Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf
Тема: «Снежный сундук для снегурочки»
Автоматизация звука [С]
Цель. Автоматизация звука [С]
Коррекционные задачи:
-образовательные: вырабатывать умение четко произносить звук [С] в прямых и обратных слогах и слогах, в словосочетаниях в простых предложениях, в чистоговорках.
-развивающие: развивать артикуляционную и мелкую моторику, активизировать биологически активные зоны. Фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление, речевое дыхание.
-воспитательные: воспитывать усидчивость.
Материалы и оборудование: зеркала на каждого ребенка, макеты с артикуляционным изображением звука [С], макеты окон с линиями, шарики фобелайбера, пластиковые новогодние шары, состоящие из двух частей, пенопластовые полусферы, корригирующие дорожки, сундук, снег, полиэтиленовые сосульки, набор картинного материала «Автоматизация [С]», аудиозапись «Речевые звуки»
I этап «Подготовительный»
Подготовка артикуляционного аппарата, выработка плавной воздушной струи.
Ход.
1 часть
Дети входят в кабинет, подходят к столу, на котором растаял снег
Логопед:
На столе капельки воды.
-Что это? Кто здесь был? Как вы думаете ребята?
Ответы детей
Посмотрите здесь загадка
С дедушкой морозом рядом
Блещет праздничным нарядом
Из снежинок курточка
Кто это ребята…. (Снегурочка)
Снегурочка, ребята какой первый звук в слове «Снегурочка» правильно [С],
Но для начала подготовим наш язычок и губы к правильному произнесению звука.
II этап «Основной»
Артикуляционная гимнастика
Упражнения:
«Улыбка», «Заборчик», «Чистим зубки», «Качели», «Часики», Кошка сердится», «Заборчик»
Логопед: давайте постараемся правильно произнести звук [С], вспомним, где находиться язык при произнесении (показ артикуляционной позы на макете),
- Звук [С] С-С-С (так течет водичка из крана).
Логопед: При произнесении звука [С] губы в улыбке, язык находится за нижними зубами, выдыхаемая струя воздуха – холодная., дует «холодный ветерок», голосок спит. Звук [С], согласный, глухой, твердый звук.
2 часть
Логопед: (показывает сундучок) ребята, Снегурочка не просто так к нам приходила, ей нужна ваша помощь, наступила зима, а снежный сундук Снегурочки ещё пуст, она просит вас ей помочь собрать все зимние, снежные сюрпризы, которые нам приносит зима, в этот сундук.
А что нам приносит зима, вы ребята знаете?
Ответы детей
Логопед: конечно, она нам приносит: снег, снежинки, сосульки, мороз, новогодние подарки.
Ребята, (дает искусственный снежок) «Снежок» он подскажет дорогу в снежный лесок, где спрятаны под соснами и елями, зимы сюрпризы.
Вы готовы помочь Снегурочке?
Ответы детей
Логопед: «Снежок» нас зовёт в снежный лес. Отправляемся в путь.
Дети проходят в украшенный зал
Логопед: Ребята посмотрите, здесь много красивых деревьев, давайте искать сюрпризы, и в снежный сундук складывать.
(На столе маленькие шарики фобелайбера)
1. Первое испытание «Снежные заносы»
Логопед: нам не пройти дальше по заснеженной дорожке, много снега намело, как же нам быть. (Ответы детей)
Логопед: отличная идея, давайте раздуем снежок и дальше пройдем.
Упражнение «Холодный ветерок».
Дети одновременно дуют на маленькие шарики, стараясь их раздуть в стороны.
2. Второе испытание «Сосульки»
(из пленки сделаны сосульки, логопед дотрагивается до сосульки, звучит аудиозапись звуков А, У, С, И, М, Ш, ОС, МА, СО, УСЫ, ПАС, КВАС)
Логопед: посмотрите, эти сосульки нужно сбить хлопками. Но сбивать только те сосульки, из которых вы услышите звук [С].
Упражнение «Поймай звук [С].
Вот сколько у нас сосулек получилось, давайте их сложим в снежный сундук.
3. Третье испытание «Морозные узоры»
(макеты окон из картона, на которых проведены линии)
Логопед: ребята, посмотрите это «Морозные узоры», вот они на окошках. Как вы думаете, они нужны зимой, будем их собирать в снежный сундучок для Снегурочки.
Для этого нам надо прорисовать пальчиком «Морозный узор» и произнести звук [С]. Ребята, проводя пальчиками по линиям, вспомните, где находиться язык при произношении звука, какое положение губ.
Упражнение «Произнеси звук [С]»
4. Четвертое испытание «Ледяные дорожки»
(Корригирующие дорожки, покрытые тонкой блестящей тканью)
Логопед: у нас на пути дорожки, бывают зимой ледяные дорожки?
Сюрпризы зимы. Ледяную дорожку складываем в сундук? (Ответы детей)
Логопед: Для этого нужно по дорожкам пройти и слоги произнести.
Давайте попробуем [СА-СЫ-СО-СУ. АС-ОС-УС-ЫС]
Логопед: получилось? (Ответы детей)
Упражнение «Повтори слоги»
(Дети проходят по корригирующим дорожкам и произносят слоги, обращая внимания на правильность произношения.)
Логопед: проходим ребята дальше.
5. Пятое испытание «Льдинки» (дети подходят к елочке, на ветвях которой, пластиковые, прозрачные шары внутри которых загадки для детей)
Логопед: Ребята. Посмотрите сколько ледяных шаров на елке.
Зимой на елочках бывают льдинки?
Их нужно собрать в сундук?
А это льдинки не простые, в них загадки.
Упражнение «Загадки-отгадки»
Логопед: попробуем отгадать?
И тогда все льдинки мы сможем положить в сундук.
Слушайте внимательно и отгадывайте.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Лес)
Логопед: Ребята произнесите отгадку
С-С-Санки
(Логопед загадывает загадки, дети произносят отгадку, утрированно произнося звук [C])
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Пёс)
Меж двух светил
Посередине один.
(Нос)
Семьдесят одёжек и все без застёжек?
(Капуста)
Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная … (миска)
Ночью она совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко налью ей миску,
Позову кого я…. (киску)
Хочешь измениться вдруг?
Не узнает даже друг.
Попадёшь ты в сказку,
Лишь оденешь (Маску)
Все лето мы стояли
Зимы ожидали.
Дождались поры
Помчались с горы (Санки)
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный.... (Салют)
Если дождик, мы не тужим —
Бойко топаем по лужам.
Будет солнышко сиять —
Нам под вешалкой стоять. (Сапоги)
Жил-был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок,
А взрослая.... (Собака)
У неё глаза большие,
Хищный клюв — всегда крючком.
По ночам она летает,
На деревьях спит лишь днём. (Сова)
Хвои горькой аромат
И стволы — за рядом ряд.
Хоть зима, а хоть весна,
Зелена в лесу.... (Сосна)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Логопед: Все снежки собрали, отправляемся дальше.
6. Шестое испытание «Снежные сугробы»
(перед детьми шары из синтепона, среди шаров дети находят картинки)
Логопед: впереди на пути глубокие сугробы.
-Зимой сугробы бывают, а что делают зимой с сугробами? (Ответы детей)
Логопед: все сугробы разметем
Картинки со звуком [С] найдём!
Упражнение «Чистоговорки»
Логопед: (проговаривает)
АС-АС-АС найдите ребята АНАНАС
Дети находят картинку Ананас.
(дети находят остальные картинки по тексту, далее проговаривают вместе)
АС-АС-АС – АНАНАС
АСКИ-АСКИ-АСКИ – НОВОГОДНИЕ МАСКИ
СКИ-СКИ-СКИ – КРАСИВЫЕ НОСКИ
СА-СА-СА — ВОТ СИДИТ ЛИСА.
СО-СО-СО — У МАШИНЫ КОЛЕСО.
СУ-СУ СУ — НАШЛИ КОЛБАСУ.
СЫ-СЫ-СЫ- ДЛИННЫЕ УСЫ
7. Седьмое испытание «Снежки»
(Логопед обращает внимание детей на снежки из полусфер пенопласта, под елкой)
Логопед: Сугробы все мы размели
Маленькие снежки нашли,
- Любите в снежки играть зимой?
Ответы детей.
- Но снежки сначала нужно слепить.
Упражнение «Собери картинку»
(Из двух полусфер дети собирают шар, на которых разрезанные картинки, дети называют получившуюся картинку)
САНКИ, СОК, САПОГИ, САЛЮТ, САМОЛЕТ, САМОКАТ, СУМКА.
3 часть.
Логопед: полный сундук зимних сюрпризов для снегурочки собрали.
-Давайте посмотрим и назовем, сколько слов со звуком [С] в сундуке для Снегурочки.
(дети произносят слова, в соответствии с названием картинок)
-Как вы думаете, смогли помочь Снегурочке.
Все ли сюрпризы зимы в этом сундуке?
Ответы детей
Давайте отнесем этот сундучок в то место, где мы его нашли.
Снегурочка будет вам благодарна.
И когда наступит праздник Новый год, Снегурочка Вас не оставит без новогоднего сюрприза, за вашу помощь.
Рефлексия.
У кого получилось сегодня произнести без ошибок звук [С].
Мы будем продолжать, учится произносить красивый звук.
Литература:
1. Попова Г.П., Павлова О.В.: Загадки-отгадки для вас, дошколятки!
2. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей /
3. Крупенчук О. И. Литера, 2016 г. «Артикуляционная гимнастика»
4. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина
Тема: «Снежный сундук для снегурочки»
Автоматизация звука [С]
Цель. Автоматизация звука [С]
Коррекционные задачи:
-образовательные: вырабатывать умение четко произносить звук [С] в прямых и обратных слогах и слогах, в словосочетаниях в простых предложениях, в чистоговорках.
-развивающие: развивать артикуляционную и мелкую моторику, активизировать биологически активные зоны. Фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление, речевое дыхание.
-воспитательные: воспитывать усидчивость.
Материалы и оборудование: зеркала на каждого ребенка, макеты с артикуляционным изображением звука [С], макеты окон с линиями, шарики фобелайбера, пластиковые новогодние шары, состоящие из двух частей, пенопластовые полусферы, корригирующие дорожки, сундук, снег, полиэтиленовые сосульки, набор картинного материала «Автоматизация [С]», аудиозапись «Речевые звуки»
I этап «Подготовительный»
Подготовка артикуляционного аппарата, выработка плавной воздушной струи.
Ход.
1 часть
Дети входят в кабинет, подходят к столу, на котором растаял снег
Логопед:
На столе капельки воды.
-Что это? Кто здесь был? Как вы думаете ребята?
Ответы детей
Посмотрите здесь загадка
С дедушкой морозом рядом
Блещет праздничным нарядом
Из снежинок курточка
Кто это ребята…. (Снегурочка)
Снегурочка, ребята какой первый звук в слове «Снегурочка» правильно [С],
Но для начала подготовим наш язычок и губы к правильному произнесению звука.
II этап «Основной»
Артикуляционная гимнастика
Упражнения:
«Улыбка», «Заборчик», «Чистим зубки», «Качели», «Часики», Кошка сердится», «Заборчик»
Логопед: давайте постараемся правильно произнести звук [С], вспомним, где находиться язык при произнесении (показ артикуляционной позы на макете),
- Звук [С] С-С-С (так течет водичка из крана).
Логопед: При произнесении звука [С] губы в улыбке, язык находится за нижними зубами, выдыхаемая струя воздуха – холодная., дует «холодный ветерок», голосок спит. Звук [С], согласный, глухой, твердый звук.
2 часть
Логопед: (показывает сундучок) ребята, Снегурочка не просто так к нам приходила, ей нужна ваша помощь, наступила зима, а снежный сундук Снегурочки ещё пуст, она просит вас ей помочь собрать все зимние, снежные сюрпризы, которые нам приносит зима, в этот сундук.
А что нам приносит зима, вы ребята знаете?
Ответы детей
Логопед: конечно, она нам приносит: снег, снежинки, сосульки, мороз, новогодние подарки.
Ребята, (дает искусственный снежок) «Снежок» он подскажет дорогу в снежный лесок, где спрятаны под соснами и елями, зимы сюрпризы.
Вы готовы помочь Снегурочке?
Ответы детей
Логопед: «Снежок» нас зовёт в снежный лес. Отправляемся в путь.
Дети проходят в украшенный зал
Логопед: Ребята посмотрите, здесь много красивых деревьев, давайте искать сюрпризы, и в снежный сундук складывать.
(На столе маленькие шарики фобелайбера)
1. Первое испытание «Снежные заносы»
Логопед: нам не пройти дальше по заснеженной дорожке, много снега намело, как же нам быть. (Ответы детей)
Логопед: отличная идея, давайте раздуем снежок и дальше пройдем.
Упражнение «Холодный ветерок».
Дети одновременно дуют на маленькие шарики, стараясь их раздуть в стороны.
2. Второе испытание «Сосульки»
(из пленки сделаны сосульки, логопед дотрагивается до сосульки, звучит аудиозапись звуков А, У, С, И, М, Ш, ОС, МА, СО, УСЫ, ПАС, КВАС)
Логопед: посмотрите, эти сосульки нужно сбить хлопками. Но сбивать только те сосульки, из которых вы услышите звук [С].
Упражнение «Поймай звук [С].
Вот сколько у нас сосулек получилось, давайте их сложим в снежный сундук.
3. Третье испытание «Морозные узоры»
(макеты окон из картона, на которых проведены линии)
Логопед: ребята, посмотрите это «Морозные узоры», вот они на окошках. Как вы думаете, они нужны зимой, будем их собирать в снежный сундучок для Снегурочки.
Для этого нам надо прорисовать пальчиком «Морозный узор» и произнести звук [С]. Ребята, проводя пальчиками по линиям, вспомните, где находиться язык при произношении звука, какое положение губ.
Упражнение «Произнеси звук [С]»
4. Четвертое испытание «Ледяные дорожки»
(Корригирующие дорожки, покрытые тонкой блестящей тканью)
Логопед: у нас на пути дорожки, бывают зимой ледяные дорожки?
Сюрпризы зимы. Ледяную дорожку складываем в сундук? (Ответы детей)
Логопед: Для этого нужно по дорожкам пройти и слоги произнести.
Давайте попробуем [СА-СЫ-СО-СУ. АС-ОС-УС-ЫС]
Логопед: получилось? (Ответы детей)
Упражнение «Повтори слоги»
(Дети проходят по корригирующим дорожкам и произносят слоги, обращая внимания на правильность произношения.)
Логопед: проходим ребята дальше.
5. Пятое испытание «Льдинки» (дети подходят к елочке, на ветвях которой, пластиковые, прозрачные шары внутри которых загадки для детей)
Логопед: Ребята. Посмотрите сколько ледяных шаров на елке.
Зимой на елочках бывают льдинки?
Их нужно собрать в сундук?
А это льдинки не простые, в них загадки.
Упражнение «Загадки-отгадки»
Логопед: попробуем отгадать?
И тогда все льдинки мы сможем положить в сундук.
Слушайте внимательно и отгадывайте.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Лес)
Логопед: Ребята произнесите отгадку
С-С-Санки
(Логопед загадывает загадки, дети произносят отгадку, утрированно произнося звук [C])
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Пёс)
Меж двух светил
Посередине один.
(Нос)
Семьдесят одёжек и все без застёжек?
(Капуста)
Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная … (миска)
Ночью она совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко налью ей миску,
Позову кого я…. (киску)
Хочешь измениться вдруг?
Не узнает даже друг.
Попадёшь ты в сказку,
Лишь оденешь (Маску)
Все лето мы стояли
Зимы ожидали.
Дождались поры
Помчались с горы (Санки)
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный.... (Салют)
Если дождик, мы не тужим —
Бойко топаем по лужам.
Будет солнышко сиять —
Нам под вешалкой стоять. (Сапоги)
Жил-был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок,
А взрослая.... (Собака)
У неё глаза большие,
Хищный клюв — всегда крючком.
По ночам она летает,
На деревьях спит лишь днём. (Сова)
Хвои горькой аромат
И стволы — за рядом ряд.
Хоть зима, а хоть весна,
Зелена в лесу.... (Сосна)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Логопед: Все снежки собрали, отправляемся дальше.
6. Шестое испытание «Снежные сугробы»
(перед детьми шары из синтепона, среди шаров дети находят картинки)
Логопед: впереди на пути глубокие сугробы.
-Зимой сугробы бывают, а что делают зимой с сугробами? (Ответы детей)
Логопед: все сугробы разметем
Картинки со звуком [С] найдём!
Упражнение «Чистоговорки»
Логопед: (проговаривает)
АС-АС-АС найдите ребята АНАНАС
Дети находят картинку Ананас.
(дети находят остальные картинки по тексту, далее проговаривают вместе)
АС-АС-АС – АНАНАС
АСКИ-АСКИ-АСКИ – НОВОГОДНИЕ МАСКИ
СКИ-СКИ-СКИ – КРАСИВЫЕ НОСКИ
СА-СА-СА — ВОТ СИДИТ ЛИСА.
СО-СО-СО — У МАШИНЫ КОЛЕСО.
СУ-СУ СУ — НАШЛИ КОЛБАСУ.
СЫ-СЫ-СЫ- ДЛИННЫЕ УСЫ
7. Седьмое испытание «Снежки»
(Логопед обращает внимание детей на снежки из полусфер пенопласта, под елкой)
Логопед: Сугробы все мы размели
Маленькие снежки нашли,
- Любите в снежки играть зимой?
Ответы детей.
- Но снежки сначала нужно слепить.
Упражнение «Собери картинку»
(Из двух полусфер дети собирают шар, на которых разрезанные картинки, дети называют получившуюся картинку)
САНКИ, СОК, САПОГИ, САЛЮТ, САМОЛЕТ, САМОКАТ, СУМКА.
3 часть.
Логопед: полный сундук зимних сюрпризов для снегурочки собрали.
-Давайте посмотрим и назовем, сколько слов со звуком [С] в сундуке для Снегурочки.
(дети произносят слова, в соответствии с названием картинок)
-Как вы думаете, смогли помочь Снегурочке.
Все ли сюрпризы зимы в этом сундуке?
Ответы детей
Давайте отнесем этот сундучок в то место, где мы его нашли.
Снегурочка будет вам благодарна.
И когда наступит праздник Новый год, Снегурочка Вас не оставит без новогоднего сюрприза, за вашу помощь.
Рефлексия.
У кого получилось сегодня произнести без ошибок звук [С].
Мы будем продолжать, учится произносить красивый звук.
Литература:
1. Попова Г.П., Павлова О.В.: Загадки-отгадки для вас, дошколятки!
2. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей /
3. Крупенчук О. И. Литера, 2016 г. «Артикуляционная гимнастика»
4. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина