2023 2022
2 (220) 2023

Горбунова И.А. РОЛЬ ИГРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране посредством внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, что в свою очередь оказало влияние на социальный заказ общества в области физического воспитания. Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей…» [1].

Высокий уровень двигательной активности – важнейшее условие не только физического, но и умственного развития детей. Однако в детском саду образовательный процесс, не связанный с усвоением образовательной области «Физическое развитие», чаще организован так, что подача новых знаний происходит на фоне минимальной двигательной активности. Поэтому, сохранение и укрепление здоровья детей, повышение уровня их двигательной активности, развитие и совершенствование физических качеств являются главными задачами физического воспитания детей дошкольного возраста и приоритетными направлениями развития общества.

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. Для укрепления здоровья детей особую роль играет применение разнообразных рациональных двигательных режимов и оздоровительных физических упражнений, игр, которые бы удовлетворяли требования образовательного процесса и соответствовали закономерностям физических качеств дошкольника.

Физиологи считают, движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт поведения.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость [3]. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления [2].

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные, творческие способности, нравственные качества и т. д.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.

Наиболее эффективно проведение игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям [4].

В дошкольном учреждении подвижные игры используются повседневно: и в организованной деятельности, и в режимные моменты, и на прогулке в каждой возрастной группе.

Приведем в качестве примера, формы и методы работы с детьми для их физического развития и укрепления здоровья посредством игровой деятельности:

– подвижные игры (сюжетные «Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот» и игры без сюжета «Найди себе пару», «Чье звено быстрее соберется в круг», «Ловишки» и др.).

– игры-упражнения. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направленны на упражнение детей в определенных видах движения.

– игры-эстафеты, также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, выдержки, ловкости, самостоятельности).

– хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям («Раю- раю», «Подарки», «Пчелы» и т.п.).

– спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол и т.п.

Работа с детьми строится с учетом возрастных способностей по принципу от простого к сложному. Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей. Поэтому необходимо также проводить просветительскую работу по вопросам физического воспитания и приобщения к здоровому образу жизни среди педагогического коллектива и родителей.

Формы и методы работы с педагогами:

– консультации для педагогов: «Физические упражнения, подвижные игры и самостоятельная деятельность детей на прогулке», «Игра, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр».

– разучивание закличек к играм (в тетради взаимодействия с воспитателями можно планировать, с какой игрой дети будут знакомиться на следующем занятии. Во время проведения игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности).

Формы и методы работы с родителями:

– беседа с родителями о важности игры в воспитании детей. Проводятся беседы на тему: «Воспитание игрой», «Игры, которые лечат».

– консультации для родителей о значении игры в жизни ребенка;

– организация развивающего игрового досуга на базе детского сада.

Таким образом, дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно. Конечно, игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников. Именно поэтому предложены формы и методы работы с участниками образовательных отношений (детьми, родителями, педагогами) для их физического развития и укрепления здоровья посредством игровой деятельности

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. - 25 ноября. - № 6241.

2. Змановский Ю.Ф. Воспитание детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский – М.: Просвещение 1991. – 156 с.

3. Муравьев В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: методическое пособие / В.А. Муравьев, Н.Н. Назаров. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.

4. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: пособие для воспитателя дет.сада / Л.И. Пензулаева. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.