2023 2022
2 (220) 2023

Безрукова И.А. РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА С ПОМОЩЬЮ ТИКО-КОНСТРУИРОВАНИЯ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf

Дошкольный возраст – этап психического развития детей от трех до семи лет. Дошкольный возраст имеет собственные периоды: «младший дошкольный возраст 3-4 года, средний дошкольный возраст 4-5 лет и старший дошкольный возраст 5-7 лет».

В возрасте от трех до семи лет, дети уже имеют не такой высокий темп развития, если сравнивать его с ранним возрастом. Но при этом, дошкольный возраст имеет важное значение для развития как психики ребенка, личности, так и физического развития. Другое название такого возраста – возраст игор, поскольку именно игра является основной деятельностью дошкольного возраста. Вместе с игрой весомую роль в психическом развитии ребенка дошкольного возраста играет продуктивная деятельность куда можно отнести: лепку, конструирование, аппликацию и рисование.

Таким образом, каждая из вышеуказанной деятельности характеризуется направленностью на получение результата, которая обладает определенными заданными качествами. Все, что необходимо от ребенка – это умение добиваться нужного результата даже если сама деятельности ему не является привлекательной, потому как, именно при помощи такой деятельности дошкольник учится создавать и воплощать определенный замысел.

Активно использующейся продуктивной деятельностью на современном этапе является конструирование – это деятельность, что предусматривает практическую работу, которая заключается в соединении отдельных деталей конструктора в единое целое. Именно конструирование помогает развитию детей в области геометрических тел, разнообразных объектах, изучении их параметров. Дети учатся видеть в геометрических конструкция что-то более простое, а также знакомятся с совершенно новыми понятиями. При помощи конструирования можно создавать как геометрические фигуры, так и разнообразных живых существ и т.д.

Самым распространенным конструированием для детей дошкольного возраста является Тико-конструирование. Данная технология предусматривает «трансформируемый игровой конструктор, что предназначен для учения детей». Такой игровой конструктор обучает детей не только названиям, но запоминаниям самих обликов плоских фигур. Сама технология была разработана с учетом всех требования ФГОС дошкольного образования, именно поэтому она соответствует возрасту дошкольного возраста и всем требованиям. Если рассматривать Тико-конструирование с точки зрения педагогики и ее соответствия, то можно утверждать, что она создана на основе важности развития ребенка, а именно: общего интеллекта; математической грамотности; пространственного мышления, а также творческого воображения.

Для детей дошкольного возраста применение Тико-конструирования предоставляет возможность выполнять разнообразные, интересные задания, упражнения, что предоставляет возможность педагогам, развивать, формировать, корректировать у ребенка представления и навыки, например: зрительные, математические и пространственные. Также они формируют волевую готовность к школе, например: «дети развиваются и учатся справляться с трудностями, принимать решения самостоятельно».

При использовании данной технологии педагог ставит перед собой следующие задачи:

1) развивать зрительно-моторную координацию на основе штриховки схем. Например, развитие вышеуказанных качеств можно на основе такой игры:

Игра «Запомни расположение»

Появится схема, в течение 40 сек. Её необходимо рассмотреть и запомнить, после запоминания схема убирается, и дети по памяти создают данную фигуру.

Необходимо проанализировать полученные фигуры:

– какие геометрические фигуры применяли для постройки?

– какая геометрическая фигура находится справа от верхнего четырехугольника?

2) ознакомить детей с объемными фигурами;

3) задействовать детей активной творческой деятельностью;

4) развивать познавательную деятельность детей. Например:

Игра «Волшебный квадрат»

Задания, что направлены на замещение геометрических фигур:

а) постройте квадрат из прямоугольника и маленьких квадратов;

б) создайте квадрат из двух прямоугольников;

5) развивать интерес к моделированию и исследовательской деятельности;

6) развивать мелкую моторику (укрепить пальчики и кисти рук).

Итак, используя Тико-конструирование дошкольники развиваются, учатся созданию собственных конструкторских проектов, но для того чтобы их создавать, для начать ребенку необходимо освоить разнообразные виды конструирования (по схеме, образцу, рисунку, соответственно, на основе логического диктанта).

Работа с дошкольниками с использованием Тико-конструирования осуществляется следующим образом:

«1 этап предусматривает индивидуальную работу детей. Ребенок работает самостоятельно с конструктором, при этом используя тетрадь и технологические карты. Потому как, работая индивидуально, ребенок учится самостоятельности и приобретает навыки отвечать за собственные поступки, именно эти качества являются основными в дальнейшей жизни.

2 этап предусматривает работу в группах, а именно: объединение тематических фигур в общую композицию. В групповой работе дети учатся взаимодействовать между собой, приобретают и развивают навыки коммуникации.

3 этап предусматривает демонтаж построек, соответтсвенно, на данном этапе у детей формируется умение наводить порядок на своём рабочем месте, а также развивается самодисциплина».

Итак, уже в будущем, когда дети освоят навыки креативного моделирования и будут иметь навыки синтезирования собственных объемных конструкций, тогда уже можно создавать авторские и групповые выставки.

Заключение

Таким образом, в дошкольном возрасте главное место занимает развитие личности и психики ребенка, а также основных навыков, которые в дальнейшем развитии играют важную роль. Именно на этой основе для развития дошкольников часто используют Тико-конструирование. Во время использования данной технологии у детей развивается: мелкая моторика, что имеет свое влияние на развитие речи; память, потому как, создавая подделку ребенок должен запомнить последовательность ее изготовления. То есть, Тико-конструирование направлено на всестороннее развитие дошкольников.

Библиографический список

1. Вдовиченкова О.Ю. Технология ТИКО-конструирования для познавательного развития детей дошкольного возраста / О.Ю. Вдовиченкова, А.А. Дулова // ГБДОУ детский сад № 52 Приморского района. – 2018. – C.267-268.

2. Игнатова Т.Н. особенности представлений детей дошкольного возраста о предметах и геометрических фигурах // Содержание обучения и воспитания в детском саду. Л., 1978. С. 72-81.

3. Ponjatija: официальный сайт / Дошкольный возраст [Электронный ресурс] URL: http://ponjatija.ru/node/9683(Дата обращения:14.01.2023).

4. ТИКО-конструирование: метод, рекомендации /Н.М.Карпова, И.В.Логинова, Т.Н.Николаева, М.Н.Кириллова, С.А.Андреева, В.С.Тармышова, С.В.Горцева, С.Г.Петрова; вступ. ст. Е.В.Михайловой. В. Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2011.