2023 2022
2 (220) 2023

Акифьева Е.Э. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ СЧЕТНЫХ УСТРОЙСТВ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-6.pdf

Цель. Создать условия для ознакомления с историей счетных устройств.

Задачи:

- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;

- развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира;

- активизировать познавательную деятельность.

Материал. Видео фильм счетных устройств; карточки, на которых изображены счетные устройства на каждого ребёнка.

ООД

В: Ребята сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нем вместо картин и скульптур, собраны счетные устройства: машины и приборы».

В: Ребята до десяти считать Вы умеете?

Ответ детей:

В: А до двадцати (на выбор любого ребёнка, а ты сможешь посчитать до двадцати?

Ответ детей:

В: Молодцы ребята, хорошо считаете, а как Вы думаете, для чего этот предмет? показывает счёты.

Ответ детей: Они необходимы для того, чтобы что-то считать.

Ребенок (по желанию) показывает, как считают на счетах.

Незнайка. Так интересно, а я и не знал!

В: Ребята приглашаю Вас пойти в необычный музей счетных устройств, в котором находятся разные предметы, с помощью которых люди считали в древности. Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног. Это были первые счеты. Но они были неудобными, потому что нельзя было посчитать больше, чем до двадцати. И тогда человек изобрел другие счеты. А какие — мы сейчас увидим. Видеофильм о счётных устройствах. Посмотрите это костяные счеты. Как вы думаете, на них можно было считать? (Ответы детей.) Аэто узелковые счеты. Как ими пользовались? (Ответы детей.) Посмотрите, это деревянная счетная доска — абак, она разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали. Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку требовалось много времени. И поэтому изобрели счетную машину. Смотрим к следующий экспонат нашего времени. Эту счетную машину вы, наверное, знаете. Как она называется? Ответ детей: (Калькулятор.) Как им пользуются? (Ответы детей.) Атеперь давайте посмотрим последний экспонат. Как вы думаете, что это? Ответ детей: (Компьютер.) Что можно делать с помощью компьютера? Чем компьютер отличается от калькулятора? (Ответы детей.).

Рефлексия: На чем люди считали сначала, а на чем потом?

Ребята, давайте поможем (тем детям которые затрудняются с ответом). Как люди считали сначала, что использовали?

Какие счеты появились потом?

Из чего они были сделаны?

Что люди используют для расчетов теперь?

Представителям каких профессий необходимы счетные приборы? (Ответы детей.)

Проводится игра «Что было — что будет». Дети раскладывают картинки с изображением счетныхприборов по хронологии их создания.

Рефлексия: Ребята предлагаю Вам проверить правильность выполнения задания друг у друга.

Литература

Помораева И.А., Позина В.А Формирование математических представлений: Конспекты занятий: 6-7 лет.- 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2022.-200 с.