2023 2022
1 (219) 2023

Галаева О.В. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ТЕАТР СКАЗОК»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-4.pdf

1. Актуальность проекта «Театр сказок»

Театр сказок - один из самых демократичных и доступных видов театрального искусства для детей, связанный с:
- художественным и нравственным воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- развитием памяти, воображения, инициативности;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, а именно театр сказок.

В процессе реализации проекта дети смогут придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Дети смогут проявить творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбрать материал для изготовления различных видов театров, по-своему изобразить героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передать в рисунке эпизоды сказок, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети смогут высказать свое собственное мнение.

Воспитательные особенности театрализованной деятельности огромны. Её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. В процессе театрализованной деятельности, дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребёнка.

Совместная театрализованная деятельность даёт возможность подарить ребёнку мир прекрасного, обогатить его жизнь добрыми впечатлениями, позволяет сделать его жизнь интересней и содержательней, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, в этом и заключается особенность проекта «Театр сказок».

Цель проекта: развитие интереса детей дошкольного возраста к сказкам через театрализованную деятельность.

Задачи в сфере работы с детьми:

- создать условия для развития артистических способностей и психологическое раскрепощение детей через театрализованную
деятельность.

- формировать умение импровизировать игры -драматизации на тему знакомых сказок;

- развивать диалогическую и монологическую речь в процессе театрализованной деятельности;

- развивать способность понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, стараясь передать их в театрализованных постановках (мимика, жесты);

- развивать умение использовать народный фольклор в театральной деятельности;

-совершенствовать умение детей с помощью взрослых изготавливать атрибуты к настольным и стендовым театрам.

- воспитывать личностные качества у ребёнка дошкольного возраста посредством приобщения его к театрализованной деятельности.

- Наладить и закрепить контакт с социальными партнёрами - учреждениями культуры.

Задачи в сфере работы с педагогами, специалистами:

- повысить компетентность педагогов, специалистов в вопросах организации художественно-творческой деятельности с детьми дошкольного возраста;

-обеспечить методическое сопровождение для планирования и организации литературных развлечений и театрализованных представлений;

- создать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуя сближению всех участников образовательного процесса.

Задачи по работе с родителями (законными представителями):

- создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей и родителей:

- проведение совместных спектаклей с участием детей и родителей;

- организация выступлений перед малышами.

-повысить компетентность родителей в вопросах творческого развития личности;

-привлечь семьи воспитанников к участию в театрально-игровой деятельности на основе педагогического сотрудничества и к обогащению развивающей предметно-пространственной среды;

-активизировать родителей к обмену положительного опыта театрализации в домашних условиях.

III Ресурсы проекта.

Материально-технические условия:

· групповое помещение, музыкальный зал;

· мультимедиа: проектор, экран, флэш - носитель, ноутбук, колонки,

· фотоаппарат, видеокамера,

· музыкальный центр, диски,

Оборудование:

· театральная ширма;

· магнитная доска;

· фланелеграф;

· ширма для настольного театра;

· мольберт, средства для художественного творчества;

Методическое обеспечение:

· комплексно-тематическое планирование;

· выставка книг;

· раскраски по сказкам;

· театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр перчаток, театр би-ба-бо, настольный театр, театр игрушек, теневой театр, стержневой театр, магнитный театр;

· аудио и видеоносители информации;

· дидактические игры;

· мультипликационный фильм;

· мультимедийные презентации.

Содержание работы над проектом по этапам.

I этап- организационно-подготовительный этап

(создание условий для реализации проекта)

Содержание:

-создание развивающей предметно-пространственной среды;

-создание мультимедийных презентаций;

- подбор сказок для театрализованных представлений;

-разработка планируемых мероприятий,

-разработка конспектов совместной деятельности, сценария итогового мероприятия,

-подбор фотоматериала, иллюстраций, дидактического демонстрационного наглядного материала,

-подбор народного фольклора;

- подбор загадок, народных пословиц, поговорок по теме проекта,

-подбор дидактических, словесных, настольно-печатных, пальчиковых, сюжетно-ролевых, подвижных игр; динамических пауз;

-подбор и изготовление пособий и атрибутов;

- оформление наглядной информации для родителей,

2 этап – практический

Этап разделён на два модуля:

1 модуль – деятельность с детьми

Мероприятие

Цель,

Задачи

· Беседа: «Волшебный мир театра»

· Презентация «Путешествие в театр»

· Оформление альбома «Театры для всех».

· Совместная деятельность по художественному творчеству:

«Театр сказок» (изготовление афиш и реклам)

Цель: формирование знаний детей о мире театра.

Задачи:

Совершенствовать навыки детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях.

Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей).

Воспитывать интерес к театрализованным представлениям.

· Психогимнастика «Разные лица».

· Игра «Театр настроений»

· Развивающая игра «Громко-шепотом».

· Игра - пантомима «Герои сказок»

· Совместная деятельность по художественному творчеству: «Медведь в русской народной сказке»

· Театр би-ба-бо «Маша и медведь»

Цель: формирование интереса детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты).

Задачи:

Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.

Совершенствовать умение передавать образы с помощью мимики и интонации голоса.

Воспитывать интерес к играм имитации и импровизации.

· Беседа: «Мир театра»

· Мастер - класс «Домашний театр» (привлечение родителей к изготовлению театра).

· Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в театр».

· Театр на ложках.

· Игровое упражнение «Попробуйте сами».

Цель: формирование познавательного интереса к профессиям, которые можно встретить в театре.

Задачи:

Совершенствовать знания детей о мире театра (для чего нужны билеты, кулисы, афиша и гардероб в театре? что ещё есть в театре? как зрители узнают, что спектакль начинается?)

Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

Воспитывать интерес к художественно – речевому творчеству.

· Совместная деятельность по художественному творчеству:

«Творческая мастерская» (изготовление декораций и атрибутов для настольного театра, конструирование и ручной труд).

· Развивающая игра «Ассоциации».

· Театральное представление «Лиса со скалочкой» (театр на столе).

· Театр на столе «Кот, петух и лиса» (совместная театрализованная деятельность родителей и детей)

Цель: формирование познавательного интереса к профессии декоратора в театре.

Задачи:

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать декорации и атрибуты к сказке.

Совершенствовать умение принимать замысел и воплощать его через изобразительную деятельность.

Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном, конструктором.

· Беседа «Театр кукол»

· Игровая ситуация «Кукловоды-приносят радость детям».

· Сюжетно-ролевая игра «Театр».

· Художественно-эстетическое развитие лепка «Любимые сказки».

· Театр би-ба-бо «Три поросёнка» (совместная театрализованная деятельность родителей и детей).

· Настольно-печатная игра «Разрезные картинки»

Цель: формирование знаний детей о кукольных театрах.

Задачи:

Совершенствовать умение детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад.

Развивать умение дополнять сказку нужными эпизодами.

Закреплять знания детей о правилах поведения в театре. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.

· Проблемная ситуация «Как Маша и Миша ходили в театр»

· Развивающая игра «Расскажи сказку».

· Творческо-игровая ситуация на основе русской сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

· Театр на магнитах.

Цель: формирование умений художественно-речевой деятельности на основе русских народных сказок

Задачи:

Формировать умение участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе сказок.

Развивать навыки двигаться с ростовыми куклами и перчаточными

Воспитывать интерес к устному народному творчеству посредствам общения с окружающими.

· Чтение художественной литературы «Пузырь, соломинка и лапоть».

· Театр сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

· Лото «Сказки»

· Театр «Бобовое зёрнышко» (совместная театрализованная деятельность родителей и детей).

· Мастер класс для родителей и детей ««Изготовление настольных театров из бумаги»

Цель: формирование интерес к совместной художественно-творческого деятельности детей и родителей, находчивость, воображение и фантазию.

Задачи:

Развивать умение, выразительно передавая диалоги от лица сказочных персонажей.

Совершенствовать способность понимать характеристики главных героев, несложный мотив их поступков.

Воспитывать доброжелательность и дружеские взаимоотношения в группе.

· Театр перчаток.

· Развивающая игра «Любимые сказки»

· Совместная деятельность по художественному творчеству: «На что похожи наши ладошки».

· Психогимнастика: «Грустный и веселый щенок».

· Конусный театр на столе.

Цель: развитие творческого воображения и восприятия

Задачи:

Совершенствовать навыки договариваться в коммуникативные качества между сверстниками в художественно-речевой деятельности.

Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

Воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей, вызывать положительный эмоциональный настрой в течение всего дня.

· Викторина «Знатоки театра»

· Настольная игра «Герои русских сказок»

· Выставка творческих работ «Любимые сказки».

· Выпуск стенгазеты «Мы все – артисты».

· Настольно-печатная игра «Путешествие по сказке».

· Театральное представление «Старая сказка на новый лад»

Цель: закрепление представлений о разносторонней действительности театра.

Задачи:

Создать радостное и веселое настроение, побуждая детей стать активными участниками представлений.

Развивать образно-игровое видение в процессе знакомства с новым произведением, в процессе размышления о сказке.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

· Игры-этюды: «Солёный чай», «Горький перец», «Кто съел варенье?», «Изобрази доброго (счастливого, ленивого, грустного, злого)».

· Театр пантомимы.

· Театральное представление «Гуси-лебеди» (совместно дети, родители и педагоги).

Цель: развитие устойчивого интереса к театральной игровой деятельности.

Задачи:

Совершенствовать навыки передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений.

Создавать доброжелательную эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослого.

Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру.



2 модуль– взаимодействие с семьями воспитанников.

Информационно-рекламная деятельность

Оформление выставки наглядной информации по теме проекта.

Ширмы: «Театрализованная деятельность дошкольника». «Воспитание сказкой».

«Театр в жизни детей».

Папка – передвижка: «Кукольный театр», «Домашний театр».

Буклет «Сказки на ночь».

Памятка для родителей «Сказка это важно!»

Цель: обогащение педагогического опыта родителей в вопросах художественно-творческой деятельности детей.

Индивидуальные и групповые консультации, беседы.

Консультация для родителей: «Играем в театр», «Роль книги в развитии ребёнка.

Цель: просвещение родителей, обогащение педагогического опыта, передача им информации.

Индивидуальные беседы: «Терапевтические сказки про садик», «Игрушки для театра».

Цель: согласование и объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах детей.

Совместная деятельность детского сада и семьи

Привлечение родителей к пополнению художественно-творческого центра, различными видами театра и художественной литературой, дидактическими играми.

Изготовление атрибутов для художественно - речевой, изобразительной и театрализованной деятельности.

Привлечение к участию в совместном театрализованном представлении.

Рекомендации: рассказывать и пересказывать знакомые сказки; составить новое продолжение сказки; сделать любимую сказку и показать детям в группе.

Оформление альбомов: «Правила поведения в театре», «Детям о профессиях театра».

Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательную деятельность на основе педагогического сотрудничества.

3 этап – оценочно-рефлексивный

· Итоговое мероприятие - викторина «Знатоки театра».

· Совместное театральное представление (дети, родители и педагоги).

· Анкетирование родителей.

4 этап – презентационный

· мультимедийная презентация проекта на педсовете

Продукты деятельности педагогов:

· Альбомы: «Правила поведения в театре», «Воспитание сказкой», «Виды театров», Волшебный мир театра», «Как устроить домашний театр».

· Методические разработки конспектов совместной деятельности с детьми, с родителями.

· Сценарии мероприятий совместной деятельности с детьми и родителями.

· Папки – передвижки «Домашний театр», «Роль книги в развитии ребёнка».

· Мультимедийная презентация: «Путешествие в театр».

· Буклет «Дети и театр».

Продукты деятельности детей:

· Творческие работы (рисунки, поделки).

· Театрализованные постановки, кукольные театры.

Продукты совместной деятельности педагогов, родителей и детей:

· Изготовление настольных театра; конусного «Муха Цокатуха», «Заюшкина избушка», «Мороз Иванович», «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса».

· Изготовление театра на магнитах «Три медведя», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Пузырь, соломинка и лапоть».

· Изготовление театра из бросового материала.

· Сценарии мероприятий, стенды, брошюры.

· ЭОР – видеофильмы, слайдовые презентации.

· Выставка «Читаем детям сказки».

· Атрибуты к театрализованной деятельности.

Перспективы:

· Использовать методические наработки в театрально- режиссерской деятельности детей.

· Продолжать воспитывать интерес детей к разнообразным театрам и литературным произведениям разных народов.

· Привлекать родителей, социальных партнеров к активному участию в воспитательно – образовательной деятельности в ДОУ.

· Оформить и обобщить опыт работы для участия в конкурсах, конференциях на различных уровнях, с целью распространения методических и практических наработок среди дошкольных учреждений.

· Публикация опыта работы в социальной сети.

Литература:

1. Бабаевой Т.И., Гогоберидзе Г.А., Солнцевой О.В..ООП МДОУ «Детский сад комбинированного вида» с учётом Образовательной программы дошкольного образования «Детство»/Под редакцией Бабаевой Т.И., Гогоберидзе Г.А. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». СПб. Изд. Детство-ПРЕСС. 2016г.

2. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа издательство «Цветной мир» Москва 2014 год.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001. 11.

5. Никитина А.Б. «Театр, где играют дети»: Учеб. – метод, пособие для руководителей детских театральных коллективов/Под ред. А.Б. Никитиной. – М., 2001.

6. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». – М., 2000.

7. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» Творческий центр «Сфера». Москва 2016 год.

8. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с.

9. Чурилова Э. Т. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников». – М., 2001.