2023 2022
1 (219) 2023

Беляева Ю.А. РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА СРЕДСТВАМИ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-5.pdf

Аннотация: Статья об эффективности и валидности использования кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

Ключевые слова: кинезиология, межполушарное взаимодействие, координация работы мозга, взаимодействие специалистов.

Головной мозг человека выполняет ряд важных функций и представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие (восприятие на ощупь).

Левое полушарие головного мозга –математическое,знаковое,речевое,логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ.

Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарных, левополушарных и равнополушарных.

При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий в разные возрастные периоды.

В развитии головного мозга различают 5 этапов:

· 1 этап - развитие нервных сетей в стволовых структурах головного мозга 0-1 год

· 2 этап - развитие нервных сетей в правом полушарии 1-7 Д, 1-8 М.

· 3 этап - развитие нервных сетей мозолистого тела 7 – 12лет Д, 8 – 15 М.

· 4 этап - развитие нервных сетей в височной области левого полушария,

· 5 этап - развитие нервных сетей в лобной области левого полушария - 12лет

Рассмотрим более подробно 2 этап, т.к. он приходиться на дошкольный возраст. На 2 втором этапе развития мозга происходит «разворачивание» нервных сетей в правом полушарии головного мозга. У девочек этот период длится до 7 лет, у мальчиков - до 8-8,5 лет. В этом возрасте все дети являются как бы правополушарными, так как развитие нервных сетей идет именно в правом полушарии.

Формируется мелкая моторика, пространственная координация, визуальное и кинестетическое (сенсорное, мышечное, обонятельное, осязательное) восприятие. Следовательно, обучение и развитие детей данного возраста должно идти целостным способом через образы. Основной упор необходимо делать на развитие координации тела, музыкального и двигательного ритма, зрительное и сенсорное восприятие. Нейропсихологи не рекомендуют проводить обучение знакам ребенка до 5-летнего возраста через произвольное запоминание. Более того, раннее начало обучения ребенка счету, чтению, письму может явиться причиной нарушения развития нервных сетей в правом полушарии.

Половые различия заключаются, прежде всего, в темпах созревания центральной нервной системы. Девочки рождаются более зрелыми детьми, чем мальчики. К 7-ми годам у девочки головной мозг имеет высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков к обучению определяется только к 8 годам. При поступлении в школу мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год. Однако общепринято считать возрастом школьной готовности 7-летний возраст, независимо от половой принадлежности.

Если ребенок развивается в правом полушарии, а его начинают обучать знакам (функция лобных отделов левого полушария), то он перестанет «простраивать» нервные сети в правом полушарии и начнет развитие в левом. Так возникают мозговые дисфункции.

Желание родителей вырастить из ребенка вундеркинда, формируя у него раннюю информационную готовность, может обернуться формированием мозговых дисфункций. Особенно это относится к мальчикам.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной его части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Одним из основных условий высокой стрессоустойчивости ребенка является полноценное развитие мозолистого тела в дошкольном возрасте.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия.

Существуют тесты на определение наличия нарушений межполушарного взаимодействия.

Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Все упражнения проводятся в игровой и образной форме. В комплекс кинезиологических упражнений входят: растяжки (гипертонус), дыхательные упр., глазодвигательные, массаж, телесные, упражнения для релаксации.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

· занятия проводятся утром (возможно использование упражнений в качестве динамических пауз)

· занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

· занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

· от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

· упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20–35 мин. в день. Упражнения можно выполнять в любом порядке и сочетании.

Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

- ускорение темпа выполнения;

- выполнение слегка прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);

Особенно, дети с удовольствием выполняют кинезиологические упражнения с речевым сопровождением. Можно подобрать стихи-рифмовки на определённую лексическую тему.

Например, упражнение «Змейка» при изучении темы «Птицы». Дети выполняют упражнение, ритмично проговаривая стихотворение-рифмовку:



«Я, ребята, птиц люблю,

Никогда их не ловлю,

Ни ловушками,

Ни в сети,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону,

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья,

Не обидел в жизни я!»

«Крючки».

Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.

Речевое сопровождение:

Давайте, люди.

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце,

Со всеми нами.

«Цепочка».

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. В упражнении участвуют все пальчики.

Речевое сопровождение:

Хоть и вредный мухомор,

Я его не трону.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

«Фонарик».

Руки направлены вверх. Одна рука зажата в кулак, ладонь другой распрямить. По сигналу происходит смена положения рук.

«Ладушки-оладушки».

Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:

«Мы играли в ладушки – жарили оладушки,

Так пожарим, повернем и опять играть начнем».

Колечко

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

3. Кулак-ребро-ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя.

4. Лезгинка.

Одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

5.Ухо—нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Данную здоровьесберегающую технологию считаю научно-обоснованной и эффективной. Рекомендовано воспитателям и учителям-логопедам в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

Также эти упражнения помогут взрослому человеку:

Восстанавливать работоспособность и продуктивность;

Реализовать свой внутренний потенциал;

Повышать точность выполнения действий при работе на компьютере,

во время управления автомобилем и другими сложными устройствами,

Формировать уверенность при публичных выступлениях, собеседованиях, переговорах, экзаменах;

Развивать творческие способности, спортивные навыки;

Уметь найти путь к радостному, легкому и творческому учению;

Развивать более ясное и позитивное мышление.

Список литературы:

1. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. / А.Л. Сиротюк – М: ТЦ Сфера, 2008. – 2 с.

2. Шипицына, Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л.М. Шипицина, Е.С. Иванов, Л.А. Данилова, И.А. Смирнова – СПб.: Образование, 2005. – 11 с.

3. Н.А. Бернштейн О построении движений / Н.А.Бернштейн – М.: Книга по Требованию, 2012. – 253 с

4.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М: МГУ, 1981. С. 509-5