2023 2022
1 (219) 2023

Янькова Е.П. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ ОРИГАМИ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf

Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию у детей качеств творческой личности в процессе обучения и воспитания. Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Воображение в широком смысле слова – это любой процесс, протекающий в образах, отмечает С. Л. Рубинштейн. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывать новые, фантастические объекты и явления. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития воображения. Пространственное воображение – вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач. Пространственное воображение – это такое психологическое образование, которое формируется в различных видах деятельности (практической и теоретической). Для его развития большое значение имеют продуктивные формы деятельности: конструирование, изобразительная (графическая). В ходе овладения ими, целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий и воплощать их в рисунке, чертеже, постройке, поделке. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Изготовление различных поделок из цветной бумаги – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение. Это неоднократно подтверждалось исследованиями таких ученых как Эльконин Д.Б., Куцакова Л.В., Афонькина С, Тарабарина Т.И., Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р., Косминская В.Б., Васильченко Е.И., Макаренко А.С, Комарова Т.С. и другие. Кроме того, работа с бумагой, требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно учиться в школе. Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Исходя из актуальности выбранной темы, была поставлена

Цель: изучить влияние использования техники оригами на развитие пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития воображения дошкольников. Предметом исследования – развития пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами оригами.

В соответствии с целью, объектом и предметом были определены основные

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.

2. Выявить уровень развития пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста.

3. Изучить влияние конструирования из бумаги в технике оригами на развитие пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста.

4. Сформулировать общие выводы и рекомендации.

Оригами – древнее искусство создания фигур из бумаги, приобретающее всё большую популярность среди современных педагогов и психологов. Развивающий потенциал оригами очень высок. Российские мастера и пропагандисты оригами – Юрий и Екатерина Шумаковы, по профессии психологи, открыли, что это уникальное средство формирования сенсомоторных навыков детей. Работа обеих рук влечёт за собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Данная техника – не только полезное занятие, но и интересное развлечение, в процессе которого происходит естественный массаж, повышается чувствительность кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность. Оригами обладает благоприятными психолого-педагогическими преимуществами для развития и воспитания, такими как открытость для демократической педагогики, сопутствующая прозрачная педагогическая среда, естественный выход на социальную адаптацию, включающий общение с другими детьми и со взрослыми, участие в коллективном труде и состязаниях, в выставках, конкурсах и олимпиадах, спектаклях и праздниках, переживание творческих исканий, удач и ошибок, побед и поражений, в итоге оказывает положительное влияние на формирование личности в целом.

Необходимые условия:

1. Место в группе для работы с бумагой;

2. Материал для работы (цветная бумага, ножницы, клей);

3. Схемы, пооперационные карты;

4. Рамки для коллективных панно;

5. Возможность демонстрации детских работ;

6. Литература, иллюстрации.

Принципы построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному;

2. Системность работ;

3. Принцип тематических циклов;

4. Принцип индивидуального подхода.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения технике «оригами» дети:

1. Научатся различным приемам работы с бумагой;

2. Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

3. Научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия оригами;

4. Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

5. Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности;

6. Познакомятся с искусством оригами;

7. Овладеют навыками культуры труда;

8. Улучшат свои коммуникативные способности.

Работа с бумагой в технике «оригами» – это близкое и доступное дошкольнику искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. За короткое время они могут научиться превращать такой доступный материал как бумага в удивительные изделия.

Систематические занятия способствуют развитию художественного вкуса и логики, конструктивного мышления, творческого воображения, концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления для получения желаемого результата.

Работа в технике «оригами» стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания, знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.) одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами, активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) и перевод их значения и практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

В подготовительной группе в связи с большим интересом детей к бумажному моделированию нужно продолжать работу с детьми, где принимают участие все заинтересованные.

На занятиях использовать последовательное усложнение заданий или изменение условий работы в зависимости от способностей каждого ребёнка.

Например, самостоятельное складывание по схеме, складывание на основе лишь зрительного представления, складывание только по словесному описанию. Выполнение таких заданий выявляет индивидуальные способности детей.

С целью формирования интереса воспитанников к складыванию поделок в технике оригами проводить занятия – загадки: когда нет образца, и результат работы будет ясен только в конце занятия. На таких занятиях проверять уровень развития внимательности, точности движений, аккуратности детей.

Замечено, что оригами хорошо выявляет конструктивные способности детей, учит их работе со схемами. Чтобы придать складыванию творческий характер, предлагается различные «ребусы», в которых пропущен один и более шагов складывания поделки, когда дети должны были восстановить пропущенное самостоятельно.

Затем усложнять работу. Можно провести занятия на тему «Придумай сам», в ходе которых девочки могут смастерить разнообразные фантастические цветы, а мальчики – самолеты.

При выполнении коллективной композиции, например, «Косудама», ребята скрепляют свои работы в общий шар, таким образом, будет организована общая выставка, способствующая воспитанию чувства принадлежности к группе.

Постоянное применение техники оригами в работе с детьми способствует тренировке руки к письму, знакомит развивает пространственное мышление, воображение, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т.д.), художественное восприятие, глазомер, коммутативные навыки, внимательность, усидчивость и т.д. Все перечисленные качества очень важны для ребенка и необходимы для успешного обучения в школе, таким образом, оригами является одним из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки ребенка к обучению в школе и развитию его творческих способностей.



Библиографический список

1. Бобровская М.А. Развитие конструктивно-творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством техники оригами / М.А. Бобровская, Е.А. Леоненко // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов XІII Междунар. науч.-практ. семинара. – Барановичи, 2022. – С. 167-169. – Электрон. копия доступна на сайте репозитория Барановичского гос. ун-та. URL: http://rep.barsu.by/bitstream/handle/data/8096/Razvitie%20konstruktivno-tvorcheskih%20s posobnostej%20u%20detej%20doshkolnogo%20vozrasta%20posredstvom%20tehniki%20origami.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 11.01.2023).

2. Кушнерова Э.М. Влияние занятий оригами на рост творческой активности дошкольников // Международная юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 90-летию Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины: материалы науч.-практ. конф. – Гомель, 2020. – С. 42-46. – Электрон. Копия доступна на сайте Репозитория Гомельского гос. ун-та. URL: https://elib.gsu.by/bitstream/ 123456789/16409/1/%D0%9A%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%92%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9.pdf

3. Макушева Н.В. Развитие творческих способностей детей средствами оригами // Н.В. Макушева, Л.В. Сурина // Новая парадигма социально-гуманитарного знания: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Белгород, 2018. – С. 77-79. – Электрон. копия доступна на сайте АПНИ. URL: https://apni.ru/media/Sb_k-4-29.12.17.pdf#page=78

4. Перминова Т.А. Развитие интеллектуально-творческих способностей у дошкольников на занятиях оригами // Потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребёнка: материалы всерос. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2015. – С. 154-157. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLIBRARY. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24322104

5. Попова А.А. Формирование конструктивного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий оригами // Содружество науки. Барановичи – 2019: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей. – Барановичи, 2019. – С. 53-55. – Электрон. копия доступна на сайте репозитория Барановичского гос. ун-та. URL: http://rep.barsu.by/bitstream/handle/data/5515/Formirovanie%20 konstruktivnogo%20tvorchestva%20u%20detej%20starshego%20doshkolnogo%20vozrasta%20v%20processe%20zanjatij%20origami.pdf?sequence=1

6. Юлина Г.Н. Развитие творческой активности детей старшего возраста в процессе занятий оригами / Г. Н. Юлина, С. Д. Дементьева // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – №32. – 1894-1904. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLIBRARY. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45842457

7. Яковлева Е.В. Оригами и дошкольник // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 1 (2). – С. 261-262. – Электрон. копия доступна на сайте ЦНС "Интерактивплюс". URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/127/Action127-7741.pdf