Я смотрю на детей и размышляю о том, каким должен быть успешный педагог. Я рассматриваю себя в зеркале и вторгаюсь вглубь души, пытаясь найти ответ на вопрос: как с многочисленными издержками нашей далеко не «сахарной» профессии, стать таким идеалом, чтобы во всем соответствовать шлифованной трафаретке успеха?
Где и в чем та золотая середина, балансируя на которой, как на канате, можно уверенно вести за собой группу до выпуска, чтобы и потом не переживать: как бы где не споткнулись?
И постепенно я прихожу к выводу, что можно сколь угодно долго изучать программы и внимательно прослушивать тысячи всевозможных вебинаров, но так и не стать для своих воспитанников авторитетом, так и не отвоевать их у сумасбродной, подстерегающей на каждом шагу, действительности. Видимо, ключ к разгадке где-то там, глубоко внутри, за правилами и обязанностями, за бумагами, которые заполняешь тоннами, за авралами, за штатным расписанием, которое давно выучил наизусть.
Было бы глупо ругать современную жизнь за низвержение духовных ценностей – их-то у нас никто не отнимал! Скорее, материальных не хватает! А духовные ценности, как были, так и есть. Посмотрите вокруг: берите, наслаждайтесь, делитесь впечатлениями, радуйтесь красоте и щедрости мира! Вот этому хочу научить своих детей! Не раз слышала, что часто родители уже не воспитывают детей - они финансируют их. И то, что «постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей».
Увы, как это верно! И, погружаясь в мир интернета (ох, какие же это дебри!), я пытаюсь «отделять зерна от плевел», четко разграничивая: приторно-слащавые советы и поучения - в одну сторону (мне это не подходит!), и бесконечные поиски таких же романтиков, как и я, которые порой делятся своими чувствами и приобретенным опытом - в другую.
Так размышляя о сути своей профессии и блуждая по сайтам, недавно я случайно натолкнулась на совершенно бесценную информацию, подаренную всем нам одним из выдающихся педагогов нашего беспокойного времени. Это 7 постулатов гуманной педагогики
Шалвы Амоношвили.
Теперь, глядя на своих воспитанников, сладко посапывающих в тихий час, я тихонько произношу вслух его фразу, бескорыстно подаренную мне этим удивительным человеком с известным на весь мир именем. Вот она: «Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада», - но только во множественном числе, ибо чадо у меня не одно, а целая группа! Надо же, мне доверена «вселенская сущность» каждого ребенка! Смысл этих слов – просто открытие! Я навсегда его запомню и уверенно поделюсь этим открытием с родителями, доверивших мне своих детей. Пусть попробуют повторить вслед за мной, хоть мысленно:
«Я замечательный родитель, у меня чудный ребенок, которого подарил Бог. Это не моя собственность – мне доверена вселенская сущность. И он пришел в этот мир, чтобы свершить то, что ему предписано, а не для того, чтобы как-то скрасить мою старость».
По мнению Шалвы Александровича, все без исключения родители желают своим детям только счастья.
При этом в понятие «счастье» ими вкладывается, прежде всего, финансовая стабильность, карьера, успешный брак и т.д. – весьма ограниченные представления о счастье, которые уже изначально направляют ребенка на неверный жизненный путь.
Ведь главная цель каждого родителя – «воспитать благородного и великодушного человека. Разве благородный и великодушный человек пропадет, если родители не оставят ему большого наследства? Конечно, нет, так как он имеет духовные ценности».
Так меня осеняет второе открытие: мы ведь не просто физические оболочки! Мы поступаем осознанно, чувствуем и храним в памяти столь огромный багаж накопленной поколениями информации, что трудно даже представить себе объем такого хранилища! Кстати, кто возьмется доходчиво объяснить, что вообще есть сознание? А память? И, наконец, самое дорогое из всех дарованных свыше благ: что есть Любовь? И где это все в нас спрятано? Версий может быть много. На первое место всегда выставляются сердце и мозг. Но где же по сути то, что ни один ученый мира по сей день так и не смог обнаружить и представить фактически, а оно, в нас, есть – и память, и сознание, и высокие чувства!.. Можно, как говорится, купаться в золоте, но так и не познать счастья. Вот и получается, что главное в нас – наше духовное начало. Пожалуйста, в воспитании детей начните с главного! Мы держим в своих руках их души.
И вот еще несколько советов Шалвы Александровича вытекающих один из другого:
- воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере. Подобное воспитывается подобным;
- сейчас растет новое, особое поколение, так называемые дети-индиго. Они пришли в это мир, чтобы помочь нам измениться к лучшему;
- на Востоке говорят: «Воля – это Бог в человеке», поэтому призовите на помощь всю свою волю, чтобы избавиться от всех ненужных и вредных наслоений в уме. Не заселяйте свой ум грязными мыслями и желаниями. Ведь они рождаются, проживают целую жизнь и умирают, оставляя после себя слой энергетической грязи, которая оседает в уме навсегда;
(Разве это вы хотите передать своим детям?);
- ответственность родителей – ограждать детей от информационной грязи.
То, что сейчас показывают по ТВ, – это настоящая информационная помойка, в которой много агрессии, злости, насилия, которые просто убивают детскую психику. Вместо этого читайте детям книги, которые учат добру, ходите с ними в театры, галереи. Выбрать характер ребенка нельзя, но воспитывать нужно;
- любой ребенок рождается с врожденным чувством красоты.
И родители должны поддерживать и развивать это чувство. Что это значит? Окружить красотой речи, благоприятной обстановкой в доме, теплой семейной атмосферой. Речь – это великий дар Бога, поэтому не тратьте время на пустую болтовню. Передавайте словами мудрость, учите любить, прощать, сопереживать, развиваться духовно, и тогда с помощью слов ребенок будет расти;
- с детьми нужно разговаривать как со взрослыми, они не любят, когда с ними «сюсюкают».
Если в вашей речи нет уважения к ребенку, то лучше вообще не говорите. Конечно, сложно это воплотить сразу на практике. Все начинается с мысли, поэтому постарайтесь сами мысленно настраиваться на искренний, уважительный разговор, принимая ребенка таким, какой он есть.
Дорогие коллеги и уважаемые родители! Я почти дословно передала 7 постулатов гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили, которые изложены им так полно и доходчиво, что никакие дополнительные рассуждения вовсе и не нужны. И если мне, пользуясь возможностью изложить свои соображения на страницах нашего журнала, посчастливилось прочитать их самой и поделиться с вами, то оставляю себе надежду на то, что моя работа по теме «Душа ребенка в руках воспитателя» удалась.
На этой позитивной ноте, оканчивая свою статью, желаю вам здоровья, мудрости и терпения в великом, благородном и самоотверженном деле воспитания ваших детей!
Всех вам благ! Юлианна Попова (воспитатель…)