шабуракова // Международный образовательный портал «Мир учителя». URL: http://worldofteacher.com/2907-350.html (дата обращения: 20.03.2021)