Выпуск № 18 (44) 2020

Чирухина Т.А. Конспект занятия в старшей группе по восприятию, осмыслению и заучиванию стихотворения А.С. Пушкина «Идет волшебница зима»

Цели: формировать у детей умение воспринимать литературное произведение.
Задачи
Обучающие:
Формировать элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму).
Учить определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка).
Учить улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).
Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Обогащать и расширять словарный запас.
Развивающие:
Совершенствовать структуру простого предложения.
Формировать самостоятельность детей в художественно-речевой деятельности, развивать их творческие способности.
Развивать умение выразительно читать стихотворения
Развивать психологическую базу речи: внимание, память, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Словарная работа:
Расширять, обогащать и активизировать словарный запас по теме.
Оборудование:
Мультимедиатехника, пиктограммы последовательности рассказа стихотворения, тонированная бумага, гуашь, смятая бумага.
Индивидуальная работа:
С Ванюшей, Ромой, Алешей – упражнять в умении отвечать на вопросы полным предложением
Предварительная работа:
Чтение книг о зиме, загадывание загадок.
Рисование рисунков по теме стихотворения «Белая береза»
Рассматривание картин художников
Ход занятия.
Сегодня к нам пришли гости, давайте подарим им улыбки и больше отвлекаться на них не будем.
Посмотрите вокруг, что необычного вы заметили?
(Мы заметили, что в группе появились снежинки)
- Кто бы мог оставить этот след? (зима).
(Их могла зима, потому что зимой идет снег)
- Давайте вспомним, какие природные явления, бывают зимой, вы знаете.
Тот, кому я бросаю комочек, называет следующее природное явление
Примерные ответы:
·          Зимой летят снежинки
·          Зимой метет метель
·          Водоемы (речки, пруды, озера) замерзли – покрылись толстым слоем льда.
·          Снег покрыл всю землю
·          все растения укрыты снегом
·          Зима отличается низкой температурой воздуха.
·          Зимой большие сугробы
·          Деревья стоят голые, им зимой не хватает света и тепла, но они не погибли, они спят до весны.
·          День стал короче, ночь длиннее
·          Солнце выглядывает редко и не греет
·          В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых
·          Зимой бывает пурга
·          Когда дует сильный ветер, то начинается буран
·          Зимой бывает поземка - это самая слабая метель.
·          После оттепели бывает гололед
Спасибо, достаточно. Я вижу, вы знаете зимние природные явления. Теперь предстоит узнать, что делала зима у нас в группе. Проходите, пожалуйста, на свои места.
1 слайд (фотография зимы)
- Здравствуйте, дорогие ребята, вы здорово назвали мои природные явления. Меня часто в сказках и стихотворениях зовут волшебницей. Вот я и решила оставить вам волшебные шкатулки, с интересными предметами. И если вы разгадаете секреты этих предметов, тогда случится чудо.
Как интересно, рассекретим то, что в ней лежит? Я предлагаю, открыть первую шкатулку и рассказать об этом предмете не называя его. Удобнее это сделать за ширмой.
Примерный рассказ:
Этот предмет имеет обложку, он сделан из бумаги. Внутри него напечатан текст, столбиком.
- Кто рассекретил первый предмет?
(Я думаю, что это книга со стихами, потому что стихи печатают столбиком)
Молодец, ты здорово разгадал первый секрет.
- Давайте заглянем во вторую шкатулку и узнаем, какой предмет в ней находится
- Это портрет
- Что такое портрет?
(Это изображение человека на картине или фотографии)
- Кто узнал человека, изображенного на портрете?
(на портрете изображен Александр Сергеевич Пушкин)
- Чем занимался А. С. Пушкин?
(Он писал стихи и сказки в стихотворной форме. Значит, его можно назвать поэтом.)
Вот, мы и разгадали второй секрет, умницы
Интересно, что положила зима в третью шкатулку?
- Что это?
(В третью шкатулку зима положила синтепон)
- Зачем, нам нужен синтепон?
(чтобы мы могли представить себе снег)
- Докажите, что этот материал похож на снег
(он белый, мягкий, пушистый, скрипучий, как снег)
(Какой звук издает синтепон, значит он какой)
Здорово, вы рассекретили и третий секрет.
Мы разгадали все секреты спрятанных зимой предметов:
- Это сборник стихов, потрет А. С. Пушкина, и синтепон, который очень похож на снег
- Кто догадался, с чем сегодня, хочет познакомить нас зима?
(зима хочет познакомить с зимним стихотворением А. С. Пушкина)
2 слайд (голос зимы)
«Совершенно, верно, оно называется «идет волшебница зима» послушайте его внимательно. Потом расскажите, что вы представили, слушая это стихотворение».
Чтение стихотворения.
Вот север, тучи разгоняя
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
- Я предлагаю поделиться своими впечатлениями, кто что представил?
Ответы детей
Каждый из вас представил зиму, описанную в этом стихотворении по - своему. Вот как увидел зиму художник. Послушайте это стихотворение еще раз.
- Как, называет поэт, в своем стихотворении Зиму.
(Пушкин называет зиму волшебницей и матушкой)
- Как вы считаете, почему он так ее называет?
(Я думаю, что зима превращает воду в снег и лед, поэтому ее можно назвать волшебницей.)
- Как он еще ее называет?
(Поэт называет зиму матушкой, потому, что он представляет ее женщиной, средних лет, похожую на наших мам)
- Кто помнит, как дохнул, завыл ветер?
Вот север тучи разгоняя
Дохнул, завыл
Давайте покажем, как дохнул, завыл ветер.
Физкультминутка
- Как пришла зима в стихотворении?
(пришла, рассыпалась, клоками повисла, легла волнистыми коврами)
Благодарю. Послушайте, как говориться об этом в стихотворении еще раз.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Я предлагаю зарисовать эти красивые слова в ваших рисунках, используя смятую бумагу.
Работа детей
- Что изобразила Катюша на своем рисунке.
(На моем рисунке, зима пришла, рассыпалась. На моем рисунке клоками повисла на суках дубов. На моем рисунке, легла волнистыми коврами)
Молодцы! Вы здорово рассказали про свои рисунки
- Кто сможет объяснить выражение «брега с недвижною рекою)
(это значит, берег речки, вода которой замерзла и стала неподвижна)
Замечательно!
- Скажите, почему рады проказам матушки зимы?
(зимой мы катаемся на горке, на коньках, на лыжах, на санках)
Вы правильно заметили, что зимой много интересных развлечений
Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение еще раз и постараться его запомнить.
Слайд с пиктограммами
Чтение стихотворения воспитателем
- посмотрите на эти рисунки, они помогут вам рассказать стихотворение самостоятельно.
Чтение стихотворение детьми – хором, по цепочке, самостоятельно
Слайд с картинкой снежной королевы
Сегодня вы были большими молодцами, и смогли запомнить красивое стихотворение, сейчас вы пойдете на прогулку, и стихотворение о зиме вылетит вместе с вами. Вы сможете рассказать его заснеженной березке и большому сугробу. Вечером подарите это стихотворение своим родным и близким. До скорой встречи.
Вот и подошла к концу наша необычная встреча. Большое спасибо!
Зима обещала нам чудо, и оно произошло. Давайте заглянем в шкатулку, где лежал синтепон, похожий на снежок еще раз. Что вы увидели? Это чудо нам оставила зима в подарок. Угощайтесь, пожалуйста.