2023 2022
1 (219) 2023

Волгушева В.В., Колесникова Т.А. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КРЕАТИВНОМ РУКОДЕЛИИ И В СОЗДАНИИ ПОДЕЛОК»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf

«Творчество — это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т. п.»- (Г. Г. Григорьева).

В виде творчества происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты.

Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому «вхождению» в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Чем младше ребенок, тем больше он верит в создаваемые им образы. Наиболее ярко это проявляется в игре.

Актуальность:

В соответствии с ФГОС, построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Важное направление в развитии личности – нравственно - эстетическое воспитание эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

Цель: Привить любовь и овладеть вязание крючком

Задачи:

-Помочь овладеть технологическими операциями, приобрести практические навыки

-Помочь детям в самостоятельной работе над созданием сувенира, украшения, подарка

-Развитие образного и пространственного мышления, ловкости и точного глазомера, ручной умелости и речи. Развитие детской самостоятельности и инициативы.

-Воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Возрастные особенности детей шестого года жизни. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель может обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.

Необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Дети с удовольствием и трудолюбием делают поделки, развивая умение доводить начатое дело до конца. Часто такие занятия перерастают в хобби на всю жизнь, помогая успокаиваться, сосредотачиваться, и радовать себя и близких вещами, сделанными своими руками, которые хранят тепло души мастера. А теплая дружеская обстановка дает возможность для разговоров на интересные темы, учит умению слушать, рассказывать, делиться впечатлениями. Способствует развитию у детей мелкой моторики, а также художественного вкуса и цветового восприятия, учит быть с самим собой, слышать свои мысли.

При этом дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя творчество.

Различные виды (из бумаги, строительного и природного материалов, деталей конструктора) и формы (по образцу, замыслу, теме и условиям) конструирования способствуют проявлению фантазии, зарождению и осуществлению конструктивных замыслов и проектов. Тематика поделочных работ может быть разная, дети как самостоятельно могут создавать из коробок и бумаги объекты, так и совместно с воспитателем.



Заниматься художественным творчеством должен каждый ребенок. Только так формируется личность, творчески постигая и усваивая мир.

Осенью с детьми собирали листья, веточки, шишки и другой природный материал и создавали вот такие красивые шедевры.

Важно учить детей формировать художественный вкус и что из различного материала можно создавать картины, игрушки и т.д.



Рукоделие детей. Вязание крючком.

Вязание — вид рукоделия не только доступный для старших дошкольников, но и очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе.

Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит, за ней легче проследить и ее поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться ребенку не только для создания полностью вывязанных из пряжи изделий, но и для соединения или обвязывания деталей из ткани.

Обучения вязанию крючком является:

- знакомство детей с изделиями, инструментами и материалами;

-правилами техники безопасности;

- свойствами пряжи;

-историей рукоделия;

-формирование умения держать крючок и пряжу, выполнять первую петлю, цепочку из воздушных петель, закрывать цепочку, регулировать натяжение нити, длину петель;

- использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, создания панно.

Вывязанные цепочки дети используют в аппликации, наклеивая их по контуру деталей, выполненных из цветной бумаги или просто нарисованных на фоне (воздушные шары, цыплята, зайчик, грибок и т.д.). Цвет ниток и длину цепочки дети определяют методом примерок, прикладывая связанную цепочку к схеме.

Задания должны быть небольшие, чтобы дети быстро получили результат.

Можно выполнять коллективные работы (цепочки вяжет каждый ребенок, а фон панно — общий) или создать изделие по принципу разрезной картинки.



Для закрепления навыка выполнения задания ребенку необходимо предложить, что вязаные цепочкой изделие наклеить на бумагу и создать интересный сюжет. На занятии используется игровой прием: появление солнца, которое согревает полянку на котором растут цветы и другое. Выполненные детьми изделие используются для аппликации (цветы, лепестки цветка, стебли цветов и т.д.)





Результаты вязания

Вязание для детей – возможность самому создавать сказку.

От полученных результатов дети получают огромное удовольствие, у них в процессе работы формируются умения, навыки, творческий интерес. В процессе рукоделия дети фантазируют и с помощью воспитателя придумывают интересные сюжеты своим изделиям.

Библиографический список:

1. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство- Пресс, 2003.- 160с.

2. Новикова И. В. Подарки и сувениры вяжем, плетем, вышиваем/ И. Н. Новикова; худ. Е. А. Афоничева; - Ярославль: ООО “Академия развития”, 2013

3. Новикова, И. В. Вязание крючком и вышивка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет / И.В. Новикова. - М.: Академия развития, 2010. - 176 c.

4. Новикова, И.В. Вязание крючком в детском саду / И.В. Новикова. - М.: АКАДЕМ.РАЗВИТИЯ Яро, 2008. - 112 c.

5. Прихватки-зверятки за один час. Хоббитека. Автор: С.В. Забелина. Издательство: АСТ-ПРЕСС

6. Ракова С.А. Вязание крючком.- Ярославль: Академия развития, 2003.Разноцветные нитки. Веселый мастер-класс. Издательство: АСТ-ПРЕСС

7. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М., “Просвещение”, 1992.