Здесь встречают всех радушно, объясняют все, что нужно. И за свой умнейший труд золотых наград не ждут.
Академик Д.С. Лихачёв не без основания считал, что «писатель делает читателя соучастником своего творчества». Подобную мысль высказала и известная русская поэтесса Марина Цветаева: «Чтение – прежде всего сотворчество». Чтобы понять произведение, наверное, необходимо постоянно вести диалог с автором. Это, пожалуй, необходимое условие для того, чтобы научиться правильно читать и воспринимать написанное.
Книга, действительно, играет огромную роль в жизни человека. Это бесспорно. Поэтому она и заслужила, чтобы о ней говорили и писали, ею восхищались и ценили её.
В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни.
Всем родителям хочется, чтобы их дети были любопытными и стремились к знаниям, и, как результат, достигли бы успеха в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги. Принимая во внимание ведущую роль книги в развитии ребёнка, перед родителями и педагогами стоит задача научить любить книгу.
Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию.
Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению. Дошкольный возраст – время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. Это время, которое нельзя упустить, чтобы заложить в ребёнке самые ценные качества, ведь именно в этом возрасте формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям-дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие духовную детскую энергию, которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.
Цель работы педагога состоит в том, чтобы способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между детским садом, библиотекой и семьей через решение следующих задач:
- повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей;
- сформировать у детей интерес к библиотеке;
- способствовать зарождению традиций семейного чтения;
- повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения до- школьников к книге;
- воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда многих людей;
- способствовать развитию памяти, речи, внимания;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств
и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Сотрудничество МБДОУ Детский сад №54«Полянка» началось с библиотекой детского и семейного чтения в 2013 году с простого посещения в дни, когда организовали для детей дошкольного возраста познавательно-развлекательную викторину, посвященную произведениям Корнея Чуковского. С этого момента и началась дружба детского сада и библиотеки.
Дети детского сада стали постоянными гостями библиотеки, работники библиотеки любовь ребенка к чтению прививали через игру, организовывая игровые площадки, через занятия, которые состояли из сказок и игровых творческих заданий. Мы играли и читали. Мы не только ходили в библиотеку, но и сотрудники приходили в группы к детям с новыми интересными книжками, которые читали ребятишкам, также проводили совместные тематические выставки творческих работ детей и родителей.
В результате совместных действий, дошкольники становились общительнее, активнее принимали участие в беседах, викторинах, интерпретациях. С удовольствием выполняли творческие задания, обсуждали нравственные вопросы о добре и зле, о любви и милосердии, заботе и дружбе, приводили жизненные примеры по теме занятий. Педагоги большое внимание уделяли чтению вслух, что особенно помогало понять и оценить нравственные поступки людей.
Мы не остановились на достигнутом, искали новые формы работы между библиотекой и дошкольным учреждением, которые способствовали формированию интереса дошкольников к чтению. Библиотека становилась не только уникальным ресурсом к развитию интереса к книге, но и игровой, познавательной площадкой, площадкой для общения читателя всех возрастов. Сотрудничество образовательного учреждения и библиотеки детского и семейного чтения (далее – БД и СЧ) приучало детей к бережному отношению к книгам с малых лет, повышало их интерес к чтению и желание часто приходить в храм знаний – это есть всегда праздник для малышей, родителей, библиотекарей. Это событие заранее планируется. Дети и педагоги всегда ждут этой встречи с Домом, где «живут книжки». В доступной и интересной форме библиотекари рассказывают и показывают: абонентский, читательский зал, книжный фонд с разнообразной книжной литературой (звучащей, говорящей, и т.д.). Затем воспитанники детского сада имеют возможность непосредственного общения с разнообразными книгами. Желающие играют в игры, рисуют. И какой восторг у детей, когда они посещали выставки («Все краски жизни для тебя!», «Героям посвящаем» и др.). Радостные, счастливые возвращались в детский сад в ожидании новых встреч с Домом, где «живут книжки».
Другой традицией стало проведение в библиотеке совместных семейных праздников для детей и родителей педагогами детского сада (в преддверии нового года в субботние дни в рамках проекта «Новый год»). Мы все знаем, что все родители желают, чтобы их ребенок обязательно читал стихи на празднике, но это невозможно, так как новогодние утренники ограничены временными рамками, поэтому и зародилась эта идея проведения совместного праздника в библиотеке, где дети читают стихи, играют, поют вместе с родителями, педагогами и сотрудниками библиотеки. Важным моментом в подготовке проекта было сотрудничество семьи и детского сада. В течение двух недель педагоги ДОУ вместе с детьми и их родителями искали, подбирали, учили стихи о зиме, Новом годе, Деде Морозе. Принимая участие в конкурсе чтецов, ребятишки развивали речь, память, в ходе проектной деятельности они учились общаться, активно проявлять себя, и в итоге каждый получил возможность радоваться достигнутому личному результату своего труда. Такие встречи приносили радость общения и способствовали расширению круга читателей библиотеки среди семей. Количество постоянно читающих семей, записавшихся в библиотеку, росло из года в год.
Делая вывод, можно сказать, что в дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители, педагоги, сотрудники библиотеки. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе? Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой, можно ожидать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие в воспитании детей.
Список литературы:
1.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. – М., 2012.
2.Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Познавательное развитие дошкольников: учебное пособие. – М., 2012.