2023 2022
1 (219) 2023

Лобачева Г.А. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ «ПИКТОМИР»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-6.pdf

Цель: представление опыта работы с образовательной средой «ПиктоМир» и обучения детей дошкольного возраста программированию.

Задачи:

1.Распространение педагогического опыта.

2.Внедрение новых технологий обучения и воспитания.

3.Развитие педагогического творчества, способности к освоению новых технологий

В настоящее время в мире стремительные потоки информации, высокотехнологичные инновации и разработки преобразовывают все сферы нашей жизни. Меняются и запросы общества, интересы личности. Мы все с вами знаем, что современные дети почти с пелёнок умеют включать планшеты и компьютеры. Интерес к технике и тягу к развлечениям можно совместить с обучением и развитием, предложив ребёнку игры, которые научат составлять алгоритмы и даже программу.

Программирование – одно из самых интересных и полезных занятий в мире. Как обучать программированию маленького ребенка? Это ведь очень сложно! Но можно задачу упростить, отправившись вместе с ребенком в «ПиктоМир».

Согласно Л.С. Выготскому, осознание любого общего принципа требует комплексного освоения ребенком некоторой системы научных понятий: «Научные понятия являются воротами, через которые осознанность входит в царство детских понятий»

Основные научные понятия, которые должны усвоить дети в ходе освоения курса:

- Программа – это план будущей деятельности, в процессе которой один объект–компьютер – управляет другим объектом– роботом –по программе, заранее составленной человеком– программистом –по заранее известным правилам составления программ (язык программирования)

- Процесс выполнения программы компьютером состоит в том, что компьютер, следуя программе, некоторым заранее установленным способом дает роботу команды, которые тот исполняет, докладывая компьютеру об окончании исполнения каждой команды и готовности к приему следующей команды. Чтобы компьютер мог выполнить программу, она должна быть предварительно загружена в память компьютера.

Мы хотим познакомить вас с миром программирования для дошкольников – это система бестекстового, пиктограммного программирования, которая позволяет ребенку «собрать» из пиктограмм на экране компьютера несложную программу, управляющую виртуальными исполнителями роботами. ПиктоМир, в первую очередь, ориентирован на дошкольников, еще не умеющих писать. Мы покажем вам, сегодня как без компьютера мы учим детей программировать, составлять алгоритм действий, и при этом развивать ориентировку в пространстве, логическое мышление, воображение, память и учимся работать в команде.

Пиктомир — это головоломка, в которой ребёнок управляет роботами-ремонтниками, находящимися в открытом космосе. Управление осуществляется не напрямую, а через специальные символы – пиктограммы. Составляя программы для виртуальных роботов, дети учатся планировать свои действия, мыслить логически, исправлять ошибки и искать разные пути решения проблем.

Пиктомир помогает ребёнку понять логику программирования, и постепенно готовит его к понимаю более сложных вещей. На занятиях ребёнок освоит первые команды и научится решать головоломки. Занятия по программированию способствуют решению коммуникативных проблем, развитию двигательных навыков, эмоциональному исследованию и принятию различных решений…”

Задачи программирования сложные и новые для каждого малыша. То есть почти наверняка поначалу что-то пойдет не так. Ребенку придется повторить свой путь несколько раз, вернуться к началу, найти ошибку, и только тогда сделать правильно и насладиться триумфом от того, что все заработало.

В последствие неудача не будет для него непоправимой катастрофой и знаком личной несостоятельности. А успех — это закономерный результат приложенных усилий.

Программирование для детей не должно становиться рутиной, скучным уроком. Главное в обучении – привлечь внимание ребёнка, вызвать в нём интерес. На первоначальном этапе вовлечь в процесс помогает игровая форма занятий.

- Структура занятия состоит: мотивационно - организационный момент, актуализация имеющегося опыта, основная часть с использованием игровых технологий, выполнение заданий на планшетах, упражнения на расслабление, зрительная гимнастика и рефлексия.

- Оборудование: кубики, магнитные карточки пиктограммы, робот Ползун, напольные коврики и мягкие игрушки роботы Вертун, Двигун и Зажигун, звуковой пульт управления Ползуном.

Кажется, что это обычная игра, но она знакомит детей с азами программирования, погружает их в такую науку, как алгоритмика. Скажете - рано, дошкольники не способны сами запрограммировать робота. Давайте разберемся, чтобы дети могли успешно освоить программирование, мы выделили три основных модуля.

- Введение в программирование.

- Знакомство с роботами: Вертун, Зажигун и Двигун.

- Творческие задания с роботом Ползуном.

Первый модуль предполагает проведение занятий, который включает в себя:

1.Разминка

2.Лабиринты (бескомпьютерные игры на плоскости, игровые упражнения)

3. Игры с конктруктором-пазлом.

2 модуль – знакомство с роботами Ползун, Вертун, Зажигун и Двигун.

3 модуль – выполнение творческих заданий.

Результат освоения программы:

- ребенок овладевает основами алгоритмики, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской деятельности и моделировании своей деятельности;

- ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);

- ребенок обладает установкой положительного отношения к компьютеру, алгоритмике, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной игровой и моделирующей деятельности, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации. Благодаря занятиям программированием в детском саду, дети, уже в столь раннем возрасте, учатся определять проблемы, работать сообща, находя уникальные решения, совершая новые открытия. И я думаю, у вас возникает вопрос, а как это связано с выбором будущей профессии? Ребёнок, который имеет способности, а еще и умения, знания и навыки программирования – это будущий программист, а в нашем современном мире это IT –программист. Это самая востребованная профессия в наше, и я думаю, на ближайшие несколько десятков лет. Конечно, впоследствии не все захотят зарабатывать на жизнь программированием, но вот логическое мышление и принципы построения алгоритмов обязательно пригодятся всем во взрослой жизни.

Список литературы:

1.«ПиктоМир: опыт использования и новые платформы» Кушниренко А. Г., 2011

2. «Осваиваем программирование за один урок» Кушниренко А.Г, Леонов А.Г.,айко М.В. Отдел учебной информатики ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН, 2019

3. Бестекстовая учебная система программирования «ПиктоМир» и опыт ее массового внедрения» Бесшапошников Н.О. м.н.с. отдела учебной информатики ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН

4. «ПиктоМир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности» Рогожкина И.Б, Кушниренко А.Г, 2011