Выпуск № 62 (137) 2021

Булдакова В.М. Выразительность речи детей дошкольного возраста посредством театра

Психолог и философ С. Л. Рубинштейн в труде “К психологии речи” писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам”. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связанна с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывает театрализованная деятельность.
Для того чтобы детям было легче ориентироваться в выразительных средствах, необходимо проводить специальные упражнения, направленные на развитие и совершенствование речи самих детей.
1.       Игры и упражнения на речевое дыхание.
Надуем мыльные пузыри
Цель. Развивать правильное речевое дыхание.
Описание. Каждый ребенок с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает воображаемые «мыльные пузыри».
Футбол.
Цель: Развивать умение выдувать сильную воздушную струю
Описание. К столу-«стадиону» приглашаются два ребенка. На центр поля воспитатель кладет мячик от пинг-понга. Задача каждого ребенка: постараться перегнать мячик на половину соперника.
2.       Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
Насос.
Цель: совершенствовать умение произносить звук «С»
Описание: При произнесении звука язык должен находиться за нижними зубами, струя воздуха должна быть холодная. Губы в улыбке. Воспитатель предлагает ребенку длительно произнести звук «С», представляя, что так выходит воздух из насоса.
Маляр.
Цель: упражнять мышцы языка, отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить. Чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубиков, когда продвигается вперёд, и не высовывался изо рта. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёба, делая движения языком вперёд – назад.
3.       Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности.
Придумай.
Цель. Формировать умение детей произносить с разной интонацией придуманные предложения (с радостью, со страхом, с удивлением, с обидой, с безразличием)
Описание. Детям предлагается придумать предложение и сказать его так, чтобы всем стало понятно с каким настроением оно сказано. Например, «Светит ярко солнышко!» (это радостное событие, произносится с радостью), «Но скоро пойдет дождь» (эти слова произносятся с грустью).
Скажи с настроением.
Цель: развивать умение передавать голосом различные эмоции интонацией (радость, безразличие, огорчение, удивление, страх). Педагог предлагает детям сказать с определенной интонацией предложения: «Дождь пошел», «Снег идет», «Он победил», «Цветок цветет», «Паук ползет». Но предложения должны быть сказаны так, чтобы другие дети смогли угадать эмоцию, с которой ведущий произнес слова.
4.       Игра и упражнения на развитие силы голоса, темпа, речевое дыхание.
Эхо.
Цель: развивать силу голоса, темп, речевое дыхание.
Описание. Воспитатель показывает детям картинки, а дети должны изобразить звук, которые может произносить изображенный предмет или животное. Правило: один ребенок произносит звук громко, второй тихо. Например, паровоз – один ребенок громко произносит «У-У-У», второй – тихо «у-у-у».
Скороговорки.
Цель: Совершенствовать чистоту произношения. Описание. С детьми заучивались и разыгрывались скороговорки
Горячи кирпичи!
Соскочи-ка с печи,
Испеки-ка в печи
Из муки калачи!
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткач ткет ткани на платье Тане.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».