Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью.
Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания. Самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.
Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Многое в нем создавалось, специально для детей. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, которые забавляют и учат маленького ребенка.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил русский педагог К. Д. Ушинский. А.П. Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание малышей к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, пословиц, песенок вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию связной диалогической (разговорной) речи.
Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать:
- фонематический слух
- грамматический строй речи
- звуковую культуру речи.
- обогащать словарь.
Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей.
Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Прибаутки используются как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время физкультурной деятельности показывая движения, проговариваем «Большие ноги шагают по дороге, маленькие ножки бегут по дорожке».
Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие связной речи детей неоспоримо.
Младший возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов, формируется мышление, развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Это возраст, когда все только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание малышей является важным условием их полноценного развития.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в младшем возрасте является развитие речи.
«Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два – три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово». Так считал К.Д. Ушинский.
На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, но и расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли.
Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
Ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.
Детский фольклор необходим в развитии детей, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции.
Младший возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и развития речи детей должна постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Детям, в младшем возрасте, свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Русское народное творчество способствует: развитию образности речи детей, развитию связной речи, формированию словаря, развитию речевой среды, развитию умения вслушиваться в речь, улавливать её ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл, формированию творчества у детей, формированию самостоятельности мысли, нравственному развитию.
Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, приёму пищи и т. д. используя при этом методы:
- создание игровых ситуаций
- обыгрывание игрушек, предметов
- сюрпризность, эмоциональность
- показ предметов в разных действиях.
- договаривание слова в конце фразы
- повторение слова за воспитателем;
- пояснение;
- напоминание;
- использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).
- показ предметов, игрушек.
- наблюдение явлений природы, труда взрослых.
- рассматривание живых объектов.
- показ образца.
- использование кукольного театра, теневого, настольного.
Формы совместной деятельности с использованием фольклора.
Наблюдения.
Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения.
Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок.
Сценарии развивающего общения.
Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений.
Дидактические игры и упражнения.
Бытовые и игровые ситуации.
Элементарное экспериментирование.
Для реализации поставленных задач в реализации использования малых форм фольклора, и ознакомлению с произведениями русского народного творчества. Создать все условия речевого взаимодействия ребёнка со взрослым. Использовать наглядные средства (игрушки, картинки, пособия). Помогать закреплять и расширять знания детей.
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей, способствуя воспитанию детей на народной мудрости, адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.
Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению.
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.
Библиографический список:
1. Берменкова Т.М. Русский фольклор в развитии речи детей. – Издательство: Творческий центр «Сфера», 2018.
2. Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей. – Издательство «Владос», 2015.
3. Янушко Е.А. Помогите малышу заговирить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. – М, 2009.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью.
Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания. Самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.
Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Многое в нем создавалось, специально для детей. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, которые забавляют и учат маленького ребенка.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил русский педагог К. Д. Ушинский. А.П. Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание малышей к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, пословиц, песенок вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию связной диалогической (разговорной) речи.
Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать:
- фонематический слух
- грамматический строй речи
- звуковую культуру речи.
- обогащать словарь.
Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей.
Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Прибаутки используются как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время физкультурной деятельности показывая движения, проговариваем «Большие ноги шагают по дороге, маленькие ножки бегут по дорожке».
Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие связной речи детей неоспоримо.
Младший возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов, формируется мышление, развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Это возраст, когда все только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание малышей является важным условием их полноценного развития.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в младшем возрасте является развитие речи.
«Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два – три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово». Так считал К.Д. Ушинский.
На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, но и расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли.
Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
Ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.
Детский фольклор необходим в развитии детей, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции.
Младший возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и развития речи детей должна постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Детям, в младшем возрасте, свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Русское народное творчество способствует: развитию образности речи детей, развитию связной речи, формированию словаря, развитию речевой среды, развитию умения вслушиваться в речь, улавливать её ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл, формированию творчества у детей, формированию самостоятельности мысли, нравственному развитию.
Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, приёму пищи и т. д. используя при этом методы:
- создание игровых ситуаций
- обыгрывание игрушек, предметов
- сюрпризность, эмоциональность
- показ предметов в разных действиях.
- договаривание слова в конце фразы
- повторение слова за воспитателем;
- пояснение;
- напоминание;
- использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).
- показ предметов, игрушек.
- наблюдение явлений природы, труда взрослых.
- рассматривание живых объектов.
- показ образца.
- использование кукольного театра, теневого, настольного.
Формы совместной деятельности с использованием фольклора.
Наблюдения.
Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения.
Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок.
Сценарии развивающего общения.
Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений.
Дидактические игры и упражнения.
Бытовые и игровые ситуации.
Элементарное экспериментирование.
Для реализации поставленных задач в реализации использования малых форм фольклора, и ознакомлению с произведениями русского народного творчества. Создать все условия речевого взаимодействия ребёнка со взрослым. Использовать наглядные средства (игрушки, картинки, пособия). Помогать закреплять и расширять знания детей.
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей, способствуя воспитанию детей на народной мудрости, адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.
Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению.
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.
Библиографический список:
1. Берменкова Т.М. Русский фольклор в развитии речи детей. – Издательство: Творческий центр «Сфера», 2018.
2. Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей. – Издательство «Владос», 2015.
3. Янушко Е.А. Помогите малышу заговирить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. – М, 2009.