Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-9.pdf
Цель непосредственно образовательной деятельности:
· Расширять и систематизировать знания о хвойном лесе и его обитателях.
Задачи образовательных областей:
Познание:
· Формировать устойчивый интерес к природе;
Социализация:
· Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
Коммуникация:
· Обогащать словарный запас детей (хвоя, хвойные деревья, клест, кабан, кедр, рысь)
Безопасность:
· Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;
Художественное творчество:
· Развивать эстетическое восприятие.
Физическая культура:
· Совершенствовать двигательную активность.
Труд:
· Формировать умение работать в коллективе.
Предполагаемый результат формирование у детей знания о хвойном лесе и его обитателях.
Формы организации совместной деятельности:
Игровая мотивация, дидактические игры, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, самоанализ воспитанников, разрезные картинки, схема-опора.
Интеграция областей:
Социализация, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, безопасность, здоровье.
Предварительная работа:
· Беседа на тему: «Зимний лес».
Участие родителей: совместно с детьми изготовление кормушек для птиц.
Оборудование:
Карта- схема, разрезные картинки зимующих птиц, коллаж «Зимний лес», дощечки, салфетки, трафареты диких животных и елки, карандаши, искусственные ель и сосна, иллюстрации диких животных, шишки (ели, сосны, пихты), бумага, ножницы, пластилин, стека, геометрические фигуры разного цвета, соль, зубная паста.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
В: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
– Ребята, скорее сюда! Посмотрите, что я нашла, что это?
Письмо. Хотите узнать, что в письме? (да)
Читаю письмо:
- Дорогие, ребята! В зимний лес я на прогулку приглашаю вас пойти интересней приключенья вам. ребята, не найти вас ждут интересные задания, игры, загадки. (Лесовичок)
Ну что, ребята, отправляемся в путь? (Да)
Вот первое задание:
Вопросы про жизнь диких животных (Воспитатель приглашает детей стать в круг.) Узнать больше о жизни диких животных зимой нам поможет волшебный «снежок». Я буду бросать его вам и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав. (Логические вопросы)
· Кто из диких животных выше зайца, но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)
· Кто из диких животных ниже лисы, но выше белки? (Заяц.)
· Утепляет ли заяц свою нору к зиме? (Нет, её у него нет.)
· Почему белки чаще селятся в хвойных лесах? (Белки питаются семенами шишек хвойных деревьев – ели, сосны, кедра.)
· Как хвост лисе помогает? (В сильный мороз она им укрывает лапы и нос; заметает следы.)
· Почему зимой волки сбиваются в стаи? (Так легче охотиться)
В: хорошо вы отвечали.
А теперь мои ребятки, будем прыгать как зайчатки.
Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы должны будете показать отгадки фигурками того цвета, который соответствует этому животному (цветные геометрические фигурки лежат на столе)
Летом ходит без дороги, между сосен и берез,
А зимою спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
На овчарку он похож, что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)
Кто по елкам ловко скачет, и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)
Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
Молодцы, очень хорошо справились с заданием.
Мы немного поиграли и загадки отгадали, теперь нам в лес пора.
Выше ноги поднимаем, по сугробам шагаем.
Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, как красиво в лесу.
А вы знаете, ребята, что елочка– хвойное дерево?
Д:
Да, знаем.
Почему оно называется хвойным?
Д: Потому, что у нее вместо листьев иголки, которые называются хвоинки или хвоя.
В: говорят, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом». Но это не совсем так хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу? (Ответы детей)
Земля под деревьями застлана ковром из опавшей хвои. В детском саду растут ели, мы с вами наблюдали за ними каждый сезон и заметили под деревьями ковер из опавших хвоинок. А какие хвойные деревья вы знаете?
Д: пихта, сосна, туя, кедр, ель.
В: Обитатели леса тоже играют огромную роль в жизни леса. Расскажите кого вы знаете из обитателей хвойного леса?
Д: Заяц любит жить в еловых лесах. (Рассказ ребенка по опорной схеме.) Белка часто скачет по веткам ели. (Рассказ ребенка по опорной схеме.) Медведь спит в берлоге под елью. (Рассказ ребенка по опорной схеме.)
В: сегодня я познакомлю вас с рысью — это один из обитателей хвойного леса. Животное любит еловые леса. Рысь легко узнать по короткому хвосту и кисточкам на ушах. Передвигаться по глубокому рыхлому снегу ей помогают лапы: мохнатые и широкие. Зимой зверя от мороза спасает густой мех. Зверь хорошо плавает и отлично лазает по деревьям. Рысь охотится на мышей, рябчиков, зайцев-беляков, тетеревов. Животное прячет свое логово в корнях упавших старых елей. Птицы тоже обитают в хвойных лесах. Назовите пожалуйста птиц, живущих в хвойном лесу. Почему они там живут? (Ответы детей)
Вы знаете, эту птицу? Его называют «северным попугаем» — это Клест-еловик. У этой птицы необычный крестообразный клюв с перекрещенными концами. Концы клюва загнуты в разные стороны. Напоминают они щипцы. Чтобы достать семечко, клест отгибает чешуйки еловой шишки и вставляет клюв между ними. Иногда клест раскачивается на шишке, как на качелях, цепляясь за шишку острыми коготками. Почки птица ели тоже ест. Клест - птица небольшая, чуть синицы больше. Птенцов птица выводит зимой, в феврале месяце. Они строят из мелких веточек гнездо с толстыми стенками, утепляя его мхом, шерстью, перьями. Птицы прячут свой дом среди толстых веток у самого ствола, старых густых елей, укрытых снегом. Ветра в таких местах нет. Зимой самец тоже поет. На кладке мама-клест полмесяца сидит. Кормит ее папа-клест семенами хвойных деревьев, которые находятся. Дом для животных и птиц это лес.
И в лесу мы побывали много нового узнали. Змейкой мы пойдем сейчас тропка узкая у нас.
А теперь заданье вам, очень трудное я дам. Составьте картинку и назовите птицу. (работа с разрезными картинками) Ребята, а как люди помогают зимующим птицам?
Д: Мы с родителями сделали кормушки и т. д.
В: как вы думаете, почему надо подкармливать птиц зимой? (ответы детей). Правильно, зимой очень холодно и голодно. Поэтому мы тоже должны помогать нашим пернатым друзьям. Посмотрите какое интересное задание приготовил Лесовичок. (письмо, свернутое трубочкой)
Я для малышей делал полянку «ЗИМНИЙ ЛЕС»- да не успел. Помогите, пожалуйста, закончить. Лесовичок.
Поможем? Скажите, чего здесь не хватает?
Д: Елочек, снега.
В: тогда за работу (правила безопасности при работе с острыми предметами) (Дети обводят трафареты елочек, вырезают их, вставляют одну в другую. Рисуют снег на деревьях с помощью зубной пасты. Посыпают сугробы, деревья “снегом”: соль.) Я думаю’ малышам понравится. Вот и подошло к концу наше занятие.
Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей). Что вам показалось наиболее интересным? (Ответы детей)
Рефлексия(звездочка красная– мне очень понравилось, как я занимался, Звездочка желтая – мне не понравилось, как я занимался)
Спасибо вам, мне было очень приятно с вами заниматься.
Цель непосредственно образовательной деятельности:
· Расширять и систематизировать знания о хвойном лесе и его обитателях.
Задачи образовательных областей:
Познание:
· Формировать устойчивый интерес к природе;
Социализация:
· Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
Коммуникация:
· Обогащать словарный запас детей (хвоя, хвойные деревья, клест, кабан, кедр, рысь)
Безопасность:
· Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;
Художественное творчество:
· Развивать эстетическое восприятие.
Физическая культура:
· Совершенствовать двигательную активность.
Труд:
· Формировать умение работать в коллективе.
Предполагаемый результат формирование у детей знания о хвойном лесе и его обитателях.
Формы организации совместной деятельности:
Игровая мотивация, дидактические игры, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, самоанализ воспитанников, разрезные картинки, схема-опора.
Интеграция областей:
Социализация, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, безопасность, здоровье.
Предварительная работа:
· Беседа на тему: «Зимний лес».
Участие родителей: совместно с детьми изготовление кормушек для птиц.
Оборудование:
Карта- схема, разрезные картинки зимующих птиц, коллаж «Зимний лес», дощечки, салфетки, трафареты диких животных и елки, карандаши, искусственные ель и сосна, иллюстрации диких животных, шишки (ели, сосны, пихты), бумага, ножницы, пластилин, стека, геометрические фигуры разного цвета, соль, зубная паста.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
В: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
– Ребята, скорее сюда! Посмотрите, что я нашла, что это?
Письмо. Хотите узнать, что в письме? (да)
Читаю письмо:
- Дорогие, ребята! В зимний лес я на прогулку приглашаю вас пойти интересней приключенья вам. ребята, не найти вас ждут интересные задания, игры, загадки. (Лесовичок)
Ну что, ребята, отправляемся в путь? (Да)
Вот первое задание:
Вопросы про жизнь диких животных (Воспитатель приглашает детей стать в круг.) Узнать больше о жизни диких животных зимой нам поможет волшебный «снежок». Я буду бросать его вам и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав. (Логические вопросы)
· Кто из диких животных выше зайца, но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)
· Кто из диких животных ниже лисы, но выше белки? (Заяц.)
· Утепляет ли заяц свою нору к зиме? (Нет, её у него нет.)
· Почему белки чаще селятся в хвойных лесах? (Белки питаются семенами шишек хвойных деревьев – ели, сосны, кедра.)
· Как хвост лисе помогает? (В сильный мороз она им укрывает лапы и нос; заметает следы.)
· Почему зимой волки сбиваются в стаи? (Так легче охотиться)
В: хорошо вы отвечали.
А теперь мои ребятки, будем прыгать как зайчатки.
Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы должны будете показать отгадки фигурками того цвета, который соответствует этому животному (цветные геометрические фигурки лежат на столе)
Летом ходит без дороги, между сосен и берез,
А зимою спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
На овчарку он похож, что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)
Кто по елкам ловко скачет, и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)
Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
Молодцы, очень хорошо справились с заданием.
Мы немного поиграли и загадки отгадали, теперь нам в лес пора.
Выше ноги поднимаем, по сугробам шагаем.
Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, как красиво в лесу.
А вы знаете, ребята, что елочка– хвойное дерево?
Д:
Да, знаем.
Почему оно называется хвойным?
Д: Потому, что у нее вместо листьев иголки, которые называются хвоинки или хвоя.
В: говорят, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом». Но это не совсем так хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу? (Ответы детей)
Земля под деревьями застлана ковром из опавшей хвои. В детском саду растут ели, мы с вами наблюдали за ними каждый сезон и заметили под деревьями ковер из опавших хвоинок. А какие хвойные деревья вы знаете?
Д: пихта, сосна, туя, кедр, ель.
В: Обитатели леса тоже играют огромную роль в жизни леса. Расскажите кого вы знаете из обитателей хвойного леса?
Д: Заяц любит жить в еловых лесах. (Рассказ ребенка по опорной схеме.) Белка часто скачет по веткам ели. (Рассказ ребенка по опорной схеме.) Медведь спит в берлоге под елью. (Рассказ ребенка по опорной схеме.)
В: сегодня я познакомлю вас с рысью — это один из обитателей хвойного леса. Животное любит еловые леса. Рысь легко узнать по короткому хвосту и кисточкам на ушах. Передвигаться по глубокому рыхлому снегу ей помогают лапы: мохнатые и широкие. Зимой зверя от мороза спасает густой мех. Зверь хорошо плавает и отлично лазает по деревьям. Рысь охотится на мышей, рябчиков, зайцев-беляков, тетеревов. Животное прячет свое логово в корнях упавших старых елей. Птицы тоже обитают в хвойных лесах. Назовите пожалуйста птиц, живущих в хвойном лесу. Почему они там живут? (Ответы детей)
Вы знаете, эту птицу? Его называют «северным попугаем» — это Клест-еловик. У этой птицы необычный крестообразный клюв с перекрещенными концами. Концы клюва загнуты в разные стороны. Напоминают они щипцы. Чтобы достать семечко, клест отгибает чешуйки еловой шишки и вставляет клюв между ними. Иногда клест раскачивается на шишке, как на качелях, цепляясь за шишку острыми коготками. Почки птица ели тоже ест. Клест - птица небольшая, чуть синицы больше. Птенцов птица выводит зимой, в феврале месяце. Они строят из мелких веточек гнездо с толстыми стенками, утепляя его мхом, шерстью, перьями. Птицы прячут свой дом среди толстых веток у самого ствола, старых густых елей, укрытых снегом. Ветра в таких местах нет. Зимой самец тоже поет. На кладке мама-клест полмесяца сидит. Кормит ее папа-клест семенами хвойных деревьев, которые находятся. Дом для животных и птиц это лес.
И в лесу мы побывали много нового узнали. Змейкой мы пойдем сейчас тропка узкая у нас.
А теперь заданье вам, очень трудное я дам. Составьте картинку и назовите птицу. (работа с разрезными картинками) Ребята, а как люди помогают зимующим птицам?
Д: Мы с родителями сделали кормушки и т. д.
В: как вы думаете, почему надо подкармливать птиц зимой? (ответы детей). Правильно, зимой очень холодно и голодно. Поэтому мы тоже должны помогать нашим пернатым друзьям. Посмотрите какое интересное задание приготовил Лесовичок. (письмо, свернутое трубочкой)
Я для малышей делал полянку «ЗИМНИЙ ЛЕС»- да не успел. Помогите, пожалуйста, закончить. Лесовичок.
Поможем? Скажите, чего здесь не хватает?
Д: Елочек, снега.
В: тогда за работу (правила безопасности при работе с острыми предметами) (Дети обводят трафареты елочек, вырезают их, вставляют одну в другую. Рисуют снег на деревьях с помощью зубной пасты. Посыпают сугробы, деревья “снегом”: соль.) Я думаю’ малышам понравится. Вот и подошло к концу наше занятие.
Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей). Что вам показалось наиболее интересным? (Ответы детей)
Рефлексия(звездочка красная– мне очень понравилось, как я занимался, Звездочка желтая – мне не понравилось, как я занимался)
Спасибо вам, мне было очень приятно с вами заниматься.