2023 2022
1 (219) 2023

Таирова Е.П. КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-9.pdf

Цель непосредственно образовательной деятельности:

· Расширять и систематизировать знания о хвойном лесе и его обитателях.

Задачи образовательных областей:

Познание:

· Формировать устойчивый интерес к природе;

Социализация:

· Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

Коммуникация:

· Обогащать словарный запас детей (хвоя, хвойные деревья, клест, кабан, кедр, рысь)

Безопасность:

· Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;

Художественное творчество:

· Развивать эстетическое восприятие.

Физическая культура:

· Совершенствовать двигательную активность.

Труд:

· Формировать умение работать в коллективе.

Предполагаемый результат формирование у детей знания о хвойном лесе и его обитателях.

Формы организации совместной деятельности:

Игровая мотивация, дидактические игры, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, самоанализ воспитанников, разрезные картинки, схема-опора.

Интеграция областей:

Социализация, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, безопасность, здоровье.

Предварительная работа:

· Беседа на тему: «Зимний лес».

Участие родителей: совместно с детьми изготовление кормушек для птиц.

Оборудование:

Карта- схема, разрезные картинки зимующих птиц, коллаж «Зимний лес», дощечки, салфетки, трафареты диких животных и елки, карандаши, искусственные ель и сосна, иллюстрации диких животных, шишки (ели, сосны, пихты), бумага, ножницы, пластилин, стека, геометрические фигуры разного цвета, соль, зубная паста.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

В: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

– Ребята, скорее сюда! Посмотрите, что я нашла, что это?

Письмо. Хотите узнать, что в письме? (да)

Читаю письмо:

- Дорогие, ребята! В зимний лес я на прогулку приглашаю вас пойти интересней приключенья вам. ребята, не найти вас ждут интересные задания, игры, загадки. (Лесовичок)

Ну что, ребята, отправляемся в путь? (Да)

Вот первое задание:
Вопросы про жизнь диких животных (Воспитатель приглашает детей стать в круг.) Узнать больше о жизни диких животных зимой нам поможет волшебный «снежок». Я буду бросать его вам и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав. (Логические вопросы)

· Кто из диких животных выше зайца, но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)

· Кто из диких животных ниже лисы, но выше белки? (Заяц.)

· Утепляет ли заяц свою нору к зиме? (Нет, её у него нет.)

· Почему белки чаще селятся в хвойных лесах? (Белки питаются семенами шишек хвойных деревьев – ели, сосны, кедра.)

· Как хвост лисе помогает? (В сильный мороз она им укрывает лапы и нос; заметает следы.)

· Почему зимой волки сбиваются в стаи? (Так легче охотиться)

В: хорошо вы отвечали.

А теперь мои ребятки, будем прыгать как зайчатки.

Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы должны будете показать отгадки фигурками того цвета, который соответствует этому животному (цветные геометрические фигурки лежат на столе)

Летом ходит без дороги, между сосен и берез,

А зимою спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

На овчарку он похож, что ни зуб-то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)

Кто по елкам ловко скачет, и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

Молодцы, очень хорошо справились с заданием.

Мы немного поиграли и загадки отгадали, теперь нам в лес пора.

Выше ноги поднимаем, по сугробам шагаем.

Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, как красиво в лесу.

А вы знаете, ребята, что елочка– хвойное дерево?

Д:
Да, знаем.

Почему оно называется хвойным?

Д: Потому, что у нее вместо листьев иголки, которые называются хвоинки или хвоя.

В: говорят, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом». Но это не совсем так хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу? (Ответы детей)

Земля под деревьями застлана ковром из опавшей хвои. В детском саду растут ели, мы с вами наблюдали за ними каждый сезон и заметили под деревьями ковер из опавших хвоинок. А какие хвойные деревья вы знаете?

Д: пихта, сосна, туя, кедр, ель.

В: Обитатели леса тоже играют огромную роль в жизни леса. Расскажите кого вы знаете из обитателей хвойного леса?

Д: Заяц любит жить в еловых лесах. (Рассказ ребенка по опорной схеме.) Белка часто скачет по веткам ели. (Рассказ ребенка по опорной схеме.) Медведь спит в берлоге под елью. (Рассказ ребенка по опорной схеме.)

В: сегодня я познакомлю вас с рысью — это один из обитателей хвойного леса. Животное любит еловые леса. Рысь легко узнать по короткому хвосту и кисточкам на ушах. Передвигаться по глубокому рыхлому снегу ей помогают лапы: мохнатые и широкие. Зимой зверя от мороза спасает густой мех. Зверь хорошо плавает и отлично лазает по деревьям. Рысь охотится на мышей, рябчиков, зайцев-беляков, тетеревов. Животное прячет свое логово в корнях упавших старых елей. Птицы тоже обитают в хвойных лесах. Назовите пожалуйста птиц, живущих в хвойном лесу. Почему они там живут? (Ответы детей)

Вы знаете, эту птицу? Его называют «северным попугаем» — это Клест-еловик. У этой птицы необычный крестообразный клюв с перекрещенными концами. Концы клюва загнуты в разные стороны. Напоминают они щипцы. Чтобы достать семечко, клест отгибает чешуйки еловой шишки и вставляет клюв между ними. Иногда клест раскачивается на шишке, как на качелях, цепляясь за шишку острыми коготками. Почки птица ели тоже ест. Клест - птица небольшая, чуть синицы больше. Птенцов птица выводит зимой, в феврале месяце. Они строят из мелких веточек гнездо с толстыми стенками, утепляя его мхом, шерстью, перьями. Птицы прячут свой дом среди толстых веток у самого ствола, старых густых елей, укрытых снегом. Ветра в таких местах нет. Зимой самец тоже поет. На кладке мама-клест полмесяца сидит. Кормит ее папа-клест семенами хвойных деревьев, которые находятся. Дом для животных и птиц это лес.

И в лесу мы побывали много нового узнали. Змейкой мы пойдем сейчас тропка узкая у нас.
А теперь заданье вам, очень трудное я дам. Составьте картинку и назовите птицу. (работа с разрезными картинками) Ребята, а как люди помогают зимующим птицам?

Д: Мы с родителями сделали кормушки и т. д.

В: как вы думаете, почему надо подкармливать птиц зимой? (ответы детей). Правильно, зимой очень холодно и голодно. Поэтому мы тоже должны помогать нашим пернатым друзьям. Посмотрите какое интересное задание приготовил Лесовичок. (письмо, свернутое трубочкой)

Я для малышей делал полянку «ЗИМНИЙ ЛЕС»- да не успел. Помогите, пожалуйста, закончить. Лесовичок.

Поможем? Скажите, чего здесь не хватает?

Д: Елочек, снега.

В: тогда за работу (правила безопасности при работе с острыми предметами) (Дети обводят трафареты елочек, вырезают их, вставляют одну в другую. Рисуют снег на деревьях с помощью зубной пасты. Посыпают сугробы, деревья “снегом”: соль.) Я думаю’ малышам понравится. Вот и подошло к концу наше занятие.
Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей). Что вам показалось наиболее интересным? (Ответы детей)

Рефлексия(звездочка красная– мне очень понравилось, как я занимался, Звездочка желтая – мне не понравилось, как я занимался)

Спасибо вам, мне было очень приятно с вами заниматься.