2023 2022
1 (219) 2023

Сапунова Ю.С. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-6.pdf

Цель: создать условия для знакомства с деньгами и их историей, монетами и банкнотами.

Задачи:

Образовательные:

¾ учить детей понимать назначение денег, их необходимость в жизни человека;

¾ знакомить с разными видами денег.

Развивающие:

¾ расширять представления об элементах экономики (деньги, монеты, банкноты);

¾ стимулировать познавательный интерес детей к видам денег и их производству.

Воспитательные:

¾ воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе;

¾ способствовать формированию бережного отношения к деньгам.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Демонстрационный материал: ноутбук, проектор, мультимедиа презентация, корзина с фруктами и овощами, корзина с разными игрушками, монеты, банкноты.

Раздаточный материал: тетрадь, карандаш (на каждого ребенка)

Предварительная работа: рассмотреть с детьми до занятия банкноты и монеты, чтобы в последующем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.

Содержание НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поздороваемся. Я вам предлагаю встать в круг. (Дети встают). Хотите поиграть?

Дети: Да!

Коммуникативная игра:

Воспитатель: Замечательно! Тогда я предлагаю поздороваться ладошками. Кладем ладошку на ладошку. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова:

«Мы ребята просто класс,

Все получится у нас!»

Воспитатель: Ребята, я вам принесла интересную книжку с загадками. Одна загадка мне очень понравилась. Отгадаете?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда слушайте.

Это – средство обращения,

Это – средство накопления.

Средство стоимости также,

Также средство платежа.

Дети: Деньги.

ШАГ 1.

Воспитатель: Молодцы! Отгадали! А что такое деньги? (Ответы детей). Деньги – средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы.Ребята, мы так привыкли к деньгам, мы знаем, как они выглядят, на что их можно обменять. А как вы думаете, были ли деньги у древнего человека?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда предлагаю вам перенестись в древний мир. Для этого усаживайтесь удобно на стульчики, закрывайте глазки, представьте перед собой дверь, чтобы ее открыть нам нужно выполнить магические слова:

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали, покрутили,

Повертели и открыли!

Молодцы! Открываем глаза и внимательно смотрим. Мы с вами перенеслись к костру древнего человека, давайте за ним понаблюдаем.

Перед нами первобытный человек. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Двигаемся во времени дальше. Люди научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Но обменивать товары было очень сложно. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. Такие деньги были не удобны. Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся. Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Чем же были они удобны? Не портились, не теряли вида, легко носить с собой. За одного быка нужно было отсчитать тысячи таких раковин. Прошло много времени. Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги, которые есть сейчас. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. Затем появились деньги похожие на современные. После металлических появились бумажные деньги. Вот такая история! А нам с вами пора возвращаться, давайте встанем возле стульчиков и выполним ритуал возвращения:

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть

То легко, ребята, сможем

Снова в детский сад попасть.

Воспитатель: Ну так что, были у древних людей деньги?

Дети: Да.

Воспитатель: Какие они были?

Дети: Ракушки, брусочки, шкуры……

Воспитатель: В старину товары покупали?

Дети: Нет. Делали обмен.

Воспитатель: А давайте и мы попробуем произвести обмен. Возьмите из корзин по одному предмету и пробуйте обменять их у другого на то, чего у вас нет.

Игра – упражнение «Обмен»

Воспитатель: Ребята, скажите, а в наше время производится «обмен» товарами?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что нам нужно для того, чтобы ходить в магазин и покупать продукты?

Дети: Деньги.

Динамическая пауза.

Сумку в руки мы берем,

(наклоняются и берут воображаемую сумку)

В магазин с тобой идем.

(шагают на месте)

В магазине же на полках

Не шарфы и не футболки.

(поднимаем руки вверх, затем влево с вдыханием воздуха)

В доме – вкусная еда.

(«дом» над головой)

ШАГ 2

Воспитатель: Какими деньгами мы пользуемся сейчас?

Дети: Бумажными и металлическими монетами.

Воспитатель: А какие монеты вы знаете? (дети называют монеты разного достоинства, демонстрируется монета, названная детьми). А как можно назвать эти деньги? (демонстрация банкнот) (ответы детей). Какие они?

Дети: Бумажные, шуршат.

Воспитатель: Какие банкноты вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: Можно ли настоящие деньги изготовить самим? (ответы детей). Правильно ребята, настоящие деньги имеют специальные отличительные знаки для того, чтобы их не могли подделать. И для их изготовления, нужна особая бумага и специальное оборудование.

Сейчас предлагаю вам поиграть в очень интересную игру. Я называю вам признак монеты, а вы мне называете противоположный признак банкнот, например: «Монета маленькая, а банкнота – большая».

Дидактическая игра «Дополни»

ШАГ 3

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте мы с вами выполним задание в наших тетрадях «Отгадай монету», но перед этим проведем пальчиковую гимнастику.

«Магазин»

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки

Ряженка, сметана, сыр, поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики поочередно начиная с

Яблоки и виноград. больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок»- запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине. (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

Дети выполняют работу в тетрадях.

Рефлексия

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжайте фразу: «Сегодня я узнал…». Мне очень понравилось сегодня с вами заниматься и играть. Вы были молодцы! Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:

«Мы ребята просто класс,

Получилось все у нас!»

Воспитатель: Благодарю за работу!

Список литературы1. Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников». Москва изд. ВитаПресс.

2. Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская Методические рекомендации. Москва изд. ВитаПресс.

3. «Пневматика. Деньги. Экономика – это легко». Для детей 5-6 лет. Елена Ардаширова.