2023 2022
2 (220) 2023

Печенина В.С. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf

Сегодня вопрос нравственно-патриотического развития детей дошкольного возраста является достаточно актуальным, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. С каждым годом в социуме всё больше возникает ценностная пустота, бездуховность. У молодого поколения происходит серьёзное размытие представлений о понятиях, описывающих нравственность, патриотизм. Новое поколение меньше осознает о том, что такое добро, честность, долг, отзывчивость и другие [2].

Развитие нравственно-патриотических качеств определяет характер нравственных отношений человека, его поведение и поступки, нравственную позицию, которую личность будет транслировать по жизни, а также будущим поколениям. Без устоявшихся понятий, а также без представлений об нравственном идеале и патриотизме к своей родине будет невозможно настоящее, гармоничное взаимодействие личности в мире, и её развитие.

Вопрос о нравственно-патриотическом воспитании рассматривается во многих нормативных документах, таких как ФГОС ДО, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [3;4]. А аспекты патриотического воспитания многогранно исследовались психологами и философами, педагогами, такими как (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.Н.Радищев, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, В.Г. Белинский и многими другими).

Нравственно-патриотическое воспитание - это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направленное на выявление и формирование у ребенка общечеловеческих нравственных качеств личности, изучение его истоков, национальной региональной культуры, природе родного места проживания, воспитание эмоционально эффективного отношения, чувства общности, привязанность к другим.

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина, основное качество нравственности. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, критические моменты истории. Это именно тот период, который переживает сегодня Россия, когда на первый план вышли вопросы патриотического воспитания и исторической памяти. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует современную теорию и практику на решение задач формирования базовых представлений о малой Родине, о социокультурных ценностях нашего народа, о повседневных традициях и праздниках с учетом этнокультурной ситуации, в которой живут и растут дети [1].

Патриотические качества человека являются частью моральных качеств, включающих, во-первых, отношение человека к людям (общность, общительность, альтруизм, сопереживание, терпимость и т.д.), поскольку Родина - это еще и люди, для которых она является общей; во-вторых, это качества, повышающие эффективность любая социально значимая деятельность субъекта (ответственность, честность, трудолюбие, целеустремленность и т.д.); в-третьих, это качества, выражающие отношение к национальному достоянию (бережливость, вдумчивость и т.д.), которые являются природными богатствами и культурно-историческим наследием Отечества.



Рис.1 Распределение выборочной совокупности детей старшего дошкольного возраста по уровню патриотизма (по сумме трёх критериев, начальный этап, в %)

В детском саду г.Красноярска было проведено исследование, целью которого являлось исследовать уровень развития нравственно-патриотических качеств у старших дошкольников. В экспериментальную группу вошли дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), в количестве 20 человек. Были изучены различные компоненты патриотизма: когнитивный (знаниевой) компонент, для его изучения была выбрана диагностическая беседа. Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на ряд вопросов, в результате чего были выставлены баллы. Далее был изучен эмоциональный компонент посредством экспериментальной ситуации. Для выполнения этой цели были подобраны иллюстрации с изображением важных исторических моментов для страны, а также достопримечательности города Красноярска. Фиксировались эмоциональные реакции детей на изображения. Кроме того, был изучен поведенческий компонент патриотизма. Здесь использовались задания по выполнению трудовых поручений: убрать игрушки в игровой комнате, дежурства, помочь педагогу расчистить участок. Далее все полученные результаты суммировались и распределялись по шкалам: низкий, средний и высокий уровень.

По результатам исследования трёх компонентов патриотизма были получены данные, представленные на рисунке 1, они свидетельствуют о преобладании низкого уровня развития нравственно-патриотических качеств: у 70% (14 детей).

Выявлены дефициты, большинство детей не знают достопримечательности и природные зоны города, в котором проживают, не узнают герб и гимн страны. Кроме того, дети не могут назвать природные богатства России. Многие дети, участвующие в испытании, не узнают важные события для страны на картинках и не испытывают положительных эмоций при рассказе о них. Результаты, полученные в ходе наблюдения, помогают понять то, на сколько дети понимают нужность общественно полезного труда, заботы об окружающей природе, близких людях. Здесь мы тоже говорим о низком уровне, дети не проявляют желания в помощи друг другу и заботе об окружающем мире.

Таким образом, в результате проведенного исследования был определен уровень развития нравственно-патриотических качеств старших дошкольников. Актуальное состояние развития нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста находится на низком уровне. Это может объясняться полученными недостаточными знаниями детей, неорганизованной целенаправленной работой педагогов и родителей в нравственно-патриотическом развитии, а также тем, что дети не приучены к труду и заботе об окружающих людях, природе. Полученные данные, несомненно, свидетельствуют о том, что необходимо проводить целенаправленную работу по развитию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список:1. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Внешкольник. 2013. № 6. С. 39-48.

2.Коломеец Т.В. Проблемы и перспективы развития нравственной культуры молодого поколения//Национальные приоритеты России.2018. №1. С.28-31

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. URL:http://ivo.garant.ru/#/document/77677348/paragraph/7:0/ (дата обращения: 11.02.2020).

4.Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации №273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.02.2020).