Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-4.pdf
Актуальность
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем. Одна из основных причин роста количества детей с ослабленным здоровьем - малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач, игрой в компьютер. Проблема речевого развития также актуальна у дошкольников. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «проблемы» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.
Изучив опыт работы педагогов, я сделала вывод, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, положительную роль играет использование технологии «логоритмики» на физкультурных занятиях, физкультминутках, утренней гимнастики, в динамических паузах между занятиями.
Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность.
Цель моего проекта
Коррекция и профилактика речевого развития у дошкольников посредством сочетания слова и движения.
Задачи проекта:
§ - формирование двигательных навыков, физических качеств
§ развитие речевой функциональной системы (дыхание, голосовая функция, артикуляционный аппарат) и неречевых психических процессов (слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материалов
§ развивать грамматический строй и связанную речь
§ развитие чувства ритма и такта
§ формировать способность восприятия образов, умения выразительно двигаться в соответствии с образом
§ совершенствовать личные качества
Ожидаемые результаты
• нормализация темпа и ритма речи, развитие речевой моторики для правильного произношения звуков
• развитие слухового внимания, развитие фонематического слуха
• развитие общей и тонкой моторики, мимики
• развитие пространственной организации движений
• развитие физиологического дыхания
• увеличение словарного запаса
• воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться
Логоритмика - одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г.А. Волкова).
Моя работа строится по 2 направлениям:
Работа (занятия) с воспитателем
Работа (занятия) с инструктором по физической культуре
Элементы логоритмики:
Воспитатель
инструктор
- артикуляционная гимнастика;
- танцевальная разминка.
- игровые упражнения для развития мимики;
- пальчиковые игры;
- физкультминутки;
- гимнастика в картинках и
стихах;
-упражнения на релаксацию под музыку
Методы и приемы логоритмики
· Словесный: объяснение; заучивание текстов; четкое проговаривание слов текста и звуков; напоминания, указания; логоритмическое сопровождение упражнений; образные названия упражнений; поощрение.
· Наглядный: показ карточек-картинок; показ упражнений педагогом; показ упражнений ребенком; имитация – подражание действиям птиц, насекомых, животным, явлениям природы; использование зрительных (разметка на полу, фонарик, султанчики) и звуковых ориентиров (бубен, музыкальный молоточек, хлопок, свисток, музыкальные произведения).
· Практический: выполнение упражнения вместе с детьми; выполнение упражнений без участия педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку; разучивание сложных упражнений по частям
Тематика игровых упражнений может быть различна, в соответствии с комплексно – тематическим планированием.
Начинаем с утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика – одна из наиболее распространенных форм применения физической культуры в ДОУ. Проводимая по утрам гимнастика тонизирует детский организм, повышает основные процессы жизнедеятельности. Одним из основных элементов утренней гимнастики- ходьба. Используется на протяжении всего курса занятий как вводное упражнение, с каждым разом усложняется.
Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук; пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха.
Дыхательная гимнастика предназначена для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении.
Логоритмические физкультминутки- упражнения для развития координации движений и речи.
Сначала дети знакомятся со словесным сопровождением, выполняют упражнения по показу, главное научить их слушать стихотворный текст, различать темп стиха и стараться выполнять упражнения в ритме стихотворения. На последующих занятиях произносят словесный материал вместе с выполнением упражнений.
При разучивании упражнений соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков. В начале большинство упражнений выполняется на основе показа, совместных с педагогом действий, затем задания постепенно усложняются. На этапе освоения упражнения и на этапе автоматизации действий применяется метод «проговаривания в громкой речи». Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища, произносится в умеренном темпе с речевыми паузами и логическими ударениями.
Подвижные игры с речитативом и движениями – упражнения для развития речевого внимания.
При проведении физкультурных занятий с элементами логоритмики подбираются подвижные и малоподвижные игры с речевым сопровождением или музыкально-подвижные игры. Они помогают детям вслушиваться в инструкцию, понимать и удерживать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случаи становится сигналом и руководством к действию. Игры с речевым сопровождением воспитывают такие качества, как внимание, инициатива, смелость, дисциплина, умение действовать в коллективе и способствуют развитию речи, памяти детей, обогащают словарный запас.
Игра на музыкальных инструментах вовлекает ребенка в сферу музыки, помогает развивать творческие способности. Они помогают педагогу не только развивать музыкально-сенсорные способности у дошкольников, но и знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоте.
Вывод
В результате использования элементов логоритмики на физкультурных занятиях, физкультминутках, в динамических паузах между занятиями в сочетании с другими средствами у детей возрастает интерес к занятию, повышается эмоциональный настрой, дисциплинирует детей, хорошо работает мыслительная активность, удерживает и развивает внимание, память, воображение и другие психические процессы, улучшает речь, слуховой ритм, благотворно влияет на развитие и укрепление дыхательной системы, чем развивает выносливость организма и устойчивость к простудным заболеваниям, сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.
Таким образом, использование элементов логоритмики на занятиях, оказывает трехстороннее влияние на развитие ребенка, его интеллектуальной сферы, психической и физической в комплексе.
Список литературы1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
2. Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
4. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
5. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
6. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
7. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
8. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
9. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
10. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
11. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
12. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
13. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
14. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
15. Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
16. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
17. Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
18. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
Актуальность
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем. Одна из основных причин роста количества детей с ослабленным здоровьем - малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач, игрой в компьютер. Проблема речевого развития также актуальна у дошкольников. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «проблемы» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.
Изучив опыт работы педагогов, я сделала вывод, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, положительную роль играет использование технологии «логоритмики» на физкультурных занятиях, физкультминутках, утренней гимнастики, в динамических паузах между занятиями.
Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность.
Цель моего проекта
Коррекция и профилактика речевого развития у дошкольников посредством сочетания слова и движения.
Задачи проекта:
§ - формирование двигательных навыков, физических качеств
§ развитие речевой функциональной системы (дыхание, голосовая функция, артикуляционный аппарат) и неречевых психических процессов (слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материалов
§ развивать грамматический строй и связанную речь
§ развитие чувства ритма и такта
§ формировать способность восприятия образов, умения выразительно двигаться в соответствии с образом
§ совершенствовать личные качества
Ожидаемые результаты
• нормализация темпа и ритма речи, развитие речевой моторики для правильного произношения звуков
• развитие слухового внимания, развитие фонематического слуха
• развитие общей и тонкой моторики, мимики
• развитие пространственной организации движений
• развитие физиологического дыхания
• увеличение словарного запаса
• воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться
Логоритмика - одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г.А. Волкова).
Моя работа строится по 2 направлениям:
Работа (занятия) с воспитателем
Работа (занятия) с инструктором по физической культуре
Элементы логоритмики:
Воспитатель
инструктор
- артикуляционная гимнастика;
- танцевальная разминка.
- игровые упражнения для развития мимики;
- пальчиковые игры;
- физкультминутки;
- гимнастика в картинках и
стихах;
-упражнения на релаксацию под музыку
Методы и приемы логоритмики
· Словесный: объяснение; заучивание текстов; четкое проговаривание слов текста и звуков; напоминания, указания; логоритмическое сопровождение упражнений; образные названия упражнений; поощрение.
· Наглядный: показ карточек-картинок; показ упражнений педагогом; показ упражнений ребенком; имитация – подражание действиям птиц, насекомых, животным, явлениям природы; использование зрительных (разметка на полу, фонарик, султанчики) и звуковых ориентиров (бубен, музыкальный молоточек, хлопок, свисток, музыкальные произведения).
· Практический: выполнение упражнения вместе с детьми; выполнение упражнений без участия педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку; разучивание сложных упражнений по частям
Тематика игровых упражнений может быть различна, в соответствии с комплексно – тематическим планированием.
Начинаем с утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика – одна из наиболее распространенных форм применения физической культуры в ДОУ. Проводимая по утрам гимнастика тонизирует детский организм, повышает основные процессы жизнедеятельности. Одним из основных элементов утренней гимнастики- ходьба. Используется на протяжении всего курса занятий как вводное упражнение, с каждым разом усложняется.
Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук; пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха.
Дыхательная гимнастика предназначена для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении.
Логоритмические физкультминутки- упражнения для развития координации движений и речи.
Сначала дети знакомятся со словесным сопровождением, выполняют упражнения по показу, главное научить их слушать стихотворный текст, различать темп стиха и стараться выполнять упражнения в ритме стихотворения. На последующих занятиях произносят словесный материал вместе с выполнением упражнений.
При разучивании упражнений соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков. В начале большинство упражнений выполняется на основе показа, совместных с педагогом действий, затем задания постепенно усложняются. На этапе освоения упражнения и на этапе автоматизации действий применяется метод «проговаривания в громкой речи». Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища, произносится в умеренном темпе с речевыми паузами и логическими ударениями.
Подвижные игры с речитативом и движениями – упражнения для развития речевого внимания.
При проведении физкультурных занятий с элементами логоритмики подбираются подвижные и малоподвижные игры с речевым сопровождением или музыкально-подвижные игры. Они помогают детям вслушиваться в инструкцию, понимать и удерживать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случаи становится сигналом и руководством к действию. Игры с речевым сопровождением воспитывают такие качества, как внимание, инициатива, смелость, дисциплина, умение действовать в коллективе и способствуют развитию речи, памяти детей, обогащают словарный запас.
Игра на музыкальных инструментах вовлекает ребенка в сферу музыки, помогает развивать творческие способности. Они помогают педагогу не только развивать музыкально-сенсорные способности у дошкольников, но и знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоте.
Вывод
В результате использования элементов логоритмики на физкультурных занятиях, физкультминутках, в динамических паузах между занятиями в сочетании с другими средствами у детей возрастает интерес к занятию, повышается эмоциональный настрой, дисциплинирует детей, хорошо работает мыслительная активность, удерживает и развивает внимание, память, воображение и другие психические процессы, улучшает речь, слуховой ритм, благотворно влияет на развитие и укрепление дыхательной системы, чем развивает выносливость организма и устойчивость к простудным заболеваниям, сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.
Таким образом, использование элементов логоритмики на занятиях, оказывает трехстороннее влияние на развитие ребенка, его интеллектуальной сферы, психической и физической в комплексе.
Список литературы1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
2. Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
4. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
5. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
6. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
7. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
8. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
9. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
10. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
11. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
12. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
13. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
14. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
15. Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
16. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
17. Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
18. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;