2023 2022
1 (219) 2023

Клишина Г.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ДОШКОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК.

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-6.pdf

Главным условием развития личности ребёнка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога - специально организовать данную деятельность, создавая внутри неё атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи педагог может использовать интерактивные технологии.

Интерактивный
– означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Воспитательные возможности интерактивных форм работы очень значительны. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучаемыми, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку дошкольников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность дошкольников в учебно-игровое взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Для ознакомления с космосом необходимо создать условия развивающей среды, которые способствуют формированию и закреплению знаний о Вселенной. Вообще, тема космоса содержит в себе массу идей для рисунков, поделок из бумаги, картона, пластилина.

Одна из форм интерактивного обучения, это «Лэпбуки».

Лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребёнок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы.

Педагог при знакомстве дошкольников с космосом обязательно использует наглядно-дидактический материал. Хотя важно отметить, что наглядность на традиционных «бумажных носителях» не может передать всех ярких, красочных, незабываемых впечатлений от ощущения космоса. Поэтому важнейшим средством при ознакомлении дошкольников с космосом, становятся ИКТ. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления с космосом материала. Яркий, светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное. Анимационные герои, космические объекты вызывают интерес, в результате снимается напряжение, уходят необоснованные страхи, ребёнок получает объективную информацию о космическом пространстве, объектах космоса, космонавтах, задачах, которые они решают на околоземной орбите.



Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал по ознакомлению с космическим пространством как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе развития и воспитания детей имеет следующие достоинства:

· возможность демонстрации различных космических объектов в многократно увеличенном виде;

· объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации;

· компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для образовательной деятельности дошкольников.

Использование компьютерных заданий является дополнительным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Большой интерес у старших дошкольников вызывают конструкторы LEGO.
Робототехника - не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп.

Список литературы:

1. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. пособие / И. В. Плаксина; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014

2. Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ (методические материалы) / Авт.-сост. Н.Б. Ромаева (и др.). – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.

3. Савельева М.Г. Использование активных и интерактивных образовательных технологий: методические рекомендации / Авт.-сост. М.Г. Савельева, Т.А. Новикова, Н.М. Костина: отв. ред. Е.Н. Анголенко. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013.

4. Шереметьева У.М. Методические рекомендации по организации учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения. – Новосибирск: НТЖТ, 2015.