2023 2022
1 (219) 2023

Шумилова Е.П. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский

Детство – самая познавательная, и в тоже время самая счастливая пора жизни человека.

Дошкольник энергично, активно постигает окружающий мир. Его привлекает практически все, он не устаёт засыпать взрослых вопросами, пытается сразу узнать и понять многое. Взрослый должен помнить, что он призван помогать ребенку создавая условия для его познания мира. Что помогает познавать мир дошкольнику? Конечно, игра. Она является важнейшим средством познания окружающего его мира, способствует развитию речи, воображения, мышления, творчества. Игра является обучение дошкольника посредством игры наиболее эффективно и продуктивно, т. к. усвоение обучающей информации происходит незаметно для ребенка.

В старшем дошкольном возрасте перед педагогами и родителями наиболее актуальной проблемой становится проблема подготовки детей к школе. Ежегодно первого сентября школы принимают своих новых учеников в первый класс. Возникает вопрос, насколько готов ребёнок к новому этапу своей жизни? Сможет ли он успешно учиться, овладеть знаниями? От чего это зависит?

Во многом это зависит от качеств, к необходимых для усвоения новых знаний, то есть мышления, памяти, речи. Исследования ученых показывают, что в ходе начального обучения перед детьми возникают трудности, связанные с недостаточным развитием у старших дошкольников мыслительных операций, которые лежат в основе логического мышления, таких как понимание, абстрагирование, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать, обобщать, классифицировать, сравнивать.

Данная проблема приводит к необходимости поиска способов и средств развития логических умственных действий, при этом должны учитываться интересы и потребности дошкольников.

Проблемами психологии мышления детей занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Л. С. Выготский первый сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли». В детском мышлении господствует логика восприятия, логика «конкретной, обычно действующей» ситуации, а не логика мысли. В своих суждениях, ребенок находится в более близком отношении к реальным объектам, чем взрослый, при этом он руководствуется практической житейской целесообразностью. Ж. Пиаже в «Концепции детского интеллекта и этапов его становления», заметил, что нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и качества предметов — свидетельствуют о том, что даже к концу дошкольного возраста, то есть к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой. Вывод, сделанный Н. Н. Подъяковым о развитии детского мышления, заключается в том, что детский интеллект функционирует на основе принципа системности, одновременно включаются в работу все виды мышления: наглядно — действенное, наглядно — образное и словесно — логическое. В общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний.[8]

Чтобы успешно развить у детей старшего дошкольного возраста логическое мышление, необходимо решить следующие задачи:

– научить детей называть, узнавать, выделять, сравнивать, описывать, выделять и описывать признаки предметов и явлений находить между ними сходные и отличительные признаки;

– научить детей группировать предметы и их классифицировать;

– научить детей устанавливать временную последовательность, делать суждения и умозаключения;

– развить у детей внимание, память, речь, мышление.

Для решения поставленных задач использовались дидактические игры. Давно доказано учеными дошкольной педагогики и психологии, что игра является основным видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, это закономерность детского развития. И для воспитания у детей познавательного интереса, стремления к исследовательскому и творческому поиску, познанию и пониманию законов окружающего мира, овладению такими мыслительными операциями, как умозаключение, синтез, анализ, обобщение, классификация также необходимо использовать игру.

Педагоги в своей работе используют большое количество разнообразных дидактических материалов. Однако стоит задача формирования важных для умственного развития мыслительных умений в комплексе и с этой задачей справятся немногие.

Наиболее эффективным пособием считаются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком З.П. Дьенешем для детей дошкольного возраста.

Игры с логическими блоки по методике Дьенеша используются для обучения детей думать, но не только, они учат говорить, способствуют развитию речи. Дошкольники учатся использовать в своей речи более сложные грамматические структуры предложений. С блоками Дьенеша могут заниматься и играть, как дети раннего возраста, так и в подготовительной группе.

Более того, игры и занятия с использованием блоков Дьенеша позволяют заложить в сознание детей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развить у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Можно выделить задачи, которые решаются с помощью логических блоков Дьенеша.

1. Развитие логического мышления. Дать детям представление о множестве, научить сравнивать множества, разбивать их на несколько отдельных множеств, классифицировать.

2. Познакомить с математическими понятиями, такими, как алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.

3. Учить выявлять, называть, обозначать свойства в объектах, или их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, обосновывать свои рассуждения.

4. Расширить знания детей о цвете, форме, толщине, величине.

5. Развивать ориентацию в пространстве.

6. Развивать необходимые знания, умения и навыки, для решения учебных и практических задач самостоятельно.

7. Воспитывать у детей стремление к самостоятельности, инициативное, настойчивое поведение в достижении цели и в преодолении возникших трудностей.

8. Способствовать развитию познавательных процессов, мыслительных операций.

9. Способствовать развитию творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.

10. Способствовать развитию психических функций, связанных с речевой деятельностью.

Дидактическая игра по развитию логического мышления для старших дошкольников представлена несколькими элементами, а именно: дидактическая игровая задача, игровые правила, игровые действия. Практика показывает, что игровое действие в первую очередь привлекает детей, стимулирует детскую активность. Дидактическая задача, заключенная в игровую форму, решается ребёнком легче, успешнее, так как он увлечен прежде всего развёртыванием игрового действия и выполнением правил игры. Таким образом, незаметно для себя, в ходе игры, он выполняет дидактическую задачу.

Одним из путей развития логического мышления дошкольников, является активное использование блоков Дьенеша в различных видах детской деятельности: конструктивной, двигательной, познавательной, речевой, игровой, коммуникативной. Разнообразие и яркость блоков привлекают детей, и они с удовольствием играют в различные игры с блоками Дьенеша (настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры с обручами). Данный дидактический материал является эффективным средством для интеллектуального развития ребенка, развивается произвольное внимание, память, формируется умение сравнивать, анализировать, классифицировать по одному, двум, трем и даже четырем признакам. В играх с этим материалом развивается пространственное мышление и творческое воображение. Благодаря особенностям этого дидактического материала игры и задания с использованием блоков могут применяться и на занятиях. Удобно и эффективно включать их на конструировании, математике, аппликации, познании и даже на занятии «Художественная литература» в разделе сочиняем сказку. Ребятам, которые испытывают трудности, можно помочь индивидуально.

Подготовка к проведению игр с блоками Дьенеша включает в себя:

– отбор игры в соответствии с задачами обучения и воспитания;

– установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей старшей возрастной группы;

– определение времени, в которое удобно провести игру (в процессе организованного обучения, как часть занятия или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

– определение вида игровой деятельности в зависимости от количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, по двое, индивидуально);

–необходимо подготовить дидактический материал для выбранной игры (наборы блоков, игрушки, картинки, схемы);

– продумывание воспитателем и осмысливание хода игры, какие методы и приёмы использовать для руководства игрой;

– проведение предварительной работы с детьми: обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактической игры по развитию логического мышления у детей включало следующие этапы:

– ознакомление детей с содержанием дидактической игры, с тем материалом, которым будут пользоваться дети в игре;

– разъяснение ход;

– знакомство с правилами игры;

– показ игровых действий;

– анализ проведенной игры.

Анализ проведённой игры позволяет судить о, её эффективности, совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры насколько удалось достичь поставленной цели, а что не сработало и почему. Чтобы в будущем избежать ошибок.

Дидактические игры с боками Дьенеша ставили перед детьми необходимостью преодолевать посильные затруднения, предлагали самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, размышлять творчески. Постепенное усложнение игровых и учебных заданий дает ребенку возможность более успешного усвоения материала.

Результатом использования блоков Дьенеша в работе по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста стало и через дидактическую игру стало следующее:

– дети научились не только видеть признаки предметов, но и описывать их;

– понимать, какие признаки заданы и узнавать предметы по этим признакам;

– определять предметов;

– сравнивать блоки между собой, видеть их одинаковые и различные свойства;

– научились классификации блоки по форме, цвету, величине, толщине;

– научились определению последовательности;

– научились видеть противоположности в явлениях;

– научились обобщению групп предметов;

– приобрели личностные качества: упорство в достижении цели, уверенность, самостоятельность, умение согласовано взаимодействовать друг с другом.

Литература:

1. Березина О. Н. и др. «Совместная деятельность взрослых и детей», Москва, 2011, стр. 4-8.

2. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша/Под ред. Б. Б. Финкельштейна, СПб. 2001 г. Стр. 1-7

3. Носова Е. А. «Логика и математика для дошкольников», СПб. 2005, стр. 4-13,23,24.

4. Панова Е. Н. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Вып. 1., Воронеж, 2007 г.,стр. 23.

5. Финкельштейн Б. Б. «Блоки Дьенеша для старших» 5-8 лет, 2012г.,стр. 1-14.

6. Юрий Гатанов «Развиваю логику и сообразительность», Спб: Издательство «Питер».2000, стр. 14-16.

7. Захарова Н.И. «Играем с логическими блоками Дьенеша» Учебный курс для детей 6-7 лет.

8. https://moluch.ru/archive/116/31985/