Выпуск № 23 (49) 2020

Вязанкина Л.Е. Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ в условиях взаимодействия с семьёй

Здоровье имеет огромную ценность для человека. К сожалению, согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвёртый ребёнок дошкольного возраста болеет в течение года более четырёх раз. Лишь 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. А из больных детей вырастают взрослые люди, подверженные простудным и другим заболеваниям. Дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребенка, это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов. А здоровье малыша с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на взрослых, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей.
В нашем ДОУ сложился системно-деятельностный подход к организации здоровьесберегающей деятельности. С 2013 года в детском саду реализуется программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «Здоровячёк». В рамках данной программы выделены следующие направления работы: физкультурно-оздоровительная работа с детьми, медицинское сопровождение, материально-техническая база, организация совместной работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни. Физкультурно-оздоровительное направление включает традиционные формы, такие как утренняя и дыхательные гимнастики, физкультурные занятия в физкультурном зале и на воздухе, подвижные игры, физкультурные досуги и спортивные праздники, оздоровительный бег с детьми старшего дошкольного возраста, физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, самостоятельная двигательная активность и другие. Особое внимание уделяется гигиеническим и водным процедурам: умывание, а в летний период расширенное умывание, гигиеническое мытьё и обливание ног водой. Обеспечению здоровому ритму жизни способствует щадящий режим во время адаптации к ДОУ детей раннего возраста. Внедрение нетрадиционных методов, таких как самомассаж стоп, игровой массаж, свето и цветотерапии, музыкотерапии, логоритмики, занятий ритмопластикой позволило разнообразить занятия по физической культуре, создать положительный интерес у детей. Медицинское сопровождение включает мероприятия по улучшению питания, лечебно-оздоровительные мероприятия. В рамках реализации программы пополнена материально-техническая база ДОУ физкультурным оборудованием, мелким физкультурным инвентарём, спортивными тренажёрами, медицинским оборудованием.
Дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важную роль в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может быть в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни и физической культуры, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.
В своей работе с семьёй мы придерживаемся основных принципов, которые определила М.Д.Маханева:
1.        Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2.        Системность и последовательность работы
3.        Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
Нами определились следующие задачи по взаимодействию с родителями:
1.       Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей посредством внедрения современных и активных форм (КВН, семейная гостиная, семинары-практикумы, вечера вопросов и ответов и др.)
2.       Оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
3.       Привлечь родителей к участию в образовательном процессе, созданию здоровой среды в ДОУ
На первом этапе своей деятельности, мы провели анализ взаимодействия с родителями по данной проблеме. Родителям наших воспитанников была предложена анкета, в которой предусматривались вопросы:
-Как вы считаете, почему ребёнок болеет? Что, по вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?
-Какие виды закаливания Вы используете дома? Занимаетесь ли с ребёнком утренней гимнастикой, подвижными и спортивными играми? Есть ли у вас дома какое-либо спортивное оборудование или мелкий спортивный инвентарь?
-Какие вопросы воспитания и оздоровления детского организма Вас интересуют? Какие формы мероприятий для родителей Вы предлагаете по данным темам?
-Посещает ли Ваш ребёнок танцевальный кружок, спортивную секцию? И др.
Такое анкетирование помогло больше узнать о ребёнке и его семье, о том какие условия созданы в семье для физического воспитания, а также определить тематику, формы и методы взаимодействия с родителями.
С целью успешного сотрудничества и установления доверительных отношений с родителями, были использованы традиционные и нетрадиционные формы, познавательного, наглядно-информационного и досугового направления. Познавательные: общее родительское собрание: «Безопасность и здоровье наших детей», родительские собрания в группах: «Растим детей здоровыми», «Компьютер «за» и «против», Закаливание малыша – основа формирования здоровья» и др.; консультации на разнообразные темы по вопросу сохранения и укрепления здоровья игры с педагогическим содержанием («Развиваем основные движения», «Подвижные игры для малышей», КВН «Физкульт-Ура» и др.); семинары практикумы («Спортивное оборудование из подручных материалов для занятий дома»); «дни открытых дверей».
С целью оптимизации взаимодействия с семьёй реализуем интерактивные формы, такие как проектная деятельность, квест-игра, игра-геокешинг. Работая над познавательным, практико-ориентированным проектом «В поход за здоровьем», дети вместе с родителями узнавали о факторах, влияющих на здоровье человека, обсуждали просмотренные видеоролики, презентации, готовили свои сообщения и презентации. Интересными и запоминающимися в рамках проекта были походы в лес, квест-игры «Приключения Враки-Забияки», игры приключения с движением на тему правильного питания. На заключительном этапе работы игра-геокешинг (поиск клада) «Кладовая здоровья» позволила закрепить знания детей по теме здоровья, укрепить взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Повышению педагогической грамотности родителей способствовало участие родителей в методических мероприятиях ДОУ: круглый стол «Здоровье детей в наших руках», в педагогическом совете «Родитель – заказчик, спонсор, партнёр», в образовательном процессе: в НОД, днях и неделях здоровья. Проведение недели Здоровья в детском саду стало традиционным, 2 раза в год. Неделя Здоровья – это проведение комплекса мероприятий, состоящих из разнообразных видов физкультурно-оздоровительной работы.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Наглядно-информационное направление в работе с родителями включает создание «Уголков здоровья» - (стенды с информационным материалом, папки-передвижки, письма-памятки, папки-раскладушки и др.). Тематика информационного материала самая разнообразная: «Своевременная вакцинация – нет прививкам», «Здоровье в движении», «Здоровая прогулка», «Спортивный уголок дома», «Питаемся правильно», «Воспитываем привычку к чистоте» и др. Во время дня открытых дверей, организуем для родителей просмотр занятий по физическому развитию и других видов деятельности детей. С целью просвещения родителей, организуются мини-библиотеки, выставки педагогической литературы. Продолжаем традиции с распространением раздаточного материала-выпуск памяток и листовок.
Уже несколько лет в нашем ДОУ выпускается детско-взрослая газета «Дружная семейка», которая выходит 1 раз в 2 месяца. В рубрике «Если хочешь быть здоров», поднимаются актуальные вопросы здоровья: о физкультуре и спорте, правильном питании, закаливании и др. Страничка для детей предлагает детям художественные произведения по теме, загадки, ребусы.
Сайт ДОУ – это ещё одна возможность интерактивного информирования, в том числе и родителей. На сайте ДОУ функционируют странички «Для вас, родители!», «Физкультурно-оздоровительная работа», которые могут просветить всех заинтересованных, какая работа ведётся в детском саду по данному вопросу.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в рамках дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Однако, сформировать у дошкольников потребность быть здоровым посредством бесед и нравоучений, принесёт мало пользы. Лучший способ приобщить детей к здоровому образу жизни - это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту, соблюдать, режим дня, гигиену и другое. Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально организованная досуговая деятельность. Наверное, это самая любимая родителями форма сотрудничества. Родители – активные участники спортивных мероприятий: «Семейные старты», «Зелёный огонёк здоровья», а также в развлечениях: «Уроки Мойдодыра», «Ох и Ах в гостях у ребят». Стало традиционным участие пап в спортивном празднике детей старшего дошкольного возраста «Богатырская сила». В рамках участия во Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» вышли на каток дети среднего и старшего дошкольного возраста вместе со своими родителями.
Хорошая традиция – это районные соревнования, велогонка «Олимпийские надежды», в которой участвуют и младшие и старшие дошкольники. Ребята нашего ДОУ неоднократно становились победителями и занимали призовые места.
Досуговые формы помогают устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более открытыми для общения, поэтому, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Таким образом, результатом слаженной работы педагогов и родителей являются: прежде всего хорошие спортивные результаты наших детей, которые три года подряд являются призёрами районного спортивного фестиваля «Малышиада», где ребята соревнуются в эстафетах, сдают нормы ГТО. Реализация поставленных задач с родителями, позволила достичь следующих результатов:
- родители более активно стали участвовать в образовательном процессе, проявляют интерес и инициативу в организации совместных мероприятий по теме здоровьесбережения;
- вырос процент педагогической грамотности родителей, изменилось их отношение к проблеме здоровья детей (результаты итоговой анкеты).

Библиографический список
1.       Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф., Здоровый дошкольник –социально-оздоровительная технология 21 века, Москва, АРКТИ, 2001.
2.       Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями – М.:ТЦ Сфера, 2009.
3.       Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М: АРКТИ, 1998.
4.       Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю. и др. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни - М.:ТЦ Сфера, 2012.