2023 2022
2 (220) 2023

Ерофеева Н.Н., Гусельникова Т.А., Кружалина Е.В. МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия специалистов коллектива ДОУ.

Актуальности системы сопровождения дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что в настоящее время проблема недоразвития речи, остаётся достаточно актуальной. Очевидно, что речевой дефект, представленный сегодня в группах компенсирующей направленности, достаточно неоднороден по своему клиническому составу. Кроме того, сегодня имеется устойчивая тенденция постоянного роста числа дошкольников с сочетанными нарушениями, среди которых, кроме речевого дефекта, имеются недостатки психического развития, нарушения двигательной активности. Среди особенностей психофизического развития дошкольников с ОНР выделяют быструю утомляемость и низкую работоспособность, а также состояние повышенной возбудимости, импульсивности, неусидчивости и наличие фоновых движений. В результате снижается внимание и задерживается формирование самоконтроля речевой функции. Это также осложняет задачу специалистов по коррекции речи.

Исходя из образовательных потребностей воспитанников с ТНР основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:

- создание единого коррекционно-образовательного пространства;

- оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;

- повышение уровня подготовки специалистов;

- расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, инструктора по физической культуре. Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, разработана модель сотрудничества учителя-логопеда, педагога-психолога и инструктора по физической культуре. В этой модели рекомендовано оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей с общим недоразвитием речи и педагога, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. Комплексный подход к системе сопровождения детей с общим недоразвитием речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и физкультурно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка, развитие физической активности и оздоровление организма в целом.

В модели взаимодействия все специалисты дошкольного образования участвуют в системе комплексного сопровождения и практически работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором всей профилактической и коррекционно-развивающей деятельности. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи, взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ.

Учитель-логопед использует:

- упражнения для развития общей и мелкой моторики;

- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;

- упражнения на развитие правильного речевого дыхания;

- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

- работа над мимикой лица.

Инструктор по физической культуре:

- систематически использует активизацию вестибулярного аппарата;

- совершенствует двигательные качества и способности ребенка – силу, ловкость, быстроту,

координацию, равновесие;

- повышает функциональный уровень систем организма, осуществляя тренировку дыхательной, сердечно – сосудистой систем, формирование осанки;

- обеспечивает снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.

Педагог-психолог, в свою очередь, проводит работу, исходя от внешнего поведенческого облика, психических процессов, что сказывается на становлении личности. Недостатки в психомоторном развитии нередко затрудняют формирование у детей учебных, трудовых и других навыков, требующих тонких моторных координаций.

Значит, основными задачами деятельности педагога-психолога, служат:

- развитие и коррекция психических процессов,

- коррекция эмоционально-волевой сферы,

- формирование произвольности поведения, развитие мелкой моторики

- развитие пространственной ориентировки и пространственного представления,

- развитие межполушарного взаимодействия, специализация, синхронизация работы полушарий.

В совместном взаимодействии специалистов, на определенном этапе, всегда будут проводиться мониторинговые исследования, консультационные объединения. Будет принято совместное сотрудничество специалистов по работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Формы работы осуществляются в виде:

1.Общеразвивающих упражнений,
которые
подбираются с учетом лексической темы или в форме игры с речевым сопровождением. Это позволяет заинтересовать детей, укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает координацию движений, общую моторику и двигательную память, формировать правильную осанку.

2.Основных видов упражнений по развитию когнитивной сферы, закреплению или повторению материала с речевым сопровождением.

3.Артикуляционной гимнастики, например,
в виде артикуляционных сказок.

4.Пальчиковой гимнастики,
где тренировка пальцев и кистей рук, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга.

5.Дыхательной гимнастики, которая способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развитию продолжительности выдоха, его силы и плавности.

6.Двигательно-речевых игр, которые развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях.

7.Оздоровительно-развивающих игр
для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

8.Психогимнастики
(мимическая гимнастика), которая способствует расслаблению мышц.

9.Релаксации. Она включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. Проводится под спокойную музыку.

Таким образом, модель взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успеха в коррекционно-развивающей работе. Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми. Взаимодействие специалистов способствует не только формированию навыков речевой деятельности, развитию познавательных процессов и двигательной сферы дошкольников с ТНР, но и помогает формированию успешности ребенка через преодоление неуверенности в собственных силах, боязнью перед предстоящей деятельностью, осознание своих достижений в речи. Это, в свою очередь, является развитием предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.