2023 2022
1 (219) 2023

Кучумова И.Н. КАК УЧИТЬ СТИХИ С РЕБЕНКОМ?

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-2.pdf

Стихи в детском исполнении являются неотъемлемой частью, практически, любого занятия, досуга, праздника или развлечения в дошкольном учреждении. Малыш, рассказывающий стихотворение, вызывает умиление у взрослых. Но как добиться восхищения чтецом? Давайте разбираться по порядку.

Во-первых, следует отметить, что заучивание стихотворений способствует развитию у ребенка объема памяти, словарного запаса, а также развитию внимания, мышления, воображения и чувства языка. Кроме этого, является прекрасным средством для развития фонематического слуха, так как учит ребенка прислушиваться к звучащему слову, и выразительности речи, так как именно чтение стихов требует использования средств интонационной выразительности: логического ударения, темпа и ритма.

Во-вторых, позволяет ребенку избавиться от чувства страха перед публичными выступлениями, ведь выученное и выразительно рассказанное стихотворение сначала маме или другим родственникам, а затем уже большей аудитории слушателей (группа детского сада, воспитатели и родители на утреннике) способствует избавлению от застенчивости и страха публики, повышению самооценки, уверенности в себе.

Заучивание стихотворений с дошкольниками имеет свои правила и «секреты». Важно, чтобы стихотворное произведение соответствовало возрастным возможностям ребенка. Содержание должно быть простым и понятным малышу.

Значимым этапом для последующего заучивания ребенком является первое знакомство со стихотворением. Взрослый должен прочитать его (лучше наизусть) четко и выразительно. Затем следует уточнить у малыша, о ком или о чем это стихотворение? Разобрать череду событий, о которых рассказывается в произведении; выяснить, все ли слова понятны и, при необходимости, доступно объяснить значение тех или иных слов и выражений; определить «настроение» стихотворения и отношение самого ребенка к персонажу или сюжету произведения.

Частой ошибкой взрослых является коллективное заучивание и повторение, как я это называю, «послоговым речитативом». Дети каждое слово произносят отрывисто, разбивая на слоги, порой, еще и раскачиваясь в такт: «На-ша Та-ня гром-ко пла-чет…»*. При таком подходе заучивание механическое, а смысловое содержание и эмоциональный окрас стихотворения теряются, равно как и интерес ребенка к самому процессу заучивания.

Не следует заставлять ребенка учить стихи, требуя запомнить их за короткий промежуток времени, нужно суметь заинтересовать, вызвать желание выучить и рассказать стихотворение для мамы, Деда Мороза, то есть замотивировать малыша. Чтобы добиться выразительности речи при чтении стихотворений у дошкольника, необходимо самому взрослому читать стихи соответственно, ведь дети подражательны и перенимают способность взрослого интонировать и эмоционально выражать мысль.

Главное, учить стихи не построчно, а целиком, чтобы не терялся смысл произведения и ребенку легче было его запомнить.

Для поддержания интереса и внимания слушателя и самого рассказчика к стихотворению, следует использовать не только интонационные средства выразительности речи, но и визуальные: мимику, жесты, позы, движение в пространстве. Возможно использование предметов и костюмов, отражающих смысл стихотворения, при условии, что они не будут отвлекать малыша от чтения. Все это позволит ребенку «вжиться» в образ, прочувствовать содержание стихотворения и выразить свое отношение к нему.

Поэтому важно взрослому грамотно выбрать стихотворение по возрасту ребенка, разобрать его, чтобы был понятен смысл, «оживить» стих, добавив интонационные и визуальные средства выразительности, костюм или предмет по тексту, и одобрительно поаплодировать юному чтецу, восхитившись его умению чувствовать и передавать смысл и настроение стихотворного произведения публике.

*АЛ. Барто «Игрушки. Мячик», 1936 г.