Выпуск № 75 (150) 2021

Кожокарь Е.В. Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов.
Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка:
- бережливости (продление жизни готовой вещи);
- деловитости (практические навыки овладения);
- рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»);
- трудолюбия (качество, когда ребенок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет свое отношение к этой деятельности);
- здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги;
- правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные
решения [2].
Актуальные научно-методические и дидактические аспекты к организации экономического образования детей в условиях дошкольной образовательной организации раскрываются в исследованиях Т.А. Арефьевой, Л.Н. Галкиной, О.А. Гладковой,
Л.М. Клариной, Н.А. Крючковой, Е.А. Курак, Р.С. Лукьяновой, А.Ю. Селезневой,
Е.А. Сидякиной, А.А. Смоленцевой, Н.А. Струнилиной, Т.Г. Хановой, А.Д. Шатовой и др. По мнению ученых, формирование элементарных финансовых представлений дошкольников осуществляется посредством создания у детей познавательных мотивов и предполагает развитие интереса к знаниям экономического содержания, приобретение опыта финансовых отношений, способов участия в экономической жизни своей семьи. В то же время, анализ исследуемой проблемы свидетельствует, что педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают некоторые трудности в формировании у детей таких понятий, как «цена», «выгода», «аванс», «банк», «аукцион», «бюджет», «валюта», «товар», «энергосбережение», «реклама» и др. Это приводит к достаточно низким результатам развития финансовых представлений у детей [1].
В своей практике мы активно реализуем работу по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.
Например, реализуя работу в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предлагаем детям следующее:
- рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»;
- поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку»;
- собирание тематических пазлов.
Также осуществляется самостоятельная деятельность детей в центрах активности:
- работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «труд», «профессии»;
- труд в уголке природы;
- помощь в сервировании стола, уборке со стола после приема пищи;
- привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.
Все это относится к свободной самостоятельной деятельности детей. Однако реализуем и совместную непринужденную партнерскую деятельность взрослого с детьми.
Проводим подвижную игру «Выбор профессии». Цель: развивать у детей ловкость, скорость реакций, умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы.
Оборудование: резиновый мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, воспитатель занимает место в центре круга, в руках держит мяч. Называет профессию и кидает мяч произвольно в руки ребенка. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор – сочиняет музыку), после чего возвращает мяч ведущему. Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из круга, а мяч заново разыгрывается ведущим. Выигрывает тот из детей, кто останется в кругу вдвоем с ведущим.
Кроме этого проводим беседу о труде. Цель: сформировать и закрепить у детей представления о труде и лени, познакомить с профессиями взрослых.
Задачи: сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности. Основные понятия, которые усваиваются детьми: труд, работа, продукт, продукция; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар; лень.
Предлагаем детям задание «Какие ошибки допустил художник?».
Дошкольникам предлагаем внимательно рассмотреть картинки, на которых изображены представители различных профессий с предметами, не принадлежащими данной профессии:
- художник, стоящий у мольберта с половником (кисти для рисования);
- повар с кистями для рисования (половник);
- врач с автомобилем такси (градусник);
- портной со скрипкой в руке (швейная машинка);
- водолаз градусником (акваланг);
- парикмахер с пилой (фен);
- строитель с тортом (молоток);
- водитель с лейкой (автомобиль);
- садовник с феном (лейка);
- музыкант с парикмахерскими ножницами (скрипка).
Просим детей ответить на вопрос: «В чем ошибся художник?» и вернуть каждому представителю профессии его инструменты и предмет (рис. 1).

Рис. 1. Задание «Какие ошибки допустил художник?»
Также читаем стихотворения о труде и профессиях и загадываем загадки о труде и профессиях.
Таким образом, целенаправленное решение задачи формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста позволяет системно развивать основы финансовой образованности, финансовой культуры, финансовой воспитанности. Это проявляется в том, что дети:
- проявляют интерес к познанию основных финансовых категорий и экономическим явлениям окружающей действительности;
- стремятся применять полученные знания и представления в различных видах организованной, совместной и самостоятельной деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, познавательной, др.);
- проявляют уважение к труду и бережному использованию ресурсов;
- демонстрируют навыки эффективной коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи, хозяйственности, смекалки, бережливости, деловитости, ответственности и др.
Библиографический список
1.       Бичева И.Б. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста//Проблемы современного педагогического образования. 2019. С. 24-27.
2.       Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О.В. Морозова. Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. 50 с.