2023 2022
1 (219) 2023

Циклаури А.Ф. КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [С]

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf

Тема: «Снежный сундук для снегурочки»

Автоматизация звука [С]

Цель. Автоматизация звука [С]

Коррекционные задачи:

-образовательные: вырабатывать умение четко произносить звук [С] в прямых и обратных слогах и слогах, в словосочетаниях в простых предложениях, в чистоговорках.

-развивающие: развивать артикуляционную и мелкую моторику, активизировать биологически активные зоны. Фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление, речевое дыхание.

-воспитательные: воспитывать усидчивость.

Материалы и оборудование: зеркала на каждого ребенка, макеты с артикуляционным изображением звука [С], макеты окон с линиями, шарики фобелайбера, пластиковые новогодние шары, состоящие из двух частей, пенопластовые полусферы, корригирующие дорожки, сундук, снег, полиэтиленовые сосульки, набор картинного материала «Автоматизация [С]», аудиозапись «Речевые звуки»

I этап «Подготовительный»

Подготовка артикуляционного аппарата, выработка плавной воздушной струи.

Ход.

1 часть

Дети входят в кабинет, подходят к столу, на котором растаял снег

Логопед:

На столе капельки воды.

-Что это? Кто здесь был? Как вы думаете ребята?

Ответы детей

Посмотрите здесь загадка

С дедушкой морозом рядом

Блещет праздничным нарядом

Из снежинок курточка

Кто это ребята…. (Снегурочка)

Снегурочка, ребята какой первый звук в слове «Снегурочка» правильно [С],

Но для начала подготовим наш язычок и губы к правильному произнесению звука.

II этап «Основной»

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

«Улыбка», «Заборчик», «Чистим зубки», «Качели», «Часики», Кошка сердится», «Заборчик»

Логопед: давайте постараемся правильно произнести звук [С], вспомним, где находиться язык при произнесении (показ артикуляционной позы на макете),

- Звук [С] С-С-С (так течет водичка из крана).

Логопед: При произнесении звука [С] губы в улыбке, язык находится за нижними зубами, выдыхаемая струя воздуха – холодная., дует «холодный ветерок», голосок спит. Звук [С], согласный, глухой, твердый звук.

2 часть

Логопед: (показывает сундучок) ребята, Снегурочка не просто так к нам приходила, ей нужна ваша помощь, наступила зима, а снежный сундук Снегурочки ещё пуст, она просит вас ей помочь собрать все зимние, снежные сюрпризы, которые нам приносит зима, в этот сундук.

А что нам приносит зима, вы ребята знаете?

Ответы детей

Логопед: конечно, она нам приносит: снег, снежинки, сосульки, мороз, новогодние подарки.

Ребята, (дает искусственный снежок) «Снежок» он подскажет дорогу в снежный лесок, где спрятаны под соснами и елями, зимы сюрпризы.

Вы готовы помочь Снегурочке?

Ответы детей

Логопед: «Снежок» нас зовёт в снежный лес. Отправляемся в путь.

Дети проходят в украшенный зал

Логопед: Ребята посмотрите, здесь много красивых деревьев, давайте искать сюрпризы, и в снежный сундук складывать.

(На столе маленькие шарики фобелайбера)

1. Первое испытание «Снежные заносы»

Логопед: нам не пройти дальше по заснеженной дорожке, много снега намело, как же нам быть. (Ответы детей)

Логопед: отличная идея, давайте раздуем снежок и дальше пройдем.

Упражнение «Холодный ветерок».

Дети одновременно дуют на маленькие шарики, стараясь их раздуть в стороны.

2. Второе испытание «Сосульки»

(из пленки сделаны сосульки, логопед дотрагивается до сосульки, звучит аудиозапись звуков А, У, С, И, М, Ш, ОС, МА, СО, УСЫ, ПАС, КВАС)

Логопед: посмотрите, эти сосульки нужно сбить хлопками. Но сбивать только те сосульки, из которых вы услышите звук [С].

Упражнение «Поймай звук [С].

Вот сколько у нас сосулек получилось, давайте их сложим в снежный сундук.

3. Третье испытание «Морозные узоры»

(макеты окон из картона, на которых проведены линии)

Логопед: ребята, посмотрите это «Морозные узоры», вот они на окошках. Как вы думаете, они нужны зимой, будем их собирать в снежный сундучок для Снегурочки.

Для этого нам надо прорисовать пальчиком «Морозный узор» и произнести звук [С]. Ребята, проводя пальчиками по линиям, вспомните, где находиться язык при произношении звука, какое положение губ.

Упражнение «Произнеси звук [С]»

4. Четвертое испытание «Ледяные дорожки»

(Корригирующие дорожки, покрытые тонкой блестящей тканью)

Логопед: у нас на пути дорожки, бывают зимой ледяные дорожки?

Сюрпризы зимы. Ледяную дорожку складываем в сундук? (Ответы детей)

Логопед: Для этого нужно по дорожкам пройти и слоги произнести.

Давайте попробуем [СА-СЫ-СО-СУ. АС-ОС-УС-ЫС]

Логопед: получилось? (Ответы детей)

Упражнение «Повтори слоги»

(Дети проходят по корригирующим дорожкам и произносят слоги, обращая внимания на правильность произношения.)

Логопед: проходим ребята дальше.

5. Пятое испытание «Льдинки» (дети подходят к елочке, на ветвях которой, пластиковые, прозрачные шары внутри которых загадки для детей)

Логопед: Ребята. Посмотрите сколько ледяных шаров на елке.

Зимой на елочках бывают льдинки?

Их нужно собрать в сундук?

А это льдинки не простые, в них загадки.

Упражнение «Загадки-отгадки»

Логопед: попробуем отгадать?

И тогда все льдинки мы сможем положить в сундук.

Слушайте внимательно и отгадывайте.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Лес)

Логопед: Ребята произнесите отгадку

С-С-Санки

(Логопед загадывает загадки, дети произносят отгадку, утрированно произнося звук [C])

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

(Пёс)

Меж двух светил

Посередине один.

(Нос)

Семьдесят одёжек и все без застёжек?

(Капуста)

Круглая, глубокая,

Гладкая, широкая,

Гончаром кручённая,

В печи обожжённая,

От кувшина – низка

Глиняная … (миска)

Ночью она совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко налью ей миску,

Позову кого я…. (киску)

Хочешь измениться вдруг?

Не узнает даже друг.

Попадёшь ты в сказку,

Лишь оденешь (Маску)

Все лето мы стояли

Зимы ожидали.

Дождались поры

Помчались с горы (Санки)

Рвутся в небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют!

Это праздничный.... (Салют)

Если дождик, мы не тужим —

Бойко топаем по лужам.

Будет солнышко сиять —

Нам под вешалкой стоять. (Сапоги)

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,

А взрослая.... (Собака)

У неё глаза большие,

Хищный клюв — всегда крючком.

По ночам она летает,

На деревьях спит лишь днём. (Сова)

Хвои горькой аромат

И стволы — за рядом ряд.

Хоть зима, а хоть весна,

Зелена в лесу.... (Сосна)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

Логопед: Все снежки собрали, отправляемся дальше.

6. Шестое испытание «Снежные сугробы»

(перед детьми шары из синтепона, среди шаров дети находят картинки)

Логопед: впереди на пути глубокие сугробы.

-Зимой сугробы бывают, а что делают зимой с сугробами? (Ответы детей)

Логопед: все сугробы разметем

Картинки со звуком [С] найдём!

Упражнение «Чистоговорки»

Логопед: (проговаривает)

АС-АС-АС найдите ребята АНАНАС

Дети находят картинку Ананас.

(дети находят остальные картинки по тексту, далее проговаривают вместе)

АС-АС-АС – АНАНАС

АСКИ-АСКИ-АСКИ – НОВОГОДНИЕ МАСКИ

СКИ-СКИ-СКИ – КРАСИВЫЕ НОСКИ

СА-СА-СА — ВОТ СИДИТ ЛИСА.

СО-СО-СО — У МАШИНЫ КОЛЕСО.

СУ-СУ СУ — НАШЛИ КОЛБАСУ.

СЫ-СЫ-СЫ- ДЛИННЫЕ УСЫ

7. Седьмое испытание «Снежки»

(Логопед обращает внимание детей на снежки из полусфер пенопласта, под елкой)

Логопед: Сугробы все мы размели

Маленькие снежки нашли,

- Любите в снежки играть зимой?

Ответы детей.

- Но снежки сначала нужно слепить.

Упражнение «Собери картинку»

(Из двух полусфер дети собирают шар, на которых разрезанные картинки, дети называют получившуюся картинку)

САНКИ, СОК, САПОГИ, САЛЮТ, САМОЛЕТ, САМОКАТ, СУМКА.

3 часть.

Логопед: полный сундук зимних сюрпризов для снегурочки собрали.

-Давайте посмотрим и назовем, сколько слов со звуком [С] в сундуке для Снегурочки.

(дети произносят слова, в соответствии с названием картинок)

-Как вы думаете, смогли помочь Снегурочке.

Все ли сюрпризы зимы в этом сундуке?

Ответы детей

Давайте отнесем этот сундучок в то место, где мы его нашли.

Снегурочка будет вам благодарна.

И когда наступит праздник Новый год, Снегурочка Вас не оставит без новогоднего сюрприза, за вашу помощь.

Рефлексия.

У кого получилось сегодня произнести без ошибок звук [С].

Мы будем продолжать, учится произносить красивый звук.

Литература:

1. Попова Г.П., Павлова О.В.: Загадки-отгадки для вас, дошколятки!

2. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей /

3. Крупенчук О. И. Литера, 2016 г. «Артикуляционная гимнастика»

4. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина