Театр сказок - один из самых демократичных и доступных видов театрального искусства для детей, связанный с: - художественным и нравственным воспитанием детей; - формированием эстетического вкуса; - развитием памяти, воображения, инициативности; - развитием коммуникативных качеств; - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, а именно театр сказок.
В процессе реализации проекта дети смогут придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Дети смогут проявить творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбрать материал для изготовления различных видов театров, по-своему изобразить героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передать в рисунке эпизоды сказок, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети смогут высказать свое собственное мнение.
Воспитательные особенности театрализованной деятельности огромны. Её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. В процессе театрализованной деятельности, дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребёнка.
Совместная театрализованная деятельность даёт возможность подарить ребёнку мир прекрасного, обогатить его жизнь добрыми впечатлениями, позволяет сделать его жизнь интересней и содержательней, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, в этом и заключается особенность проекта «Театр сказок».
Цель проекта: развитие интереса детей дошкольного возраста к сказкам через театрализованную деятельность.
Задачи в сфере работы с детьми:
- создать условия для развития артистических способностей и психологическое раскрепощение детей через театрализованную деятельность.
- формировать умение импровизировать игры -драматизации на тему знакомых сказок;
- развивать диалогическую и монологическую речь в процессе театрализованной деятельности;
- развивать способность понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, стараясь передать их в театрализованных постановках (мимика, жесты);
- развивать умение использовать народный фольклор в театральной деятельности;
-совершенствовать умение детей с помощью взрослых изготавливать атрибуты к настольным и стендовым театрам.
- воспитывать личностные качества у ребёнка дошкольного возраста посредством приобщения его к театрализованной деятельности.
- Наладить и закрепить контакт с социальными партнёрами - учреждениями культуры.
Задачи в сфере работы с педагогами, специалистами:
- повысить компетентность педагогов, специалистов в вопросах организации художественно-творческой деятельности с детьми дошкольного возраста;
-обеспечить методическое сопровождение для планирования и организации литературных развлечений и театрализованных представлений;
- создать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуя сближению всех участников образовательного процесса.
Задачи по работе с родителями (законными представителями):
- создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей и родителей:
- проведение совместных спектаклей с участием детей и родителей;
- организация выступлений перед малышами.
-повысить компетентность родителей в вопросах творческого развития личности;
-привлечь семьи воспитанников к участию в театрально-игровой деятельности на основе педагогического сотрудничества и к обогащению развивающей предметно-пространственной среды;
-активизировать родителей к обмену положительного опыта театрализации в домашних условиях.
· мольберт, средства для художественного творчества;
Методическое обеспечение:
· комплексно-тематическое планирование;
· выставка книг;
· раскраски по сказкам;
· театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр перчаток, театр би-ба-бо, настольный театр, театр игрушек, теневой театр, стержневой театр, магнитный театр;
· Совместная деятельность по художественному творчеству:
«Театр сказок» (изготовление афиш и реклам)
Цель: формирование знаний детей о мире театра.
Задачи:
Совершенствовать навыки детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях.
Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей).
Воспитывать интерес к театрализованным представлениям.
· Психогимнастика «Разные лица».
· Игра «Театр настроений»
· Развивающая игра «Громко-шепотом».
· Игра - пантомима «Герои сказок»
· Совместная деятельность по художественному творчеству: «Медведь в русской народной сказке»
· Театр би-ба-бо «Маша и медведь»
Цель: формирование интереса детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты).
Задачи:
Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.
Совершенствовать умение передавать образы с помощью мимики и интонации голоса.
Воспитывать интерес к играм имитации и импровизации.
· Беседа: «Мир театра»
· Мастер - класс «Домашний театр» (привлечение родителей к изготовлению театра).
· Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в театр».
· Театр на ложках.
· Игровое упражнение «Попробуйте сами».
Цель: формирование познавательного интереса к профессиям, которые можно встретить в театре.
Задачи:
Совершенствовать знания детей о мире театра (для чего нужны билеты, кулисы, афиша и гардероб в театре? что ещё есть в театре? как зрители узнают, что спектакль начинается?)
Развивать память, внимание, творчество и фантазию.
Воспитывать интерес к художественно – речевому творчеству.
· Совместная деятельность по художественному творчеству:
«Творческая мастерская» (изготовление декораций и атрибутов для настольного театра, конструирование и ручной труд).
· Развивающая игра «Ассоциации».
· Театральное представление «Лиса со скалочкой» (театр на столе).
· Театр на столе «Кот, петух и лиса» (совместная театрализованная деятельность родителей и детей)
Цель: формирование познавательного интереса к профессии декоратора в театре.
Задачи:
Развивать умение детей самостоятельно изготавливать декорации и атрибуты к сказке.
Совершенствовать умение принимать замысел и воплощать его через изобразительную деятельность.
Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном, конструктором.
· Беседа «Театр кукол»
· Игровая ситуация «Кукловоды-приносят радость детям».
· Сюжетно-ролевая игра «Театр».
· Художественно-эстетическое развитие лепка «Любимые сказки».
· Театр би-ба-бо «Три поросёнка» (совместная театрализованная деятельность родителей и детей).
· Настольно-печатная игра «Разрезные картинки»
Цель: формирование знаний детей о кукольных театрах.
Задачи:
Совершенствовать умение детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад.
· Изготовление театра на магнитах «Три медведя», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Пузырь, соломинка и лапоть».
· Изготовление театра из бросового материала.
· Сценарии мероприятий, стенды, брошюры.
· ЭОР – видеофильмы, слайдовые презентации.
· Выставка «Читаем детям сказки».
· Атрибуты к театрализованной деятельности.
Перспективы:
· Использовать методические наработки в театрально- режиссерской деятельности детей.
· Продолжать воспитывать интерес детей к разнообразным театрам и литературным произведениям разных народов.
· Привлекать родителей, социальных партнеров к активному участию в воспитательно – образовательной деятельности в ДОУ.
· Оформить и обобщить опыт работы для участия в конкурсах, конференциях на различных уровнях, с целью распространения методических и практических наработок среди дошкольных учреждений.
· Публикация опыта работы в социальной сети.
Литература:
1. Бабаевой Т.И., Гогоберидзе Г.А., Солнцевой О.В..ООП МДОУ «Детский сад комбинированного вида» с учётом Образовательной программы дошкольного образования «Детство»/Под редакцией Бабаевой Т.И., Гогоберидзе Г.А. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». СПб. Изд. Детство-ПРЕСС. 2016г.
2. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.
3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа издательство «Цветной мир» Москва 2014 год.
4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001. 11.
5. Никитина А.Б. «Театр, где играют дети»: Учеб. – метод, пособие для руководителей детских театральных коллективов/Под ред. А.Б. Никитиной. – М., 2001.
6. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». – М., 2000.
7. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» Творческий центр «Сфера». Москва 2016 год.
8. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с.
9. Чурилова Э. Т. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников». – М., 2001.