2023 2022
1 (219) 2023

Болотова Т.Н. ЕСЛИ РЕБЕНОК АГРЕССИВЕН

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-4.pdf

Общение с агрессивным ребенком требует особого отношения к нему со стороны родителей. К таким детям следует обращаться в мягкой форме, без насилия, окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия.

· Постарайтесь понять, что по служило причиной агрессивного по ведения малыша, обратите внимание на обстановку в семье: дети болезненно реагируют на разлад родителей, грубое обращение друг с другом и др.

Недовольство ребенка, его оби да, раздражение могут выразиться криком, плачем, репликами вроде: «Не люблю тебя, ты плохая!» Возможны случаи, когда ребенок может ударить, ущипнуть, укусить, угрожать игрушечным пистолетом.

Вот несколько советов, которые помогут родителям справиться с агрессией малыша, устранить причины ее возникновения.

· Прежде всего нормализуйте се мейные отношения.

· Устраните все агрессивные фор умы поведения среди близких, помня, что ребенок, подражая, видит все.

· Принимайте малыша таким, ка кой он есть, и любите его со всеми недостатками.

· Требуя чего-то от ребенка, учиты вайте его возможности, а не толь ко ваши пожелания.

· Старайтесь не допускать конфликта, погасить его еще в зародыше, переключая интерес ребенка в другое русло.

· Дайте понять малышу, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.

· Научите его доброжелательному общению со сверстниками, будьте особенно внимательны к ребенку при поступлении в детский сад.

· Помните: при драчливости ребенка главное — не разъяснять, а предотвратить ссору.

· Знайте, что и слово может ранить малыша.

· Стремитесь всегда понять своего ребенка.

· Не внушайте ребенку, что он плохой.

· Помните: отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у малыша и затрудняет его общение с внешним миром.

· Недопустимо строгими воспитательными мерами загонять ребенка в угол, ожесточая его.

· Не используйте агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте: агрессивность— это следствие враждебности, а воспитательные меры — не оружие сражения.

· Не позволяйте ребенку даже нарочно стрелять во взрослых из игрушечного пистолета.

· Разъясняйте малышу, что мучить домашних животных— недопустимо.

· Не разжигайте преднамеренно нежные чувства у ребенка только к одному из родителей.

· Не подчеркивайте и не напоми найте ребенку все время, что его брат или сестра лучше, чем он, ведет себя (что-то делает).

· Не культивируйте вражду между вашим ребенком и его сверстниками.

· Не оскорбляйте достоинство малыша грубыми словами.

· Не позволяйте себе любить ребенка только «оценочной» любовью.

· В случае, если нет видимых причин для агрессивного поведения малыша, а оно у него проявляется, обратитесь к специалистам.

Памятка для родителей агрессивного ребенка

· Будьте последовательны в воспитании вашего ребенка, внима тельны к его нуждам.

· Не вводите много запретов и не повышайте голоса на ребенка; помните, что это самые неэффективные способы преодоления его агрессивности.

· Высказывайте вводимые вами запреты в тактичной форме.

· Дайте возможность ребенку выплескивать свой гнев, переключайте его на другие объекты.

· Показывайте малышу личный пример уравновешенного поведения.

· Не допускайте при ребенке вспышек гнева.

· Если вы в гневе, старайтесь не прикасаться к ребенку, уйдите в другую комнату.

· Наказывайте малыша только за конкретные проступки, наказа ние не должно унижать ребенка.

Старайтесь лишний раз пожалеть, приласкать малыша, чтобы он чувствовал, как вы любите и понимаете его.

В современном мире много негативного, и это зачастую находит прямое отражение в поведении детей. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся залож никами тех условий, в которых растут и развиваются.

Для преодоления детской агрессии необходимо выявить причины, способствующие ее развитию, и определить способы контроля за поведением дошкольника.

· Помните: агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом его психического заболевания.

· Выясняйте причины появления агрессии у детей, которые могут быть самыми разными.

Некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием кризисных периодов развития (1 года, 3 и 7 лет), которые в жизни ребенка, несмотря на всю их сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса его психического развития. Обычно у детей раннего возраста агрессия выражается в словах (различные угрозы и др.) и в виде физических действий (ребенок кусается, дерется, плюется).

Чаще всего агрессивное поведение бывает свойственно детям, которых подвергают физическим наказаниям, или родители часто угрожают им на словах.

Причинами агрессивности ребенка могут быть также некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга; характер наказаний (резкое подавление агрессивности не устраняет, а, наоборот, стимулирует ее развитие); стиль общения родителей с ребенком и друг с другом, который дети берут себе за образец.

· Помните: укреплению агрессив ных форм поведения у дошколь ника способствуют:

— скандалы в семье и применение физической силы во время семейных ссор (драки);

— грубое, жестокое обращение с ребенком;

— привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т.п.;

— просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и мультипликационных фильмах;

— одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы («А ты тоже его ударь», «И ты сломай» и др.).

Правила поведения родителей, способствующие снижению детской агрессивности

1. Будьте внимательны к чувствам и желаниям вашего малыша.

2. Адекватно оценивайте возможности вашего ребенка.

3. Стремитесь вовремя, ненавязчиво во и без излишних наставлений оказывать малышу необходимую помощь.

4. Предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам.

5. Умейте идти на компромисс с ребенком.

6. Будьте последовательны в воспитании дошкольника.

Помните: в сложной работе быть родителем – не бывает выходных. Постоянно следите за соблюдением ребенком правил поведения и режима дня, не нарушайте установ ленную организацию его жизни.

7. Найдите оптимальный метод вос питания малыша, с которым были бы согласны и папа, и мама, и другие взрослые.

· Выберите психологически более целесообразный способ борьбы с агрессией малыша, если вы столкнулись с «заимствованным» у вас поведением ребенка. Осмыслите свое поведение в семье.

· Не стыдитесь извиниться перед малышом, если чувствуете себя неправыми. Это не роняет родительский авторитет в глазах ребенка, и, подражая вам, он также будет извиняться в случае необходимости.

Помните: в дошкольном возрас те освоение детьми родительско го стиля поведения происходит очень интенсивно.

Детские конфликты

Ребенок растет веселым и покладистым, но стоит ему оказаться на детской площадке, как начина ются ссоры с детьми: то игрушку не поделят, то подерутся друг с другом...

В данном случае потребность в контактах со сверстником уступает место потребности в действиях с предметами— главной страсти детей раннего возраста. И именно здесь возникают детские конфликты.

Когда игрушку просит мама или папа, ребенок с удовольствием отдает ее, потому что знает, что сей час взрослый включится в игру.

Опыта такого рода общения со сверстниками у маленьких детей еще нет, координировать свои действия с действиями другого ребенка они не умеют, но точно знают, что, отдав игрушку сверстнику, назад ее не получат.

· Не рассматривайте нежелание ребенка отдать игрушку дру гому малышу как проявление жадности.

· Не расстраивайтесь по этому поводу и не наказывайте малыша — это не поможет.

Игрушки, принадлежащие ребенку, — это часть его личного пространства, такая же, как его кроватка, тарелка, одежда. Обладание ими дает ему чувство уверенности, безопасности, надежности, постоянства окружения.

· Говорите малышам: «Хорошие мальчики и девочки делятся друг с другом».

· Для того чтобы уменьшить вероятность детских конфликтов, обеспечьте детей достаточным количеством игрушек в нескольких экземплярах: например, две лопатки, две машинки, два ведерка. Это позволит им обмениваться игрушками и поможет без лишних ссор играть всем вместе.

· Предложите ребятам поме няться игрушками, покатать друг другу машинки или мячи ки, сами поиграйте вместе с ними, координируя их действия.

· Если конфликт все же возник, постарайтесь спокойно, без лишних порицаний помирить детей, переключить их внима ние на что-нибудь другое.

· При разрешении детского конфликта опирайтесь прежде всего на уважение к личности ребенка.

· Не ругайте малыша, не выры вайте у него игрушку, не тре буйте, чтобы он немедленно вернул ее хозяину.

· Не подавайте детям пример насильственного решения проблемы.

· Помните: ваша задача— дать детям образец конструктивного поведения. Ведь ребенок поступает так не со зла. Малыши просто хотят играть одной и той же игрушкой, но не умеют договариваться.

· Примите участие в улаживании детского конфликта, присядьте рядом с детьми, чтобы разговор с ними происходил на уровне глаз (позиция «глаза в глаза»).

Ваше присутствие рядом со сла бым ребенком даст ему дополни тельную силу, сделает более уверенным.

· Попытайтесь спокойно объяс нить детям, какие чувства испытывает каждый из конфликтующих.

· Помогите им сформулировать свое желание или просьбу другому ребенку.

· Убедите обидчика поделиться с обиженным сверстником, пожалеть его.

· Если ссора не кончается, и дети продолжают громко кричать, ничего не слыша вокруг себя, заберите игрушку, вызвавшую конфликт, и объясните, почему вы это делаете. Одного из детей уведите в другое место.

· Если вашего ребенка обиде ли во дворе, не бегите сгоряча наказывать обидчика. Сначала успокойтесь и все хорошо об думайте.

· Пожалейте пострадавшего ма лыша, посидите с ним рядом, дайте ему возможность выговорить свою обиду.

Поссорившимся детям пока сложно понять, что по-своему они могут быть правы оба.

· Объясните, что в жизни чаще всего бывают правы и виноваты оба, а не кто-то один.

Наши дети очень хорошо уме ют видеть чужие недостатки, свои собственные — для них пока не так очевидны.

Если вы научите малыша при знавать его вину, замечать собственные ошибки, он скорее научится ладить со сверстниками, станет осторожнее и внимательнее в отношениях с другими людьми.