Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия специалистов коллектива ДОУ.
Актуальности системы сопровождения дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что в настоящее время проблема недоразвития речи, остаётся достаточно актуальной. Очевидно, что речевой дефект, представленный сегодня в группах компенсирующей направленности, достаточно неоднороден по своему клиническому составу. Кроме того, сегодня имеется устойчивая тенденция постоянного роста числа дошкольников с сочетанными нарушениями, среди которых, кроме речевого дефекта, имеются недостатки психического развития, нарушения двигательной активности. Среди особенностей психофизического развития дошкольников с ОНР выделяют быструю утомляемость и низкую работоспособность, а также состояние повышенной возбудимости, импульсивности, неусидчивости и наличие фоновых движений. В результате снижается внимание и задерживается формирование самоконтроля речевой функции. Это также осложняет задачу специалистов по коррекции речи.
Исходя из образовательных потребностей воспитанников с ТНР основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
- создание единого коррекционно-образовательного пространства;
- оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
- повышение уровня подготовки специалистов;
- расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, инструктора по физической культуре. Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, разработана модель сотрудничества учителя-логопеда, педагога-психолога и инструктора по физической культуре. В этой модели рекомендовано оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей с общим недоразвитием речи и педагога, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. Комплексный подход к системе сопровождения детей с общим недоразвитием речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и физкультурно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка, развитие физической активности и оздоровление организма в целом.
В модели взаимодействия все специалисты дошкольного образования участвуют в системе комплексного сопровождения и практически работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором всей профилактической и коррекционно-развивающей деятельности. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи, взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ.
Учитель-логопед использует:
- упражнения для развития общей и мелкой моторики;
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- упражнения на развитие правильного речевого дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
Инструктор по физической культуре:
- систематически использует активизацию вестибулярного аппарата;
- совершенствует двигательные качества и способности ребенка – силу, ловкость, быстроту,
координацию, равновесие;
- повышает функциональный уровень систем организма, осуществляя тренировку дыхательной, сердечно – сосудистой систем, формирование осанки;
- обеспечивает снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.
Педагог-психолог, в свою очередь, проводит работу, исходя от внешнего поведенческого облика, психических процессов, что сказывается на становлении личности. Недостатки в психомоторном развитии нередко затрудняют формирование у детей учебных, трудовых и других навыков, требующих тонких моторных координаций.
Значит, основными задачами деятельности педагога-психолога, служат:
- развитие и коррекция психических процессов,
- коррекция эмоционально-волевой сферы,
- формирование произвольности поведения, развитие мелкой моторики
- развитие пространственной ориентировки и пространственного представления,
- развитие межполушарного взаимодействия, специализация, синхронизация работы полушарий.
В совместном взаимодействии специалистов, на определенном этапе, всегда будут проводиться мониторинговые исследования, консультационные объединения. Будет принято совместное сотрудничество специалистов по работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Формы работы осуществляются в виде:
1.Общеразвивающих упражнений,
которые
подбираются с учетом лексической темы или в форме игры с речевым сопровождением. Это позволяет заинтересовать детей, укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает координацию движений, общую моторику и двигательную память, формировать правильную осанку.
2.Основных видов упражнений по развитию когнитивной сферы, закреплению или повторению материала с речевым сопровождением.
3.Артикуляционной гимнастики, например,
в виде артикуляционных сказок.
4.Пальчиковой гимнастики,
где тренировка пальцев и кистей рук, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга.
5.Дыхательной гимнастики, которая способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развитию продолжительности выдоха, его силы и плавности.
6.Двигательно-речевых игр, которые развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях.
7.Оздоровительно-развивающих игр
для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.
8.Психогимнастики
(мимическая гимнастика), которая способствует расслаблению мышц.
9.Релаксации. Она включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. Проводится под спокойную музыку.
Таким образом, модель взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успеха в коррекционно-развивающей работе. Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми. Взаимодействие специалистов способствует не только формированию навыков речевой деятельности, развитию познавательных процессов и двигательной сферы дошкольников с ТНР, но и помогает формированию успешности ребенка через преодоление неуверенности в собственных силах, боязнью перед предстоящей деятельностью, осознание своих достижений в речи. Это, в свою очередь, является развитием предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия специалистов коллектива ДОУ.
Актуальности системы сопровождения дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что в настоящее время проблема недоразвития речи, остаётся достаточно актуальной. Очевидно, что речевой дефект, представленный сегодня в группах компенсирующей направленности, достаточно неоднороден по своему клиническому составу. Кроме того, сегодня имеется устойчивая тенденция постоянного роста числа дошкольников с сочетанными нарушениями, среди которых, кроме речевого дефекта, имеются недостатки психического развития, нарушения двигательной активности. Среди особенностей психофизического развития дошкольников с ОНР выделяют быструю утомляемость и низкую работоспособность, а также состояние повышенной возбудимости, импульсивности, неусидчивости и наличие фоновых движений. В результате снижается внимание и задерживается формирование самоконтроля речевой функции. Это также осложняет задачу специалистов по коррекции речи.
Исходя из образовательных потребностей воспитанников с ТНР основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
- создание единого коррекционно-образовательного пространства;
- оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
- повышение уровня подготовки специалистов;
- расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, инструктора по физической культуре. Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, разработана модель сотрудничества учителя-логопеда, педагога-психолога и инструктора по физической культуре. В этой модели рекомендовано оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей с общим недоразвитием речи и педагога, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. Комплексный подход к системе сопровождения детей с общим недоразвитием речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и физкультурно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка, развитие физической активности и оздоровление организма в целом.
В модели взаимодействия все специалисты дошкольного образования участвуют в системе комплексного сопровождения и практически работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором всей профилактической и коррекционно-развивающей деятельности. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи, взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ.
Учитель-логопед использует:
- упражнения для развития общей и мелкой моторики;
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- упражнения на развитие правильного речевого дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
Инструктор по физической культуре:
- систематически использует активизацию вестибулярного аппарата;
- совершенствует двигательные качества и способности ребенка – силу, ловкость, быстроту,
координацию, равновесие;
- повышает функциональный уровень систем организма, осуществляя тренировку дыхательной, сердечно – сосудистой систем, формирование осанки;
- обеспечивает снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.
Педагог-психолог, в свою очередь, проводит работу, исходя от внешнего поведенческого облика, психических процессов, что сказывается на становлении личности. Недостатки в психомоторном развитии нередко затрудняют формирование у детей учебных, трудовых и других навыков, требующих тонких моторных координаций.
Значит, основными задачами деятельности педагога-психолога, служат:
- развитие и коррекция психических процессов,
- коррекция эмоционально-волевой сферы,
- формирование произвольности поведения, развитие мелкой моторики
- развитие пространственной ориентировки и пространственного представления,
- развитие межполушарного взаимодействия, специализация, синхронизация работы полушарий.
В совместном взаимодействии специалистов, на определенном этапе, всегда будут проводиться мониторинговые исследования, консультационные объединения. Будет принято совместное сотрудничество специалистов по работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Формы работы осуществляются в виде:
1.Общеразвивающих упражнений,
которые
подбираются с учетом лексической темы или в форме игры с речевым сопровождением. Это позволяет заинтересовать детей, укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает координацию движений, общую моторику и двигательную память, формировать правильную осанку.
2.Основных видов упражнений по развитию когнитивной сферы, закреплению или повторению материала с речевым сопровождением.
3.Артикуляционной гимнастики, например,
в виде артикуляционных сказок.
4.Пальчиковой гимнастики,
где тренировка пальцев и кистей рук, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга.
5.Дыхательной гимнастики, которая способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развитию продолжительности выдоха, его силы и плавности.
6.Двигательно-речевых игр, которые развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях.
7.Оздоровительно-развивающих игр
для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.
8.Психогимнастики
(мимическая гимнастика), которая способствует расслаблению мышц.
9.Релаксации. Она включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. Проводится под спокойную музыку.
Таким образом, модель взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успеха в коррекционно-развивающей работе. Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми. Взаимодействие специалистов способствует не только формированию навыков речевой деятельности, развитию познавательных процессов и двигательной сферы дошкольников с ТНР, но и помогает формированию успешности ребенка через преодоление неуверенности в собственных силах, боязнью перед предстоящей деятельностью, осознание своих достижений в речи. Это, в свою очередь, является развитием предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.