Коваль Ж.В. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Стихи В.В. Лунина»
Цель: развивать интерес к художественной литературе, формировать нравственно-эстетические качества личности. Задачи: Образовательные: - продолжать знакомить с творчеством В.В. Лунина; - развивать умение анализировать стихотворное произведение; - учить составлять небольшой рассказ без опоры на наглядный материал. Развивающие: - развивать воображение, память, слуховое восприятие, быстроту реакции; - обогащать и активизировать словарь детей; - развивать эмоциональную сферу. Воспитательные: - воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к поэзии; - воспитывать умение давать эстетическую оценку, высказывать своё мнение. Материалы к занятию: - выставка книг В.В.Лунина; -электронный носитель информации с записью музыки для релаксации. Ход занятия. 1. Дети стоят на ковре врассыпную. Воспитатель: Ребята! Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Виктора Владимировича Лунина и будем читать его стихи. Но сначала давайте немного помечтаем. Представьте, что сейчас тёплый летний день, ласково пригревает солнышко. Лягте, пожалуйста, на ковёр (дети ложатся на спину), закройте глаза и вообразите, что вы находитесь на берегу реки или озера. Слегка плещется вода, а вы идёте по тёплому песку и мечтаете, каждый о чём-то своём (звучит спокойная музыка). Воспитатель читает тихим голосом отрывок из стихотворения Веры Тасканен «Мечтатель» По песку вдоль берега шлёпаю босой. Бриллианты-искорки - брызги над водой!... На закате солнышко, ветер стих в полях. Босиком по берегу шлёпаю в мечтах. Воспитатель приглушает музыку и просит детей медленно подняться. 2. Воспитатель: А теперь, друзья, расскажите, о чём вы мечтали! Рассказы детей. 3. Воспитатель: Большое спасибо! Какие интересные и разнообразные у вас мечты. Вы представляете, ребята, оказывается, мечтают не только люди, но и животные. Сейчас я прочитаю стихотворение Виктора Лунина, и вы в этом убедитесь. Садитесь поудобнее на стульчики и слушайте. Стихотворение называется «Сказка про Щенка» (воспитатель читает стихотворение). Cказка про щенка Решил щенок научиться летать. - Хочу я птицей, - сказал он, - стать. Вот крылья достану и ввысь полечу. Туда полечу, куда захочу! У курицы крылья щенок одолжил И начал махать ими что было сил. Махал он упорно, но от земли Крылья поднять его не смогли. Вздохнул он: - У курицы крылья плохие. Должно быть, нужны мне совсем не такие! Возьму-ка я крылья на час у синицы. Она – настоящая, быстрая птица! Синичкины крылья щенок одолжил, Махал ими долго, по полю кружил. Старался ужасно, визжал и пыхтел, Но только в канаву с дорожки слетел. Он понял: -Нужны мне крылья другие. Какие? Наверное, оч-чень большие! Пойду на скалу, попрошу у орла. Пусть даст ненадолго два сильных крыла. Орлиные крылья щенок одолжил И около дома опять закружил. Но только недолго он с ними возился. Устал и без сил на траву повалился. - Опять не лечу я! – щенок прошептал, И крылья одалживать он перестал. Зато по двору он летает как птица Без крыльев куриных, орла и синицы. Он бегает даже быстрей, чем отец, И все говорят: - Он большой молодец! После чтения воспитатель задаёт детям вопросы: - О чём же мечтал щенок? - Зачем он хотел научиться летать? - Как щенок пытался осуществить свою мечту? Какими словами описывает автор старания щенка? (махал он упорно..., старался ужасно, визжал и пыхтел...) - Чем заканчивались попытки щенка научиться летать? (куриные крылья его не смогли поднять; с крыльями синицы он упал в канаву; с орлиными крыльями устал и без сил повалился на траву) - Какое настроение сложилось у вас после того, как вы прослушали стихи? - Что повлияло на ваше настроение? - Когда настроение стихотворения меняется? - Как удаётся Виктору Лунину изменить настроение стихотворения? После ответов детей воспитатель делает вывод: Виктор Лунин так написал это стихотворение, что, читая его, мы сначала грустим вместе со щенком, сопереживаем ему, жалеем его, ведь он так и не осуществил свою мечту. Но в конце стихотворения грусть уходит, и мы радуемся за щенка, который без крыльев летает по двору как птица. Автор показывает нам, что не любую мечту можно осуществить, но ведь можно делать очень хорошо что-то другое, и получать от этого удовольствие! И это замечательно! 4. Я хочу вам прочитать ещё одно стихотворение о мечтателе, которое тоже написал Виктор Лунин, но давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Летает - не летает». Дети встают полукругом, проводится игра: воспитатель называет разных птиц, зверей, насекомых, последним называется поросёнок. 5. Воспитатель: А вот Виктор Лунин написал стихотворение о поросёнке, который хотел научиться летать, оно называется «Песенка поросёнка, который мечтал научиться летать». Садитесь, пожалуйста, и послушайте это стихотворение Песенка поросёнка, который мечтал научиться летать Есть крылья у мошки, есть крылья у мушки, Есть крылья у самой невидной пичужки. И даже – узнал я о том понаслышке – Ночами летают летучие мышки. Ах, как бы хотел я и ночи, и дни Порхать над землёй в небесах, как они, И хрюкать под солнцем задорно и звонко… Прошу, помогите, друзья, поросёнку! Корова летать не умеет, но ловко Над нами проносится божья коровка. И облако в выси плывёт без труда, И тьму прорезает фонарик – звезда. Ах, как бы хотел и я ночи, и дни Порхать над землёй в небесах, как они, И хрюкать под солнцем задорно и звонко… Прошу, помогите, друзья, поросёнку! Летают сороки, скворцы и синицы, Летают над миром прекрасные птицы, Летают и вьются, плывут и парят, И сами, как звёзды над миром горят. Ах, как бы хотел и я ночи, и дни Порхать над землёй в небесах, как они, И хрюкать под солнцем задорно и звонко… Прошу, помогите, друзья, поросёнку! После чтения воспитатель задаёт детям вопросы: - Ребята, о чём просит поросёнок? - Кого он приводит в пример, говоря о том, что они умеют летать? - Поросёнок хочет стать птицей или мушкой, или хочет летать, оставшись поросёнком? - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему? Если бы вы были композиторами и написали бы музыку к этой песенке, какой бы была эта музыка? - Виктору Лунину как человеку тонко чувствующему, очень доброму, наверное, тоже было жалко своего поросёнка, и он написал продолжение «Песенки про поросёнка», и назвал новое стихотворение «Песенка про поросёнка, который научился летать». Послушайте его, пожалуйста. 6. Воспитатель читает «Песенку про поросёнка, который научился летать». Песенка поросёнка, который научился летать Идёт по лугу в домик свой Мышиная семейка. В просторной клетке золотой Щебечет канарейка. Червяк по камушку ползёт, Цыплёнок маму ищет. Собака косточку грызёт, В лесу волчище рыщет. А я летаю. Выше скал. И это мне не снится. Наконец я поросёнком стал, Летающим как птица! Наконец я поросёнком стал, Летающим как птица! Летаю я, ой, Летаю я, хрю, Летаю я как птица! По речке быстрой голубой Гуськом плывут гусята. В чудесной луже дождевой Играют поросята. Спешит козлёнок проучить Бодливого соседа. Петух желает получить Щепоть зерна к обеду. А я летаю. Выше скал. И это мне не снится. Наконец я поросёнком стал, Летающим как птица! Наконец я поросёнком стал, Летающим как птица! Летаю я, ой, Летаю я, хрю, Летаю я как птица! После прочтения воспитатель обращается к детям с вопросами: - Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Почему? - Кого видит поросёнок во время полёта? (все живут привычной жизнью, а в это время над ними летит абсолютно счастливый поросёнок). - Как Виктор Лунин показывает, что поросёнок счастлив? После ответов детей воспитатель подводит итог: мечта поросёнка сбылась, и мы - читатели очень рады за него. Такие стихи заряжают читателя хорошим настроением на целый день. Стихи Виктора Лунина, которые вы услышали сегодня, так же, как и те, что мы читали раньше, заряжены добротой и нежностью. Эти стихи написаны простыми, но очень точными и понятными нам словами. Виктор Владимирович Лунин помогает своим читателям и слушателям быть оптимистами, то есть не отчаиваться ни при каких обстоятельствах. А мы с вами обязательно будем и дальше знакомиться с произведениями Виктора Владимировича Лунина. Занятие закончено. Спасибо! Список использованной литературы: 1. Виктор Лунин. Сметанопад. Ярославль: Академия развития, 2001. 144с. 2. Виктор Лунин. Что хочется лошадке. Москва: Клевер, 2011. 32с. 3. Вера Тасканен. Мечтатель (Электронный ресурс) stihi.ru, 2012. 4. З.А. Гриценко. Пришли мне чтения доброго…. Пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни (с методическими рекомендациями). Москва: Просвещение, 2004. 96с.