Цель. Создать условия для ознакомления с историей счетных устройств.
Задачи:
- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;
- развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира;
- активизировать познавательную деятельность.
Материал. Видео фильм счетных устройств; карточки, на которых изображены счетные устройства на каждого ребёнка.
ООД
В: Ребята сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нем вместо картин и скульптур, собраны счетные устройства: машины и приборы».
В: Ребята до десяти считать Вы умеете?
Ответ детей:
В: А до двадцати (на выбор любого ребёнка, а ты сможешь посчитать до двадцати?
Ответ детей:
В: Молодцы ребята, хорошо считаете, а как Вы думаете, для чего этот предмет? показывает счёты.
Ответ детей: Они необходимы для того, чтобы что-то считать.
Ребенок (по желанию) показывает, как считают на счетах.
Незнайка. Так интересно, а я и не знал!
В: Ребята приглашаю Вас пойти в необычный музей счетных устройств, в котором находятся разные предметы, с помощью которых люди считали в древности. Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног. Это были первые счеты. Но они были неудобными, потому что нельзя было посчитать больше, чем до двадцати. И тогда человек изобрел другие счеты. А какие — мы сейчас увидим. Видеофильм о счётных устройствах. Посмотрите это костяные счеты. Как вы думаете, на них можно было считать? (Ответы детей.) Аэто узелковые счеты. Как ими пользовались? (Ответы детей.) Посмотрите, это деревянная счетная доска — абак, она разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали. Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку требовалось много времени. И поэтому изобрели счетную машину. Смотрим к следующий экспонат нашего времени. Эту счетную машину вы, наверное, знаете. Как она называется? Ответ детей: (Калькулятор.) Как им пользуются? (Ответы детей.) Атеперь давайте посмотрим последний экспонат. Как вы думаете, что это? Ответ детей: (Компьютер.) Что можно делать с помощью компьютера? Чем компьютер отличается от калькулятора? (Ответы детей.).
Рефлексия: На чем люди считали сначала, а на чем потом?
Ребята, давайте поможем (тем детям которые затрудняются с ответом). Как люди считали сначала, что использовали?