Рисунок 1. Уровень коммуникативной компетентности старших дошкольников
в процессе сюжетно-ролевых игр на констатирующем этапе (%)
Схема. Модель развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
I направление –
формирование мотивации
в процессе игр;
обогащение содержания игр
Предметно-развивающая среда центра сюжетно-ролевых игр – новые игры, игрушки, атрибуты, предметы и т.п.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Развитие
коммуникативной компетентности
старших дошкольников
II направление
–
развитие эффективной коммуникации;
побуждение детей к самостоятельному применению новых способов общения
Вклад родителей в оснащение центра сюжетно-ролевых игр для старших
дошкольников на формирующем этапе
№
Наименование раздела
Атрибуты, предметы
Количество предметов
1
Игровая мебель
стол, стулья (2), диванчик, шкаф
5
2
Набор для кухни
плита, мойка, стиральная машина
3
3
Игрушечная посуда
набор чайной посуды (10), набор кухонной посуды (5), набор столовой посуды (10)
25
4
Набор для кухни
плита, мойка, стиральная машина
5
5
Куклы в одежде
мальчики (2) и девочки (3)
3
6
Атрибуты для ряженья и пр.
шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п. Предметы-заместители.
Коляски для кукол (3 шт.)
18
7
Комплекты
одежды и постельных принадлежностей
для кукол
7
Перспективный план работы по развитию социально-коммуникативных
способностей старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр
№
Содержание сюжетно-ролевых игр
Игровые роли
1
«Школа вежливости»
Программное содержание:
1) формировать у детей представления о социально-коммуникативных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости;
2) учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников;
3) воспитывать коммуникативную культуру общения – умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.
Учитель
Ученик
2
«Волшебный мир»
Задачи:
1) вырабатывать навык употребления «волшебных» слов;
2) воспитание умения общаться со сверстниками;
3) закреплять навыки культуры общения.
Взрослый
Ребенок
3
«Почта России»
Задачи:
1) вырабатывать прочные навыки употребления слов этикета;
2) воспитание умения общаться со сверстниками.
Взрослый
Ребенок
Капитан
4
«Салон шляп»
Задачи:
1) обучение правилам эффективного общения со сверстниками;
2) развитие навыков саморегуляции в игровой коммуникации.
Продавец
Покупатель
5
«Супермаркет»
Задачи:
1) обучать правилам вежливого общения;
2) воспитывать эмпатию и взаимопонимание в общении.
Продавец
Покупатель
6
«В Интернет-центре»
Задачи:
1) воспитывать умение общаться бесконфликтно,
2) сближать детей в группе,
3) способствовать эмоциональному и моторному самовыражению.
Оператор
Посетитель
7
«Здравствуй, сосед!»
Задачи:
1) обучение правилам и нормам общественного этикета в общении с окружающими;
2) развитие навыков сотрудничества с людьми близкого окружения.
Соседи
Житель
квартиры
8
«Здравствуй, это я!»
Задачи:
1) обучение правилам этикета в общении со сверстниками;
2) преодоление межличностных конфликтов в играх– умение детей устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт на протяжении общения;
3) развитие сотрудничества; формирование у детей представлений о нормах поведения, существующих в мире взрослых.
Взрослый
Ребенок
9
«В речном порту»
Задачи:
1) обучение воспитанников по ходу игры правилам подражания труду речников;
2) расширять знания детей о значении работников речпорта для жизни и деятельности человека;
3) продолжать формировать представления детей о различных профессиях взрослых людей.
Капитан
Речники
Пассажиры
10
«Мы с друзьями строим дом»
Задачи:
1) показать роль и значение профессии строителя в жизни людей;
2) углублять знаний детей о строительных специальностях;
3) учить детей самостоятельно развивать сюжет игры;
4) учить культуре игры;
5) расширять знания детей о строительных специальностях в мире взрослых.
Бригадир
Строитель
Маляр-штукатур
Члены комиссии по приему здания
11
«Парикмахерская»
Задачи:
1) учить детей самостоятельно ухаживать за своими волосами;
2) воспитывать культуру ухода за волосами;
3) расширять знания детей о значении внешности человека в его межличностных отношениях.
Парикма-
хер
Взрослые – женщины,
мужчины
12
«Салон красоты»
Задачи:
1) расширять знания о профессии парикмахера, главного мастера по уходу за волосами и создания прически;
2) воспитывать чувства уважения, доверия к профессии стилиста– специалисту по созданию стиля – образа красоты внешнего вида человека;
3) знакомиться с нормами поведения при посещении салона красоты.
Косметолог
Взрослые – женщины
13
«Мастерская обуви»
Задачи:
1) расширять знания детей о многообразной обуви, которая стоит на полках обувного отдела (спортивная, детская, для школьника, подростка, вечерняя);
2) закреплять навыки бережного обращения с обувью во время игр, бега, путешествий и походов;
3) расширять знания детей о значении гигиены и красоты обуви в формировании отношения к человеку по его общему внешнему облику.
Обувной мастер
Взрослые – женщины
мужчины
14
«Идем на прогулку»
Задачи:
1) учить детей одеваться правильно, с учетом времени года и условий погоды;
2) формировать у детей умения и навыки содержать в чистоте и порядке свою одежду;
3) воспитывать аккуратность, ответственность.
Взрослые Дети
15
«Мы моем свои расчески»
Задачи:
1) воспитывать у детей навыки пользования своей расческой, а также ухода за ней;
2) воспитывать аккуратность как основу культуры внешнего вида;
3) закреплять навыки понимающего общения.
Медик
Санитар
16
«Хочу одеваться правильно»
Задачи:
1) обобщить и закрепить навыки правильного,
последовательного одевания, переодевания;
2) воспитывает самостоятельность, умение определить, во что нужно одеваться в соответствии с погодой;
3) научить получать удовольствие от аккуратного и эстетичного внешнего вида.
Взрослые Маленькие дети
17
«Подбираем обувь»
Задачи:
1) дать представление о современной обуви;
2) научить различать праздничную обувь и обувь для повседневной жизни;
3) формировать чувство вкуса при подборе обуви к одежде.
Продавец
Покупатель
18
«Собираемся в театр»
Задачи:
1) формировать у детей понятие о таких деталях внешнего вида, как прическа и нарядная одежда;
2) развивать фантазию, воображение.
Мама
Папа
Ребенок
19
«Салон головных уборов»
Задачи:
1) закрепить знания детей о головных уборах;
2) учить подбирать головной убор в соответствии с временем года, формой лица, и цветом пальто;
3) прививать навыки моделирования головных уборов, подбирая их по цвету и фасону.
Продавец шляп
Покупатель
20
Цель – научить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия; обучать общей коммуникативной культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.
Взрослые Дети
Общие групповые показатели коммуникативной компетентности старших
дошкольников на контрольном этапе