Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-2.pdf
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далёкому прошлому.
Всё что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать, культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Воспитание детей на основе русского народного фольклора - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Самой популярной формой активного отдыха детей является физкультурный досуг, построенный на хорошо знакомом материале.
Дети охотно участвуют в интересных, увлекательных играх, забавах, аттракционах, соревнуются в ловкости, быстроте, силе, выносливости, танцуют, отгадывают загадки.
При проведении досуга я стремлюсь к созданию атмосферы дружелюбия, веселья, чтобы все дети выполняли задания непринужденно, с удовольствием.
Помогает мне в этом русское народное творчество. Народная педагогика на протяжение многих веков создавала и собирала замечательные частушки, потешки, прибаутки, песенки, загадки, пословицы, поговорки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно, образно и что очень важно, понятно для самых маленьких.
Приобщая детей к русскому народному фольклору, развиваются вербальные и коммуникативные способности, речь, эмоции, память, морально нравственные идеалы, творческие способности, сенсорные эталоны, мелкая моторика.
Для организации физкультурно-оздоровительных досугов стараюсь опираться на русское народное творчество, где игры являются синтезом поэтического слова и движения. И для этого выбираю в основном сюжеты народных сказок.
Сказка помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь. Фантазию, воображение. Развивают пространственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа. Свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Поэтому я не случайно планирую содержание развлечений во всех возрастных группах на основе русского народного фольклора.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью можно легко устанавливается с детьми эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, пословицы, потешки, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут использоваться детьми в играх. Сочетание потешек в играх с движениями помогает детям лучше распознавать своё тело, обучаться управлять им, бережно относится к нему. В развлечениях спортивного характера дети учатся играть в подвижные русские народные игры, усваивая быт, традиции, культуру русского народа.
Для проведения физкультурно-оздоровительных досугов я подбираю материал таким образом, чтобы каждому ребёнку пришлось использовать свой двигательный опыт, проявить смекалку, преодолеть препятствия, участвовать в различных коллективных развлечениях.
При подборе задания учитываю индивидуальную особенность и подготовленность каждого
ребёнка. Детям, слабо владеющим двигательными навыками, предлагаю задания доступные, соответствующие их возможностям.
Физкультурно-оздоровительные досуги планирую раз в месяц, начиная со 2-ой младшей группы.
Развлечения проводятся в соответствии с графиком:
1 четверг – младшие группы;
2 четверг – средние группы
3 четверг – старшие группы
4 четверг – подготовительные группы
Досуг провожу во второй половине дня в физкультурном зале или на спортивной площадке.
Цель данных развлечений: приобщение детей к русскому народному творчеству через двигательную активность.
Основными задачами развлечений на основе русского народного фольклора являются:
1. сохранение и укрепление здоровья детей;
2. закреплять русские народные хороводные игры;
3. уметь соотносить движения со словами потешек, закличек;
4. формирование потребности в двигательной активности;
3. развитие двигательных навыков и формирование физических качеств;
4. профилактика нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
5. обучение элементам самомассажа;
6. формирование навыков правильного дыхания при произнесении скороговорок, прибауток;
7. развитию эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности.
У нас в ДОУ накоплен некоторый опыт работы в этом направлении. Я бы хотела рассказать об этапах этой работы.
1 этап - это изучение литературы, разработка сценария.
Хочу отметить, что любой сценарий из любого источника я дорабатываю, использую в своей работе такие пособия как «Сценарии оздоровительных досугов для детей дошкольного возраста» М.Ю. Картушина, «Физкультурные праздники в детском саду» Н. Луконина.
Но больше всего пользуюсь материалом из сборника «Русские народные праздники в детском саду» М.Ю. Картушиной.
Сначала выбираю варианты физкультурно-оздоровительных досугов:
1. игровой
2. сказочный
3. спортивный
4. эстафетный
5. музыкальный
6. игра-путешествие
Обязательно включаю элементы здоровьесбережения:
1. пальчиковая игротека
2. гимнастика для глаз
3. упражнения для профилактики плоскостопия
4. различные виды массажа, в том числе массаж биологически активных точек
5. дыхательные упражнения
6. упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Конспекты пишу очень подробно: тексты литературного материала, описание игр, движения в играх, музыкально – ритмические движения.
В настоящие время накоплен богатый методический материал для работы в этом направлении.
Разработаны конспекты развлечений по разным возрастным группам:
младшая группа – «Колобок», «Петушок – Золотой гребешок», «Курочка ряба», «Праздник Осени»;
средняя группа - «Матушка с ярмарки пришла», «В гостях у репки», «Маслёна»;
старший возраст - «Титов день», «Богатыри земли Русской», «Алёша Попович и его дружина», «Праздник русского валенка», «Лиса и журавль», «Осенние гуляния», «Масленица». Развлечения «Богатыри земли Русской», «Алёша Попович и его дружина» проводим в преддверии праздника Дня Защитников Отечества, где мальчики подготовительных групп соревнуются в силе, ловкости и быстроте, а девочки поздравляют и дарят им подарки.
Обязательное условие эффективного проведения развлечения – это хорошее знание сценария педагогом.
2 этап - подготовка материала. От этого этапа в основном зависит эффективность проведения развлечения.
Подбираются элементы костюмов детей и костюмы взрослых (шапочки, платки, сарафаны, рубашки), раздаточный материал в зависимости от содержания развлечения (шишки, грибы, ленточки…), различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, для спортивных праздников готовятся подарки для награждения и всем болельщикам (сок или фрукты, медали, грамоты). Продумывается организация обстановки: где стоит ведущий, дети, как расставляются атрибуты, по необходимости в соответствии с темой развлечения - украшение зала.
Обязательно проведение консультации с воспитателями, где освещаются вопросы подготовки детей к развлечению: заучивание наизусть потешек, знакомство с народным творчеством, повторение ранее разученных хороводных игр, использование в повседневной жизни оздоровительной гимнастики (массаж, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика и другое), вместе с воспитателем осуществляется подбор детей в команды участников, с учётом медицинских показателей и желания ребёнка.
По мере необходимости к подготовке привлекаются родители.
3 этап – проведение развлечения.
При проведении развлечений я стремлюсь к созданию атмосферы дружелюбия, веселья, чтобы все дети выполняли задания непринужденно, с удовольствием, как правило, в дисциплинарных замечаниях не возникает необходимости.
В моём понимании приобщение детей к народному искусству по средствам физкультурного досуга – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт реальную возможность адаптироваться им в социальной сфере. На таких развлечениях дети получают настоящее удовольствие от народной весёлой музыки, от движений, от коллективных игр и аттракционов, уровень активизации на таких мероприятиях очень высок.
Используемая литература:1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957.
2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003.
3. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1.
4. Осокиной Т.И. Детские подвижные игры народов СССР.– М.: Просвещение, 1989.
5. Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. - М.: Московия, 2006.
6. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.
7. Народные игры и традиции в России. Изд. 2-е, доп. – М., 1994.
8. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
9. М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду», М., Сфера, 2007.
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далёкому прошлому.
Всё что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать, культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Воспитание детей на основе русского народного фольклора - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Самой популярной формой активного отдыха детей является физкультурный досуг, построенный на хорошо знакомом материале.
Дети охотно участвуют в интересных, увлекательных играх, забавах, аттракционах, соревнуются в ловкости, быстроте, силе, выносливости, танцуют, отгадывают загадки.
При проведении досуга я стремлюсь к созданию атмосферы дружелюбия, веселья, чтобы все дети выполняли задания непринужденно, с удовольствием.
Помогает мне в этом русское народное творчество. Народная педагогика на протяжение многих веков создавала и собирала замечательные частушки, потешки, прибаутки, песенки, загадки, пословицы, поговорки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно, образно и что очень важно, понятно для самых маленьких.
Приобщая детей к русскому народному фольклору, развиваются вербальные и коммуникативные способности, речь, эмоции, память, морально нравственные идеалы, творческие способности, сенсорные эталоны, мелкая моторика.
Для организации физкультурно-оздоровительных досугов стараюсь опираться на русское народное творчество, где игры являются синтезом поэтического слова и движения. И для этого выбираю в основном сюжеты народных сказок.
Сказка помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь. Фантазию, воображение. Развивают пространственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа. Свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Поэтому я не случайно планирую содержание развлечений во всех возрастных группах на основе русского народного фольклора.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью можно легко устанавливается с детьми эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, пословицы, потешки, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут использоваться детьми в играх. Сочетание потешек в играх с движениями помогает детям лучше распознавать своё тело, обучаться управлять им, бережно относится к нему. В развлечениях спортивного характера дети учатся играть в подвижные русские народные игры, усваивая быт, традиции, культуру русского народа.
Для проведения физкультурно-оздоровительных досугов я подбираю материал таким образом, чтобы каждому ребёнку пришлось использовать свой двигательный опыт, проявить смекалку, преодолеть препятствия, участвовать в различных коллективных развлечениях.
При подборе задания учитываю индивидуальную особенность и подготовленность каждого
ребёнка. Детям, слабо владеющим двигательными навыками, предлагаю задания доступные, соответствующие их возможностям.
Физкультурно-оздоровительные досуги планирую раз в месяц, начиная со 2-ой младшей группы.
Развлечения проводятся в соответствии с графиком:
1 четверг – младшие группы;
2 четверг – средние группы
3 четверг – старшие группы
4 четверг – подготовительные группы
Досуг провожу во второй половине дня в физкультурном зале или на спортивной площадке.
Цель данных развлечений: приобщение детей к русскому народному творчеству через двигательную активность.
Основными задачами развлечений на основе русского народного фольклора являются:
1. сохранение и укрепление здоровья детей;
2. закреплять русские народные хороводные игры;
3. уметь соотносить движения со словами потешек, закличек;
4. формирование потребности в двигательной активности;
3. развитие двигательных навыков и формирование физических качеств;
4. профилактика нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
5. обучение элементам самомассажа;
6. формирование навыков правильного дыхания при произнесении скороговорок, прибауток;
7. развитию эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности.
У нас в ДОУ накоплен некоторый опыт работы в этом направлении. Я бы хотела рассказать об этапах этой работы.
1 этап - это изучение литературы, разработка сценария.
Хочу отметить, что любой сценарий из любого источника я дорабатываю, использую в своей работе такие пособия как «Сценарии оздоровительных досугов для детей дошкольного возраста» М.Ю. Картушина, «Физкультурные праздники в детском саду» Н. Луконина.
Но больше всего пользуюсь материалом из сборника «Русские народные праздники в детском саду» М.Ю. Картушиной.
Сначала выбираю варианты физкультурно-оздоровительных досугов:
1. игровой
2. сказочный
3. спортивный
4. эстафетный
5. музыкальный
6. игра-путешествие
Обязательно включаю элементы здоровьесбережения:
1. пальчиковая игротека
2. гимнастика для глаз
3. упражнения для профилактики плоскостопия
4. различные виды массажа, в том числе массаж биологически активных точек
5. дыхательные упражнения
6. упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Конспекты пишу очень подробно: тексты литературного материала, описание игр, движения в играх, музыкально – ритмические движения.
В настоящие время накоплен богатый методический материал для работы в этом направлении.
Разработаны конспекты развлечений по разным возрастным группам:
младшая группа – «Колобок», «Петушок – Золотой гребешок», «Курочка ряба», «Праздник Осени»;
средняя группа - «Матушка с ярмарки пришла», «В гостях у репки», «Маслёна»;
старший возраст - «Титов день», «Богатыри земли Русской», «Алёша Попович и его дружина», «Праздник русского валенка», «Лиса и журавль», «Осенние гуляния», «Масленица». Развлечения «Богатыри земли Русской», «Алёша Попович и его дружина» проводим в преддверии праздника Дня Защитников Отечества, где мальчики подготовительных групп соревнуются в силе, ловкости и быстроте, а девочки поздравляют и дарят им подарки.
Обязательное условие эффективного проведения развлечения – это хорошее знание сценария педагогом.
2 этап - подготовка материала. От этого этапа в основном зависит эффективность проведения развлечения.
Подбираются элементы костюмов детей и костюмы взрослых (шапочки, платки, сарафаны, рубашки), раздаточный материал в зависимости от содержания развлечения (шишки, грибы, ленточки…), различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, для спортивных праздников готовятся подарки для награждения и всем болельщикам (сок или фрукты, медали, грамоты). Продумывается организация обстановки: где стоит ведущий, дети, как расставляются атрибуты, по необходимости в соответствии с темой развлечения - украшение зала.
Обязательно проведение консультации с воспитателями, где освещаются вопросы подготовки детей к развлечению: заучивание наизусть потешек, знакомство с народным творчеством, повторение ранее разученных хороводных игр, использование в повседневной жизни оздоровительной гимнастики (массаж, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика и другое), вместе с воспитателем осуществляется подбор детей в команды участников, с учётом медицинских показателей и желания ребёнка.
По мере необходимости к подготовке привлекаются родители.
3 этап – проведение развлечения.
При проведении развлечений я стремлюсь к созданию атмосферы дружелюбия, веселья, чтобы все дети выполняли задания непринужденно, с удовольствием, как правило, в дисциплинарных замечаниях не возникает необходимости.
В моём понимании приобщение детей к народному искусству по средствам физкультурного досуга – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт реальную возможность адаптироваться им в социальной сфере. На таких развлечениях дети получают настоящее удовольствие от народной весёлой музыки, от движений, от коллективных игр и аттракционов, уровень активизации на таких мероприятиях очень высок.
Используемая литература:1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957.
2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003.
3. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1.
4. Осокиной Т.И. Детские подвижные игры народов СССР.– М.: Просвещение, 1989.
5. Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. - М.: Московия, 2006.
6. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.
7. Народные игры и традиции в России. Изд. 2-е, доп. – М., 1994.
8. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
9. М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду», М., Сфера, 2007.