Выпуск № 18 (44) 2020

Барабанова Л.Г. Развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации сюжетно-ролевых игр

Аннотация: в статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по развитию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Материал статьи включает анализ наблюдений за игровой и образовательной деятельностью дошкольников, а также анализ уровней сформированности коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Актуальность работы. В дошкольном возрасте дети также активно вступают в различные взаимоотношения с окружающими людьми. В этот период ребенок еще не владеет достаточными коммуникативными умениями, чтобы самостоятельно регулировать свои отношения со сверстниками, взрослыми. Из этого противоречия рождается актуальность проблемы развития коммуникативной компетентности. Своеобразие общения в дошкольном возрасте отличается тем, что в нем контакты между детьми неустойчивы и часто конфликтны. Установлению взаимопонимания между детьми способствует игровая деятельность, которая создает устойчивые и благоприятные условия для этого. Особенно актуальна проблематика использования сюжетно-ролевой игры в данном направлении.
Игровое общение является необходимым условием существования детей среди людей и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником возрастного развития. В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. В ранее существовавшей практике дошкольных учреждений воспитание детей в сюжетно-ролевой игре определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами, методы воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка – убеждение, внушение, беседа (Е.А. Аркин, В.А. Бачинин, Д. В. Менджеритская, А.П.Усова, Т.А. Макаровой идр.).
Сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания работы педагогов ДОО по организации сюжетно-ролевых игр должны стать показатели коммуникативной компетентности ребенка. Данная игра коммуникативна по своему содержанию, по своей природе, так как возникает из условий жизни ребенка. В этом виде игры современными детьми воссоздаются отношения между людьми. Исходя из этого требует изучения влияние сюжетно-ролевой игры как средства благоприятного развития у детей развития коммуникативной компетентности, что в современной педагогике обеспечено слабее. Поэтому данная проблема требует изучения: соответствующая работа педагогов облегчит детям установление контактов, будет способствовать взаимопониманию между сверстниками в группе.
Понятие «компетентность» связано с термином «компетенция». Коммуникативная компетенция – это базисная характеристика личности дошкольника, важная предпосылка благополучия в социально-личностном развитии. Проблема проявления личности в коммуникативном развитии ребенка – один из важнейших вопросов нашего времени. Эта проблема смыкается с психологической проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики дошкольного образования [3, с. 67].
Сюжетно-ролевая игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети. Сюжет или содержание – это то, что составляет сущность игры, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей; то, что делает игру привлекательной и побуждает интерес и желание играть. Ребенок, входя в игровой образ, становится тем, кому подражает, т.е. играет определенную роль.
Эта игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Т.А. Макарова приводит данные о том, что в детских садах, где часто дружеские привязанности приобретают особое значение, общий уровень взаимоотношений и общения в группе выше. Избирательность отношения между детьми ярче выражены: больше взаимного выбора, взаимные симпатии более устойчивы, а популярность ребенка в группе в большей степени определяется его нравственными качествами[4, с. 25].
В старшем дошкольном возрасте у детей именно в сюжетно-ролевой игре появляются новые социальные мотивы: достижения успеха, соревнования, соперничества, избегания неудачи.
Обобщая выше сказанное, можно отметить, что социализирующее влияние сюжетно-ролевой игры связано с тем, что она учит детей: строить свои взаимоотношения, взаимодействовать с окружающими людьми; корректировать свое поведение в зависимости от норм и требований социума. У дошкольника в условиях игры появляется способность поставить себя в положение другого, пережить его успехи и неудачи как свои. Эта способность появляется под развивающим влиянием сюжетно-ролевой игры.
В процессе исследовательской работы, мы выдвинули предположение о том, что формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре будет осуществляться более эффективно при следующих условиях:
- подбор сюжетно-ролевых игр с коммуникативной составляющей (коммуникативные игры: «Разговор с другом», «Воздушное путешествие. Аэропорт», «Телевидение. Выпуск новостей», «Салон сотовой связи «Улыбка», «Фитнес – клуб «Крепыши»);
обогащение игрового центра атрибутами для сюжетно-ролевых игр с коммуникативной составляющей;
создание эмоционально – благоприятной среды в группе.
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МБДОУ ЦРР д/с «Кэнчээри» с. Амга Амгинского улуса МР «Амгинский улус»: экспериментальная группа и контрольная группа. В обеих группах количество детей – по 15 человек.
Методика 1. Организация игры с диагностической целью.
На первом этапе констатирующего эксперимента для выявления первоначального уровня коммуникативной компетентности провели наблюдение за сюжетно-ролевой играми детей по критериям Д.Б. Эльконина.
Цель наблюдения: исследование уровня развития коммуникативной компетентности детей в условиях сюжетно-ролевой игры.
Уровень развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры определяется, с позиций Д.Б. Эльконина, умением детей включаться в сюжетно-ролевую игру (или в игру с правилами), умением распределять роли, выполнять эти роли, умение последовательно разворачивать сюжет игры. Об уровне развития коммуникативной компетентности детей в данной игровой деятельности также могут свидетельствовать разнообразие и характер предлагаемых ребенком игр.
Обработка результатов первой методики проведена по критериям автора.
Анализ результатов наблюдения зафиксировали в диаграммах, которые приведены ниже (см. рисунок 1).


Рисунок 1. Уровень коммуникативной компетентности старших дошкольников

в процессе сюжетно-ролевых игр на констатирующем этапе (%)



Обработка результатов изучения коммуникативной компетентности детей экспериментальной группы в сюжетно-ролевых играх показала: высокий уровень – 1 ребенок – 6,7%; средний уровень – 4 ребенка – 26,6%; низкий уровень– 10 детей – 66,7%. То есть, большая часть испытуемых данной группы не умеет участвовать в сюжетно-ролевых играх, ограничиваясь манипулятивным и игровыми действиями (66,7%).
В контрольной группе аналогичные показатели коммуникативной компетентности выше: высокий уровень– 13,3 %; средний уровень – 40%; низкий уровень – 46,7%. Это, в целом, выше по сравнению с показателями экспериментальной группы, на 20%: большая половина детей (53,3%) характеризуется тем, что дети умеет играть в сюжетно-ролевые игры предлагая ее варианты, рассказать, если необходимо, об атрибутах и ходе игры, порядке применения игровых действий, веде­нии ролей и т.д.
Общий уровень коммуникативной компетентности детей в сюжетно-ролевых играх выше в контрольной группе – на 26,7%.
Методика 2. Диагностическая беседа.
Цель: выявить уровень коммуникативной компетентности старших дошкольников в межличностном общении со сверстниками.
Процедура второго диагностического исследования проведена по методике Г.А. Урунтаевой.
Подготовка исследования. Были приготовлены силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Для изучения умения детей быть коммуникативно компетентным проведена процедура беседы, темой которой служил о обсуждение с ребенком его общения и поведения во время занятия по рисованию. Данное занятие проводилось с группами детей по 6 человек. Группы были составлены так, чтобы в них были пары детей, из которых один хорошо умеет рисовать, а другому – требуется помощь со стороны.
Проведение исследования проводилось так: детям давали по одному изображению рукавички и просили украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. При этом, пояснили испытуемым, что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Для работы дети получили по одинаковому набору карандашей.
Обработка данных проводилась на основе анализа того, как протекало взаимодействие детей в процессе выполнения задания, и производилась по следующим критериям, выявленным в процессе беседы с ребенком:
1) умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению;
2) как дети это делают, какие средства используют – уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
3) как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности - замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
4) как относятся к результату деятельности, своего и партнера;
5) осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования, в чем это выражается;
6) умеют ли рационально использовать средства деятельности
- делиться карандашами, уступать, соблюдать очередность.
Методика 3. Наблюдение (по методике М.И. Лисиной).
Цель: оценить уровень коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возрастав процессе наблюдения за их поведением.
Наблюдение по методике М.И. Лисиной проведено для объективного контроля уровня коммуникативной компетентности детей и объективизации результатов диагностики с помощью предыдущих методик. С точки зрения автора, основные мотивы поведения старших дошкольников в ходе коммуникации связаны с их главными потребностями: в активной деятельности; во впечатлениях; потребностью в признании и поддержке (деловые, познавательные и личностные мотивы поведения в общении).
Весь процесс развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста проводился в определенной последовательности, которая представлена ниже (см. схему).


Схема. Модель развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх



I направление

формирование мотивации

в процессе игр;

обогащение содержания игр

Предметно-развивающая среда центра сюжетно-ролевых игр – новые игры, игрушки, атрибуты, предметы и т.п.


СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ


Развитие

коммуникативной компетентности

старших дошкольников


II направление

развитие эффективной коммуникации;

побуждение детей к самостоятельному применению новых способов общения






На схеме наглядно представлен общий порядок проведения формирующей работы. Как видно по данной модели, формирующая работа нами проводилась по двум направлениям:
I – формирование коммуникативной мотивации в процессе сюжетно-ролевых игр, обогащение содержания игр;
II – развитие эффективной коммуникации посредством игр, побуждение детей к самостоятельному применению новых способов общения.
При организации игрового поведения испытуемых учтено то, что благоприятные формы общения тесно связаны с важными для старших дошкольников сюжетами игры, в которых их интересуют больше всего сложные отношения, складывающиеся между людьми в семье и на работе. В них каждый ребенок черпает материал для своего игрового поведения. Важное условие игры, как актуальной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира. Поэтому, чтобы осуществить игровой замысел, дети должны располагать достоверными сведениями о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношениях.
I направление – формирование у старших дошкольников коммуникативной мотивации в процессе сюжетно-ролевых игр, обогащение содержания игр.
На первом этапе мы очень плотно сотрудничали с родителями воспитанников, так как без их поддержки невозможно было успешно решить задачу по обогащению центра сюжетно-ролевых игр. Их вклад был разноплановый, и без обсуждения и систематического сотрудничества в этом пути не обошлось.


Вклад родителей в оснащение центра сюжетно-ролевых игр для старших

дошкольников на формирующем этапе


Наименование раздела

Атрибуты, предметы

Количество предметов

1

Игровая мебель

стол, стулья (2), диванчик, шкаф

5

2

Набор для кухни

плита, мойка, стиральная машина

3

3

Игрушечная посуда

набор чайной посуды (10), набор кухонной посуды (5), набор столовой посуды (10)

25

4

Набор для кухни

плита, мойка, стиральная машина

5

5

Куклы в одежде

мальчики (2) и девочки (3)

3

6


Атрибуты для ряженья и пр.

шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п. Предметы-заместители.

Коляски для кукол (3 шт.)

18

7


Комплекты

одежды и постельных принадлежностей

для кукол

7


Благодаря такому дополнительному оснащению предметно-развивающей среды была оснащена атрибутика для игр «Дочки-матери», «Детский сад. Старшая группа», «Магазин игрушек», «Больница-обсерватор», «Аптека», «Парикмахерская», «Кафе», «Летчики», «Строители», «Зоопарк Орто-Дойду» и др. На первом этапе такое плотное сотрудничество с родителями важно было также и для привлечения внимания близких взрослых к игровой деятельности детей.
Важным результатов первого направления стало то, что старшие дошкольники научились согласовывать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнёров, стали уметь объяснять свой замысел, адресовывая обращение к партнёру. Ведь в итоге первого направления дети приобрели заинтересованность совместной игрой.
Благодаря успешному решению задачи формирования игровой мотивации, первое направление формирующей работы логично перешло во второе.
Цель II направления: развитие эффективной коммуникации посредством игр, побуждение детей к самостоятельному применению новых способов общения.


Перспективный план работы по развитию социально-коммуникативных

способностей старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр


Содержание сюжетно-ролевых игр

Игровые роли

1

«Школа вежливости»

Программное содержание:

1) формировать у детей представления о социально-коммуникативных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости;

2) учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников;

3) воспитывать коммуникативную культуру общения – умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.

Учитель

Ученик

2

«Волшебный мир»

Задачи:

1) вырабатывать навык употребления «волшебных» слов;

2) воспитание умения общаться со сверстниками;

3) закреплять навыки культуры общения.

Взрослый

Ребенок


3

«Почта России»

Задачи:

1) вырабатывать прочные навыки употребления слов этикета;

2) воспитание умения общаться со сверстниками.

Взрослый

Ребенок

Капитан

4

 «Салон шляп»

Задачи:

1) обучение правилам эффективного общения со сверстниками;

2) развитие навыков саморегуляции в игровой коммуникации.

Продавец

Покупатель

5


«Супермаркет»

Задачи:

1) обучать правилам вежливого общения;

2) воспитывать эмпатию и взаимопонимание в общении.

Продавец

Покупатель

6


 «В Интернет-центре»

Задачи:

1) воспитывать умение общаться бесконфликтно,

2) сближать детей в группе,

3) способствовать эмоциональному и моторному самовыражению.

Оператор

Посетитель


7


 «Здравствуй, сосед!»

Задачи:

1) обучение правилам и нормам общественного этикета в общении с окружающими;

2) развитие навыков сотрудничества с людьми близкого окружения.

Соседи

Житель

квартиры

8


 «Здравствуй, это я!»

Задачи:

1)                обучение правилам этикета в общении со сверстниками;

2) преодоление межличностных конфликтов в играх– умение детей устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт на протяжении общения;

3) развитие сотрудничества; формирование у детей представлений о нормах поведения, существующих в мире взрослых.

Взрослый

Ребенок


9


 «В речном порту»

Задачи:

1) обучение воспитанников по ходу игры правилам подражания труду речников;

2) расширять знания детей о значении работников речпорта для жизни и деятельности человека;

3) продолжать формировать представления детей о различных профессиях взрослых людей.

Капитан

Речники

Пассажиры


10

«Мы с друзьями строим дом»

Задачи:

1) показать роль и значение профессии строителя в жизни людей;

2) углублять знаний детей о строительных специальностях;

3) учить детей самостоятельно развивать сюжет игры;

4) учить культуре игры;

5) расширять знания детей о строительных специальностях в мире взрослых.

Бригадир

Строитель

Маляр-штукатур

Члены комиссии по приему здания

11


«Парикмахерская»

Задачи:

1) учить детей самостоятельно ухаживать за своими волосами;

2) воспитывать культуру ухода за волосами;

3) расширять знания детей о значении внешности человека в его межличностных отношениях.

Парикма-

хер

Взрослые – женщины,

мужчины


12


«Салон красоты»

Задачи:

1) расширять знания о профессии парикмахера, главного мастера по уходу за волосами и создания прически;

2) воспитывать чувства уважения, доверия к профессии стилиста– специалисту по созданию стиля – образа красоты внешнего вида человека;

3) знакомиться с нормами поведения при посещении салона красоты.

Косметолог

Взрослые – женщины


13


«Мастерская обуви»

Задачи:

1) расширять знания детей о многообразной обуви, которая стоит на полках обувного отдела (спортивная, детская, для школьника, подростка, вечерняя);

2) закреплять навыки бережного обращения с обувью во время игр, бега, путешествий и походов;

3) расширять знания детей о значении гигиены и красоты обуви в формировании отношения к человеку по его общему внешнему облику.

Обувной мастер

Взрослые – женщины

мужчины


14

«Идем на прогулку»

Задачи:

1) учить детей одеваться правильно, с учетом времени года и условий погоды;

2) формировать у детей умения и навыки содержать в чистоте и порядке свою одежду;

3) воспитывать аккуратность, ответственность.

Взрослые Дети


15


«Мы моем свои расчески»

Задачи:

1) воспитывать у детей навыки пользования своей расческой, а также ухода за ней;

2) воспитывать аккуратность как основу культуры внешнего вида;

3) закреплять навыки понимающего общения.

Медик

Санитар

16


«Хочу одеваться правильно»

Задачи:

1) обобщить и закрепить навыки правильного,

последовательного одевания, переодевания;

2) воспитывает самостоя­тельность, умение определить, во что нужно одеваться в соот­ветствии с погодой;

3) научить получать удовольствие от аккуратного и эстетичного внешнего вида.

Взрослые Маленькие дети


17


«Подбираем обувь»

Задачи:

1) дать представление о современной обуви;

2) научить различать праздничную обувь и обувь для повседневной жизни;

3) формировать чувство вкуса при подборе обуви к одежде.

Продавец

Покупатель

18


«Собираемся в театр»

Задачи:

1) формировать у детей понятие о таких деталях внешнего вида, как прическа и нарядная одежда;

2) развивать фантазию, воображе­ние.

Мама

Папа

Ребенок


19


«Салон головных уборов»

Задачи:

1) закрепить знания детей о головных уборах;

2) учить подбирать головной убор в соответствии с временем года, формой лица, и цветом пальто;

3) прививать навыки моделирования голов­ных уборов, подбирая их по цвету и фасону.

Продавец шляп

Покупатель

20


«В гостях»

Цель – научить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия; обучать общей коммуникативной культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Взрослые Дети




На втором направлении мы развивали посредством игр эффективную коммуникацию, благодаря сформированным навыкам применения социальных норм поведения у детей в условиях сюжетно-ролевых игр различного содержания. Для этого были использованы сюжетно-ролевые игры разной тематики, в свободной жизнедеятельности и в специально созданных ситуациях. Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или иным поведенческим требованиям, чувствовал и понимал, что хорошо и что плохо.
В процессе втором направления мы не предлагали детям разработанные, готовые сюжеты ролевой игры. Ведь дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражая свои мысли и чувства. Если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. Исходя из этого, использовали возможности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников – качества ее непроизвольного разворачивания.
Анализ результатов изучения на контрольном этапе общего уровня коммуникативной компетентности в обеих группах показал, что его изменения в обеих группах – разные. Это хорошо видно по диаграмме.


Общие групповые показатели коммуникативной компетентности старших

дошкольников на контрольном этапе



Сравнение контрольных результатов изучения коммуникативной компетентности в экспериментальной и контрольной группах показало, что их качественный уровень в обеих группах разный и показал ее динамику: экспериментальная группа – 100% - качественный показатель общения (было – 56%), тогда как в контрольной группе –78% (было – 71%).
Показательны в этом смысле и параметры низкого уровня. Сравнение результатов анализа доли случаев низкого уровня коммуникативной компетентности в группах на контрольном этапе была следующей: экспериментальная группа - 0%, контрольная группа– 22%.
Сюжетно-ролевая игра – самая свободная, естественная форма проявления детской деятельности, в которой постигается окружающий мир, приобретается опыт взаимоотношения людей, реализуются социальные навыки. Ее систематическое применение способствовало не только привитию детям социально-коммуникативного опыта, но и их социализации в условиях детского сада. Это доказано результатами сравнительного анализа данных констатирующего и контрольного экспериментов.
Таким образом, работа посредством сюжетно-ролевых игр доказала эффективность их применения в группе для повышения коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Руководство игровым общением дошкольников помогает им осознать ситуативное содержание каждой коммуникации. Ведь в игре внутренняя регуляция поведения, которая проявляется в воображении ребёнка, в его произвольном поведении
в условиях общения со взрослыми и сверстниками.
Методологической основой данного исследования явились научные положения о том, что личность и навыки коммуникативной компетентности ребенка развиваются в процессе игрового взаимодействия со сверстниками. Научная новизна исследования и практическая значимость состоит в том, что в данной работе проанализированы особенности коммуникации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры, сделана попытка обосновать необходимость применения данной игры в качестве метода повышения эффективности педагогической работы в этом направлении.
В основу исследования положена гипотеза о том, что процесс развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр будет успешным, если: обеспечить развивающую предметно-игровую среду, позволяющую осуществить социально заданные коммуникативные действия детей; применить программу сюжетно-ролевых игр, направленную на повышение умения детей быть активным и жизнерадостным в игре, без проявления поведенческих отклонений; развивать содержание сюжетно-ролевых игр, отражающих социальные роли взрослых в реальной жизни, а также умение высказываться о ходе игры, ее правилах, распреде­лении ролей.
Наблюдения за детской коммуникацией в процессе эксперимента подтвердили наши теоретические положения о том, что в сюжетно-ролевых играх есть возможность формирования таких навыков поддержания общения, как того требуют социальные нормы общества. Социализирующее значение данной игры связано с возможностями организации совместной деятельности детей и этим путем вести целенаправленное влияние на коммуникативные проявления ребенка.

Библиографический список
1.       Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - М.: Новая школа, 2009. – 172 с.
2.       Баишева, М.И. Этнопедагогические воззрения народа саха / М.И. Баишева, А.А. Григорьева. – Новосибирск: Наука, 2008. –168 с.
3.       Денисенкова, Н.И. Ваш ребёнок познаёт мир / Н.И. Денисенкова. – М.: Сфера, 2010. – 214 с.
4.       Макарова, Т.А. Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста / Т.А. Макарова. – М.: Спутник+, 2012. – 160 с.
5.       Менджеритская, Д.В. Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью / Д.В. Менджеритская. – М.: Сфера, 2008. – 126 с.
6.       Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Академический проспект, 2012. – 160 с.
7.       Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А. Репина. - М.: Педагогика, 2008. – 194 с.
8.       Сюжетно-ролевые игры дошкольников / Сост. Н.А. Бойченко, П.И. Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербакова. – М.: Новая школа, 2014. – 184 с.
2020-09-25 13:30