По обучению пересказу рассказа Е.Чарушина «Томка», предлагаю использовать опорные сигналы в виде картинок по тексту и схемы для пересказа. В тексте можно выделить смысловые части, что очень хорошо кодируется ситуативными изображениями.
Опорные сигналы в виде теневых изображений я использовала при пересказе басни С. Михалкова «Зеркало». Это обусловлено тем, что в тексте присутствует диалог. Детям удобно использовать мобильные фигурки в качестве героев, обыграть диалог, правильно выбрав интонационные средства. Тем самым на положительном эмоциональном фоне быстрее запомнить и правильно воспроизвести текст. Также решается дополнительная коррекционная задача - развитие зрительного восприятия.
Предметные изображения выступают в качестве опорных сигналов при пересказе описательного рассказа Л.Н.Толстого «Весна». Итогом занятия с использованием данного вида опорных сигналов является коллаж «Весна».
Использование такой технологии показал высокую результативность. Во-первых, значительно возрос интерес детей к пересказу. На высоком положительном эмоциональном фоне отмечается активизация мыслительной деятельности дошкольников. Они более точно, детально и в то же время целостно воспринимают и запоминают текст. Рассказы детей становятся более связными, логичными, последовательными.